double arrow

Организацию и процедуру поиска и спасения на море

ТЕМА 2.6. Нормативные документы обеспечивающие

Обязанности спасения и оказания помощи терпящим бедствие судам и экипажу являются обязанностью государств.

Согласно «Международной конвенции оказания помощи и спасения на море 1910 года», капитан судна, получивший сигнал бедствия или обнаруживший на море, находящееся в опасности лицо, обязан оказать терпящим бедствие помощь без серьезной опасности для своего, экипажа и пассажиров.

«Конвенция об открытом море 1958 г.» и «Конвенция ООН по морскому праву 1982 г.» требует, чтобы каждое государство вменило в обязанность капитану любого судна, оказывать помощь любому обнаруженному в море лицу, которому угрожает гибель, следовать со всей возможной скоростью на помощь погибающим.

Если капитану сообщено, что они нуждаются в помощи, и после столкновения оказывать помощь другому судну, экипажу и пассажирам, сообщить аварийному судну наименование своего судна, порт его регистрации и порт захода.

«Конвенция об открытом море 1958 г.» и «Конвенция ООН по морскому праву 1982 г.» обязывают прибрежные государства способствовать организации эффективной спасательной службы для обеспечения безопасности на море и взаимном сотрудничестве по координации действий аварийно- спасательных служб для спасения человеческих жизней, оказания быстрой и эффективной помощи судам и самолетам любой национальности.

В 1979 году в Гамбурге одобрена «Международная конвенция по поиску и спасению на море», направлена на сотрудничество государств по принятию необходимых мер для поиска и спасения людей, терпящих бедствие на море, осуществлении поисково-спасательных операций в Мировом океане, допуска своих спасательных единиц в территориальные воды друг друга при соблюдении минимальных формальностей.

Международная конвенция по поиску и спасению на море 1979 г. подписана в Гамбурге 27 апреля 1979 г., вступила в силу 22 июня 1985 г. Украина участник конвенции с 1993 г.

Цель конвенции: обязанность оказывать помощь бедствующим на море, закреплена и детализирована в международных соглашениях и резолюциях международных организаций:

1.Международной конвенции по унификации правил оказания помощи и спасения на море.

2.Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.

3.Руководства для торговых судов по поиску и спасению 1978 г.

4.Международной конвенции по охране человеческой жизни на море, СОЛАС-74/78.:

Глава V. Правило 7. Служба поиска и спасения. (Конвенция СОЛАС-74/78).

Правительство обязуется обеспечить принятие необходимых мер для установления связи при бедствии и координации в их районе ответственности, а также для спасения людей, терпящих бедствие на море вблизи берегов своей страны.

Эти меры должны включать: создание, эксплуатацию и техническое обслуживание таких поисково-спасательных средств, которые рассматриваются как практически возможные и необходимые исходя из интенсивности движения судов и навигационных опасностей, насколько возможно, должны предоставить достаточные средства обнаружения и спасения людей в соответствии с Международной Конвенцией по поиску и спасению на море 1979 г. и, принятыми Резолюциями ИМО:

Резолюция А.894(12) Международное авиационное и морское наставление по поиску и спасению;

Резолюция А,225(VII) Оборудование наведения воздушного средства поиска и спасения (САР);

Резолюция А.530(13) Использование судовых радиолокационных ответчиков для поиска и спасения;

Резолюция А.616(15) Оборудование для наведения при поисково-спасательных операциях.

Глава V. Правило 8. Спасательные сигналы - для связи с судами, терпящими бедствие. (Конвенция СОЛАС-74/78).

69 сессия 1998 г. Кабинета Безопасности Мореплавания (Резолюцией КБМ.98) внесла поправки с новыми приложениями: «Международной конвенции по поиску и спасению на море» и состоит из пяти глав: 1. Термины и определения. 2. Организация и координация. 3.Сотрудничество между государствами. 4. Система судовых сообщений. 5. Порядок проведения операций. 6. Приложения.

Поправки вступили в силу с 01 января 2000 г.

Согласно Конвенции, государства-участники обязаны обеспечить принятие необходимых мер по обеспечению надлежащего поиска и спасения людей, терпящих бедствие на море у их берегов.

Каждое государство осуществляет общую координацию спасательных операций в своем поиско - спасательном районе, границы которого устанавливаются соглашением между соответствующими государствами; создает национальные спасательно-координационные центры;

назначает в качестве спасательных единиц государственные, общественные или частные службы, оснащенные надлежащим образом в качестве спасательных единиц, могущих участвовать в поисково-спасательных операциях.

Государство должно направить Генеральному секретарю ИМО информацию о своей организации.

Глава 3. Сотрудничество между государствами. Им рекомендуется координировать свои поисково-спасательные операции с соседними государствами.

Глава 4. Система судовых сообщений. Устанавливаются требования к информации, которой должен обладать спасательно-координационный центр, оперативным планам или инструкциям по проведению поисково-спасательных операций в своей зоне, готовности спасательных единиц.

Глава 5. Порядок проведения спасательных операций и действия спасательно-координационных центров во время каждой аварийной стадии.

Различают три аварийные стадии:

1.«Стадия неопределенности» - когда сообщено о неприбытии судна в пункт назначения в определенный срок, либо судно не передало очередной сводки о своем месте или сообщения, касающего безопасности мореплавания.

2.«Стадия тревоги» - когда после стадии неопределенности попытки установить связь с судном не дали результатов или когда была получена информация о том, что эксплуатационная надежность судна нарушена, но не в такой степени, когда вероятна ситуация бедствия.

3.«Стадия бедствия» - когда получена достоверная информация о том, что судну или лицу грозит серьезная и неизбежная опасность и оно нуждается в немедленной помощи, или когда после стадии тревоги дальнейшие безуспешные попытки установить связь с судном и безуспешные запросы указывают на вероятность того, что судно терпит бедствие, или когда полученная информация указывает на то, что эксплуатационная надежность судна нарушена до такой степени, что вероятна ситуация бедствия.

Глава 6. Приложения. Приложения рекомендует участникам Конвенции устанавливать системы судовых сообщений, обеспечивающих полную информацию о движении судов, что дадут возможность сократить время между моментом потери связи с судном и начала поисково-спасательных операций. Это также может помочь в определении судна, способного оказать немедленную помощь, включая медицинскую.

Дополнением к Конвенции является разработанное в 1998 г. «Международное руководство по авиационному и морскому поиску и спасению, ИАМСАР», в котором изложены основные положения по общей организации поиска и спасения для авиации и морского флота.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: