double arrow

Восприятие формы в связи ее внутренним заполнением


Анализируя вышесказанное и используя те или иные принципы гармонизации первичных элементов формы, можно добиться художественной выразительности костюма. Однако, проектируя костюм, нельзя забывать о роли его эмоционального воздействия на зрителя, о тех ощущениях, кото­рые зритель испытывает, рассматривая тот или иной предмет. Предполо­жим, поверхность кармана связана с юбкой красивой пропорцией. Но карман имеет ярко-красный цвет. Как известно, красный цвет зрительно при­ближает предметы. Красный карман на фоне серо-зеленой юбке кажется ближе. Следовательно, мы воспринимаем этот карман одновременнов двух пространствах - в обычномтрехмерном, и в «цветовом», связанным с восприятием. Если же юбку орнаментировать, сделать ее много-цветной, то возникнет новое ощущение, которое никак не учитывалось при создании конкретной системы пропорций.

Ощущение пропорций юбки изменяется в зависимости от изображения на ней различных геометрических фигур и их масштаба. Если одну из частей формы заполнить тематическим рисунком, наполненным интересным содержанием, то эта деталь привлечет тс себе большее внимание. Она • восприниматься иначе, так как выделиться из ряда аналогичных деталей, лишенных рисунка, и будет казаться больше или меньше (в зависи­мости от характера рисунка, цвета и пр.).




Пропорции связаны и с фактурой полотна. Размеры двух юбок с кадкой и грубой (рельефной) поверхностью воспринимаются по-разному, Если кокетку юбки выполнить с использованием контрастной фактуры, то е пропорции зрительно изменятся (и это не учитывается при анализе пропорций).

Восприятие пропорций связано с пластикой деталей. Пропорции по­кажутся разными, если, например, выполнить в мелкую изящную складку, а затем в крупную: во втором случае она станет более массивной, хотя ее размеры и геометрия останутся прежними.

В нашем восприятии неподвижные в действительности предметы мо­гут двигаться. Почти каждая асимметричная композиция создает зритель­ное ощущение движения. Это тоже имеет прямое отношение к восприятию формы и пропорций. При рассмотрении системы прямоугольников, зако­номерно увеличивающихся к центру, создается ощущение ритмического ряда. И трудно понять, красивые или некрасивые пропорции имеет каждый прямоугольник. Мы ощущаем другое - общую ритмику, нарастание к цен­тру. И именно это является существенным, а не пропорция каждого от­дельного прямоугольника, т. к. они не воспринимаются отдельно. Можно провести такую аналогию: когда человек стоит, пропорция его тела вос­принимается легко, но когда он лежит, трудно определить, насколько пропорционально он сложен.

Рис. 27. Влияние иллюзорных эффектов на структурные особенности формы

Итак, можно сделать вывод, что в формировании структурной осно­вы формы участвует ее заполнение и художественное оформление, которое создает иллюзорные эффекты, по-разному воспроизводящие структурные особенности формы. На восприятие формы могут воздействовать: цвет, фактура, пластика, содержание (рисунок), толщина и глубина элемента формы и т. д. (рис. 27).

Иллюзорные эффекты в некоторых случаях имеют сильное психоло­гическое воздействие на человека и способны отвлечь его внимание от це­лой формы, делая ее менее значительной и давая установку на нужное вос­приятие объекта.







Сейчас читают про: