Восприятие формы и установка

В настоящее время в психологической науке все больше места за­нимает учение о роли восприятия единой формы. Оно определяет собой восприятие ее составных частей и элементов. Следует отметить, что целое - это не результат механического сложения частей формы, поскольку ха­рактерные свойства целого не могут быть выведены из свойств его состав­ных частей. Точнее было бы сказать, что в зависимости от целого меняет­ся значение его элементов для восприятия.

Эта зависимость проявляется тогда, когда элементы формы либо объединяются, либо расчленяются в пределах общего восприятия. При этом характер нашего восприятия и связанные с этим иллюзии зависят от одно­го субъективного фактора - нашей установки [‡] на определенное содержа­ние восприятия. Только при соответствующей установке все содержание восприятия доходит до сознания в нужном аспекте. И предмет оценивается правильно.

Наше восприятие имеет оформляющую силу: то, что мы видим, за­висит от смысла, какой мы придаем видимым предметам. Например, если читаешь и ожидаешь увидеть правильно напечатанное слово, то не замеча­ешь опечаток и т. д.

Существует ряд иллюзий, где главным образом действует значение рисунка или наше знание о том, как в действительности выглядит изобра­жаемый предмет. Например, мы знаем, что форма есть граница масс. По­этому, рассматривая объект без фактической границы физического тела, мы подсознательно определяем ее сами. На рис. 28 у «лица» нет внешних рамок. Оно состоит всего из нескольких линий и тем не менее мы воспри­нимаем его как изображение лица.

Рис. 28. Отсутствие границы Рис. 29. Зрительная иллюзия

масс круга и квадрата

Рис. 30. Зрительная иллюзия Рис. 31. Зрительная иллюзия

квадрата круга

Видение объекта в той или иной определенный момент никогда не бывает событием изолированным. Именно поэтому и можно без особого труда интерпретировать отдельные непонятные сами по себе изображе­ния, т.к. они объяснены длинной серией восприятия и интерпретаций, имевших место в прошлом.

В пространстве между осями на рис. 29 один увидит круг, другой квадрат. Фигура, которая приведена на рис. 30, обычно воспринимается как изображение квадрата, но если добавить четыре точки, то квадрат ста­новится кругом (рис. 31).

Одной из особенностей восприятия формы является ощущение дви­жения объектов внутри нее, которые сами по себе не движутся (мнимое движение). Движение происходит преимущественно вдоль силовых линий (рис. 32). В очертаниях кругов и прямоугольников наблюдается сбалан­сированность движения, поскольку оптическое напряжение распространя­ется по линиям, на которых они как бы уничтожают друг друга. Эллипс и треугольник как более динамичные фигуры имеют большую степень на­пряжения.



Рис. 32. Мнимое движение

Рис. 33. Установка восприятия фигуры

На рис. 33 круг со стрелками, направленными наружу, кажется боль­ше, чем круг, в котором стрелки указывают на его центр. Тут, по-видимому, действует значение, обычно придаваемое стрелке: она указыва­ет направление - в первом случае оно центробежное, стрелки растягивают, расширяют круг; во втором - они сбегаются к центру и сжимают, сужива­ют круг.

В данной теме особый интерес представляют «обратимые иллюзии». Сущность их в том, что им можно давать попеременно то одно, то другое толкование. В рис. 34 можно видеть либо белый узор на черном фоне либо черный узор на белом фоне. Рис. 35 может рассматриваться как полуот­крытая книга, то обращенная корешком к нам, то, как раскрытая в проти­воположную сторону. Смена одного и другого понимания может насту­пить самопроизвольно. В то же время несколькими исследователями (Вундг, Флюгель) было сделано наблюдение, что та часть фигуры, кото­рую мы фиксируем, кажется нам ближе.




Рис. 34. Обратимые иллюзии в орнаменте

Линейная перспектива и особенно ее несознаваемое перспективное действие по-разному используются в костюме. Так, употребляют перспек­тивные соотношения при размещении рисунка полотна и создают кажу­щийся рельеф, выпуклость, вогнутость при прямой конструкции формы (рис. 36-38).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: