Рис. 20. Зависимость восприятия формы от состояния ее поверхности |
Ритм можно понимать как чередование (убывание или нарастание) частей формы. Объединяясь в определенной последовательности, они образуют ритмические фигуры, из которых в свою очередь складывается общий ритмический рисунок. Благодаря ритму усиливается звучание главной идеи костюма.
В пределах формы правильное решение ритма организовывает вещь в целом. Повинуясь ритму, взгляд подсознательно соединяет точки в пространстве и наслаждается гармонией порядка.
Достичь целостности формы можно, сопоставляя с точки зрения ритма ее отдельные элементы. Чередование равных по величине элементов образует равномерное движение.
В этом движении некоторые элементы выделяются зрительным «ударением» - акцентом. Элементы, на которые приходятся акценты, называются активными. Элементы, не имеющие акцентов -- пассивными. Их равномерное чередование называется метром.
Скорость нарастания движения элементов называется темпом. Темп бывает медленным, умеренным, нарастающим и быстрым. Темп имеет эмоциональные оттенки. Для придания структуре формы большей выразительности применяют различные способы усиления динамичности, ускорения движения. Ритм, метр и темп имеют огромное значение, так как они определяют динамику формы, организованность и характер образа (рис.21).
|
|
Ритм в костюме вызывает различную степень зрительного движения (динамики) формы, которое может быть замедленным, быстрым, скачкообразным, оставаться замкнутым в пределах одной формы и выходить за ее пределы в другие формы, в целом составляющие костюм.