Анализируя вышесказанное и используя те или иные принципы гармонизации первичных элементов формы, можно добиться художественной выразительности костюма. Однако, проектируя костюм, нельзя забывать о роли его эмоционального воздействия на зрителя, о тех ощущениях, которые зритель испытывает, рассматривая тот или иной предмет. Предположим, поверхность кармана связана с юбкой красивой пропорцией. Но карман имеет ярко-красный цвет. Как известно, красный цвет зрительно приближает предметы. Красный карман на фоне серо-зеленой юбке кажется ближе. Следовательно, мы воспринимаем этот карман одновременнов двух пространствах - в обычномтрехмерном, и в «цветовом», связанным с восприятием. Если же юбку орнаментировать, сделать ее много-цветной, то возникнет новое ощущение, которое никак не учитывалось при создании конкретной системы пропорций.
Ощущение пропорций юбки изменяется в зависимости от изображения на ней различных геометрических фигур и их масштаба. Если одну из частей формы заполнить тематическим рисунком, наполненным интересным содержанием, то эта деталь привлечет тс себе большее внимание. Она • восприниматься иначе, так как выделиться из ряда аналогичных деталей, лишенных рисунка, и будет казаться больше или меньше (в зависимости от характера рисунка, цвета и пр.).
Пропорции связаны и с фактурой полотна. Размеры двух юбок с кадкой и грубой (рельефной) поверхностью воспринимаются по-разному, Если кокетку юбки выполнить с использованием контрастной фактуры, то е пропорции зрительно изменятся (и это не учитывается при анализе пропорций).
Восприятие пропорций связано с пластикой деталей. Пропорции покажутся разными, если, например, выполнить в мелкую изящную складку, а затем в крупную: во втором случае она станет более массивной, хотя ее размеры и геометрия останутся прежними.
В нашем восприятии неподвижные в действительности предметы могут двигаться. Почти каждая асимметричная композиция создает зрительное ощущение движения. Это тоже имеет прямое отношение к восприятию формы и пропорций. При рассмотрении системы прямоугольников, закономерно увеличивающихся к центру, создается ощущение ритмического ряда. И трудно понять, красивые или некрасивые пропорции имеет каждый прямоугольник. Мы ощущаем другое - общую ритмику, нарастание к центру. И именно это является существенным, а не пропорция каждого отдельного прямоугольника, т. к. они не воспринимаются отдельно. Можно провести такую аналогию: когда человек стоит, пропорция его тела воспринимается легко, но когда он лежит, трудно определить, насколько пропорционально он сложен.
Рис. 27. Влияние иллюзорных эффектов на структурные особенности формы
Итак, можно сделать вывод, что в формировании структурной основы формы участвует ее заполнение и художественное оформление, которое создает иллюзорные эффекты, по-разному воспроизводящие структурные особенности формы. На восприятие формы могут воздействовать: цвет, фактура, пластика, содержание (рисунок), толщина и глубина элемента формы и т. д. (рис. 27).
Иллюзорные эффекты в некоторых случаях имеют сильное психологическое воздействие на человека и способны отвлечь его внимание от целой формы, делая ее менее значительной и давая установку на нужное восприятие объекта.