Элементы каждой формы могут быть взаимосвязаны по принципу подобия или контраста, т. е. либо все части костюма строятся на повторении одного элемента, либо противопоставляются друг другу по какому-либо принципу (форме, цвету, объему и пр.). Нюансом обозначается переходное состояние между подобием и контрастом.
Подобие проявляется тогда, когда один элемент или один геометрический объем развивается или повторяется в форме в различных вариациях (рис. 22).
Контраст означает противопоставление различных форм друг другу. Примеры контраста проявляются при сопоставлении легкого и тяжелого (рис. 23), гладкого и волнообразного (рис. 24). Также контрастными могут быть: масса, элементы формы, материал, фактура, цвет. Контраст направлен на обостренность восприятия формы. Роль контраста в форме может быть различна: в одних случаях он обусловлен конструктивной основой формы, в других - средствами организации ее структуры. При использовании контрастных сочетаний необходимо соблюдать определенную меру, соответствующую назначению вещи, т. к. взаимодействие
Рис. 21. Ритм, метр и темп в костюме
ярко выраженных контрастных элементов вызывает ощущении дисгармонии.
Контраст и подобие определяют основную структуру формы, но иногда возникает необходимость дополнить костюм более мягким, живописным эффектом. Именно нюанс создает эти дополнительные эффекты, которые способствуют гармоничности решения формы в целом. В изделии, построенном на контрасте, обязательно есть элементы, имеющие черты подобия, оттенки сходства. Нюансные проработки элементов формы, легкий декор при четком контрастном решении формы только подчеркивают идею композиции, заставляют ее звучать еще более выразительно и образно.
Рис. 22. Принцип подобия форм в костюме