Симметрия и асимметрия традиционно рассматриваются как эффективные композиционные средства связи первичных элементов формы. Они помогают достичь художественного равновесия статичных и динамичных композиций в костюме.
Закономерности симметрии и асимметрии устанавливают определенный порядок размещения форм, связанный с функциональными и конструктивными особенностями костюма. Этот порядок должен быть не только целесообразным, но и эстетически, художественно осмысленным.
Симметрия с давних пор считалась одним из важных условий красоты формы. Симметричным называют предмет, состоящий из геометрически или физически относительно равных частей, расположенных в определенном порядке (рис. 25). Симметрия характеризует спокойное равновесие частей целого и выражает принцип статики.
В дизайне костюма почти все изделия решаются на основе зеркальной симметрии. Зеркальная симметрия - наиболее простой вид симметрии, основанный на равенстве двух частей фигуры, расположенных одна относительно другой так же, как какой-нибудь предмет и его отражение в зеркале. Воображаемая плоскость, которая делит такую фигуру пополам, называется плоскостью симметрии. Плоскостью симметрии фигуры человека, следовательно, и костюма является середина переда и спины по вертикали. Плоскость симметрии одновременно является и плоскостью равновесия. Зеркальная симметрия характеризует спокойное равновесие частей целого.
Асимметрия - понятие противоположное, снимающее условие равенства двух частей формы между собой. Асимметричная композиция характеризует различную степень динамичности предметов костюма. Связь асимметричных частей композиции в одежде образуется благодаря зрительному равновесию этих частей (рис. 26). Сочетание симметричных и асимметричных форм в одном костюме повышает динамику асимметрии.
Рис. 23. Контраст легкой и тяжелой формы
Закономерности построения асимметрии в предметах костюма связаны с физическим равновесием частей, обеспечивающих им художественную целостность.
С физической точки зрения, равновесие - это состояние, в котором действующие на некоторый объект силы взаимно компенсируют одна другую. Такое определение справедливо и для равновесия визуального. При визуальном равновесии асимметричные элементы формы в композиции расположение так, что уравновешивая друг друга, они находится в устойчивом состоянии. Различные факторы равновесия - форма, размеры, цвет, направление и местоположение - взаимосвязаны и обусловливают один другой. Равновесие способствует тому, чтобы композиция воспринималась легко.
Любое нарушение равновесия усложняет композицию, делает ее запутанной, дисгармоничной и несбалансированной.
Рис. 24. Контраст гладкой и волнообразной плоскости