Управление стрессом

Стресс - обычное и часто встречающееся явление. Он представляет собой защитную реакцию организма на действие сильного внешнего или внутреннего раз­дражителя и проявляется обычно в виде усталости, нервного напряжения, повышенной раздражительности, бессонницы, низкой работоспособности. Умеренные стрессы безвредны и даже необходимы. Опасен только чрезмерный стресс (дистресс), вызванный сверхсильными и длительными хроническими отрицательными эмоциями, который может оказаться разрушительным для человека.

Стресс вызывает физиологические и психологические нарушения в организме. К физиологическим признакам стресса относятся язвы, мигрень, гипертония, боль в спине, пояснице, артрит, астма и сердечные заболевания. Психологические проявления сильного стресса включают в себя апатию, депрессию, нервные расстройства, проблемы в общении и сексуальные отклонения.

Стресс может быть вызван как факторами, связанными с работой, так и событиями личной жизни человека. К организационным факторам, вызывающим длительный, хронический стресс, относятся:

1. Перегрузка или недогрузка. Давно известно, что слишком сложная и напряженная работа вызывает беспокойство, перенапряжение, снижение самооценки и работоспособности, у человека возникает чувство отчаяния и безнадежности. Однако недогрузка может вызвать такие же чувства из-за того, что работник, не использующий полностью свой потенциал, опасается за свое будущее в организации. На этой почве могут возник­нуть серьезные сомнения в своей значимости и компетентности вплоть до комплекса неполноценности.

2. Конфликт ролей, который возникает, когда к работнику предъявляются противоречивые требования. Это может произойти в результате нарушения принципа единоначалия, когда два руководителя в служебной иерар­хии дают работнику несовместимые указания или когда ситуация требует одновременного выполнения двух совер­шенно разных функций. Ролевой конфликт может появиться и в результате различий между нормами нефор­мальной группы и формальной организации. В этой ситуации напряжение и беспокойство вызвано тем, что человек, с одной стороны, хочет быть принятым неформальной группой, но, с другой стороны, вынужден подчиняться требованиям руководства.

3. Неопределенность ролей, возникающая, когда работник точно не знает, что от него ожидают. Скудная информация, неясные требования, непонятная система оценки и вознаграждения - все это раздражает и угнетает.

4. Неинтересная работа. Замечено, что лица, имеющие интересную работу, значительно меньше страдают от стресса. Впрочем, понятие "интереса" очень субъективно, и то, что кажется неинтересным для одного, совсем иначе будет оценено другим.

Кроме того, организационный стресс может быть вызван плохими условиями труда, несправедливой оплатой, нестабильностью положения организации, угрозой увольнения, сложными отношениями с коллегами или руководителями, плохими каналами обмена информацией, неведением перспектив служебного роста и т.д.

Советы рядовым сотрудникам

Чтобы избежать чрезмерного стресса на работе, рекомендуется применять следующие методы:

· Разработайте систему приоритетов в своей работе. Оценивайте и распределяйте свои задачи по срокам, значимости, важности и т.д.

· Научитесь говорить "нет", если вы перегружены. Объясните своему начальнику, что понимаете важность нового задания. Затем опишите ему те дела, которыми вы заняты в настоящее время. Если он настаивает, спросите, какую работу следует отложить. Понимайте проблемы начальника и помогайте ему понять ваши. Наладьте с ним надежные и стабильные деловые отношения.

· Если вам предъявляют противоречивые требования – спокойно и тактично скажите об этом. Не занимайте обвинительно-агрессивной позиции и не жалуйтесь, а изложите свое мнение и попросите совета – как поступать в такой ситуации.

· Если вы чувствуете неопрёделенность ситуации, сообщите об этом руководителю и коллегам. Запросите у них дополнительную информацию. Требуйте точности и четкости в формулировании задач и требований к вам.

· Научитесь конструктивно обсуждать с руководителем ваши проблемы и трудности. Не жалуйтесь и не обвиняйте, а вместе ищите выход.

· Хорошо владейте собой. Научитесь спокойно воспринимать те трудности и проблемы, которыё вы не в силах исправить или изменить. Достойно проигрывать тоже надо уметь.

· Находите регулярно время для отдыха, не дожидайтесь крайней усталости.

· Не засиживайтесь на работе в свободное время, в обеденный перерыв. Если в работе пауза - выйдите из кабинета, если это возможно, походите по коридору.

· Не забывайте регулярно проветривать рабочее помещение, если необходимо – то и несколько раз в день.

· Не пренебрегайте умеренными физическими нагрузками. Поддерживайте хорошую физическую форму.

· Ведите здоровый образ жизни, соблюдайте разумный режим питания, труда и отдыха. Стремитесь к общему гармоничному равновесию в жизни. Будьте естественны в мыслях и поступках.

Если Вам кажется, что эти советы надуманы и оторваны от жизни, спросите себя: «А Вы их опробовали?».

Некоторые авторы рекомендуют сложные, громоздкие или экзотические приемы преодоления стресса, вроде аутогенной тренировки или гимнастики йогов. Подумайте, применимы ли эти практики на Вашем рабочем месте? Если да, то не стесняйтесь их использовать. Если нет, то не расстраивайтесь по этому поводу, но и не пускайте дела на самотек. Начните с наиболее простых рекомендаций, сделайте хоть что-то, чем переживать, что не можете сделать многого.

Советы руководителям

Чтобы управлять другими людьми, достигая при этом высокой производительности труда и низкого уровня стресса, применимы все те же советы, что и для рядовых сотрудников, плюс несколько специфических:

1. Оцените способности, потребности и склонности ваших работников и попытайтесь выбрать объем и тип работы для каждого из них, соответствующий этим факторам. Как только они продемонстрируют успешные результаты при выполнении этих заданий, повысьте им рабочую нагрузку. В подходящих случаях делегируйте подчиненным полномочия и ответственность.

2. Для выполнения дополнительных, незапланированных заданий предоставляйте подчиненным дополнительное время и ресурсы.

3. Четко опишите конкретные зоны полномочий, ответ­ственности и ожиданий. Это вначале потребует дополнительных усилий и времени, но избавит вас от множества неожиданных проблем в будущем.

4. Снабжайте своих подчиненных регулярной и достоверной информацией. Используйте систему контроля и обратной связи.

5. Владейте различными управленческими стилями, ме­тодами, приемами. Используйте те из них, которые оптимально соответствуют данной ситуации.

6. Обеспечивайте справедливое вознаграждение за эф­фективную работу.

7. Устанавливайте и поддерживайте хорошие деловые и личные отношения с подчиненными. Культивируйте "дух единой команды" и сами следуйте ему.

Вторым основным источником чрезмерного стресса являются различные личностные факторы, включающие в себя как события частной жизни человека (изменения в социальном или материальном положении, болезнь или смерть члена семьи, семейные неурядицы и бесчисленное множество других событий), так и изменения во внешнем мире, отражающиеся на жизни любого человека (политическая и социальная нестабильность, рост цен, уровень преступности и т.д.). При этом следует отметить, что приятные, но неожиданные или очень долгожданные события, обладающие особой значимостью, могут вызвать ничуть не менее разрушительный стресс, чем отрицательные.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: