В настоящее время в психологической науке все больше места занимает учение о роли восприятия единой формы. Оно определяет собой восприятие ее составных частей и элементов. Следует отметить, что целое - это не результат механического сложения частей формы, поскольку характерные свойства целого не могут быть выведены из свойств его составных частей. Точнее было бы сказать, что в зависимости от целого меняется значение его элементов для восприятия.
Эта зависимость проявляется тогда, когда элементы формы либо объединяются, либо расчленяются в пределах общего восприятия. При этом характер нашего восприятия и связанные с этим иллюзии зависят от одного субъективного фактора - нашей установки [‡] на определенное содержание восприятия. Только при соответствующей установке все содержание восприятия доходит до сознания в нужном аспекте. И предмет оценивается правильно.
Наше восприятие имеет оформляющую силу: то, что мы видим, зависит от смысла, какой мы придаем видимым предметам. Например, если читаешь и ожидаешь увидеть правильно напечатанное слово, то не замечаешь опечаток и т. д.
Существует ряд иллюзий, где главным образом действует значение рисунка или наше знание о том, как в действительности выглядит изображаемый предмет. Например, мы знаем, что форма есть граница масс. Поэтому, рассматривая объект без фактической границы физического тела, мы подсознательно определяем ее сами. На рис. 28 у «лица» нет внешних рамок. Оно состоит всего из нескольких линий и тем не менее мы воспринимаем его как изображение лица.
Рис. 28. Отсутствие границы Рис. 29. Зрительная иллюзия
масс круга и квадрата
Рис. 30. Зрительная иллюзия Рис. 31. Зрительная иллюзия
квадрата круга
Видение объекта в той или иной определенный момент никогда не бывает событием изолированным. Именно поэтому и можно без особого труда интерпретировать отдельные непонятные сами по себе изображения, т.к. они объяснены длинной серией восприятия и интерпретаций, имевших место в прошлом.
В пространстве между осями на рис. 29 один увидит круг, другой квадрат. Фигура, которая приведена на рис. 30, обычно воспринимается как изображение квадрата, но если добавить четыре точки, то квадрат становится кругом (рис. 31).
Одной из особенностей восприятия формы является ощущение движения объектов внутри нее, которые сами по себе не движутся (мнимое движение). Движение происходит преимущественно вдоль силовых линий (рис. 32). В очертаниях кругов и прямоугольников наблюдается сбалансированность движения, поскольку оптическое напряжение распространяется по линиям, на которых они как бы уничтожают друг друга. Эллипс и треугольник как более динамичные фигуры имеют большую степень напряжения.
Рис. 32. Мнимое движение |
Рис. 33. Установка восприятия фигуры
На рис. 33 круг со стрелками, направленными наружу, кажется больше, чем круг, в котором стрелки указывают на его центр. Тут, по-видимому, действует значение, обычно придаваемое стрелке: она указывает направление - в первом случае оно центробежное, стрелки растягивают, расширяют круг; во втором - они сбегаются к центру и сжимают, суживают круг.
В данной теме особый интерес представляют «обратимые иллюзии». Сущность их в том, что им можно давать попеременно то одно, то другое толкование. В рис. 34 можно видеть либо белый узор на черном фоне либо черный узор на белом фоне. Рис. 35 может рассматриваться как полуоткрытая книга, то обращенная корешком к нам, то, как раскрытая в противоположную сторону. Смена одного и другого понимания может наступить самопроизвольно. В то же время несколькими исследователями (Вундг, Флюгель) было сделано наблюдение, что та часть фигуры, которую мы фиксируем, кажется нам ближе.
Рис. 34. Обратимые иллюзии в орнаменте
Линейная перспектива и особенно ее несознаваемое перспективное действие по-разному используются в костюме. Так, употребляют перспективные соотношения при размещении рисунка полотна и создают кажущийся рельеф, выпуклость, вогнутость при прямой конструкции формы (рис. 36-38).