Симметрия и асимметрия

Симметрия и асимметрия традиционно рассматриваются как эффек­тивные композиционные средства связи первичных элементов формы. Они помогают достичь художественного равновесия статичных и дина­мичных композиций в костюме.

Закономерности симметрии и асимметрии устанавливают опреде­ленный порядок размещения форм, связанный с функциональными и конструктивными особенностями костюма. Этот порядок должен быть не только целесообразным, но и эстетически, художественно осмыслен­ным.

Симметрия с давних пор считалась одним из важных условий красо­ты формы. Симметричным называют предмет, состоящий из геометриче­ски или физически относительно равных частей, расположенных в опреде­ленном порядке (рис. 25). Симметрия характеризует спокойное равнове­сие частей целого и выражает принцип статики.

В дизайне костюма почти все изделия решаются на основе зеркаль­ной симметрии. Зеркальная симметрия - наиболее простой вид симмет­рии, основанный на равенстве двух частей фигуры, расположенных одна относительно другой так же, как какой-нибудь предмет и его отражение в зеркале. Воображаемая плоскость, которая делит такую фигуру пополам, называется плоскостью симметрии. Плоскостью симметрии фигуры чело­века, следовательно, и костюма является середина переда и спины по вер­тикали. Плоскость симметрии одновременно является и плоскостью рав­новесия. Зеркальная симметрия характеризует спокойное равновесие частей целого.

Асимметрия - понятие противоположное, снимающее условие равен­ства двух частей формы между собой. Асимметричная композиция харак­теризует различную степень динамичности предметов костюма. Связь асимметричных частей композиции в одежде образуется благодаря зрительному равновесию этих частей (рис. 26). Сочетание симметричных и асимметричных форм в одном костюме повышает динамику асимметрии.

Рис. 23. Контраст легкой и тяжелой формы

Закономерности построения асимметрии в предметах костюма связа­ны с физическим равновесием частей, обеспечивающих им художествен­ную целостность.

С физической точки зрения, равновесие - это состояние, в котором действующие на некоторый объект силы взаимно компенсируют одна дру­гую. Такое определение справедливо и для равновесия визуального. При визуальном равновесии асимметричные элементы формы в композиции расположение так, что уравновешивая друг друга, они находится в устой­чивом состоянии. Различные факторы равновесия - форма, размеры, цвет, направление и местоположение - взаимосвязаны и обусловливают один другой. Равновесие способствует тому, чтобы композиция воспринималась легко.

Любое нарушение равновесия усложняет композицию, делает ее запу­танной, дисгармоничной и несбалансированной.

Рис. 24. Контраст гладкой и волнообразной плоскости


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: