double arrow

Подобие, нюанс, контраст


Элементы каждой формы могут быть взаимосвязаны по принципу подобия или контраста, т. е. либо все части костюма строятся на повторении одного элемента, либо противопоставляются друг другу по какому-либо принципу (форме, цвету, объему и пр.). Нюансом обозначается переходное состояние между подобием и контрастом.

Подобие проявляется тогда, когда один элемент или один геометри­ческий объем развивается или повторяется в форме в различных вариациях (рис. 22).

Контраст означает противопоставление различных форм друг другу. Примеры контраста проявляются при сопоставлении легкого и тяжелого (рис. 23), гладкого и волнообразного (рис. 24). Также контрастными могут быть: масса, элементы формы, материал, фактура, цвет. Контраст направлен на обостренность восприятия формы. Роль кон­траста в форме может быть различна: в одних случаях он обусловлен кон­структивной основой формы, в других - средствами организации ее структуры. При использовании контрастных сочетаний необходимо со­блюдать определенную меру, соответствующую назначению вещи, т. к. взаимодействие

Рис. 21. Ритм, метр и темп в костюме




ярко выраженных контрастных элементов вызывает ощу­щении дисгармонии.

Контраст и подобие определяют основную структуру формы, но ино­гда возникает необходимость дополнить костюм более мягким, живопис­ным эффектом. Именно нюанс создает эти дополнительные эффекты, ко­торые способствуют гармоничности решения формы в целом. В изделии, построенном на контрасте, обязательно есть элементы, имеющие черты подобия, оттенки сходства. Нюансные проработки элементов формы, лег­кий декор при четком контрастном решении формы только подчеркивают идею композиции, заставляют ее звучать еще более выразительно и об­разно.

Рис. 22. Принцип подобия форм в костюме







Сейчас читают про: