double arrow

Критерии работоспособности и расчет цепной передачи


Классификация цепных передач

Оценка цепных передач

Достоинства цепных передач:

• передача движения зацеплением, а не трением позволяет переда­вать большие мощности, чем с помощью ремня;

• практически не требуется натяжение цепи, следовательно, умень­шается нагрузка на валы и опоры;

• отсутствие скольжения и буксования обеспечивает постоянство среднего передаточного отношения;

• цепи могут устойчиво работать при меньших межосевых расстоя­ниях и обеспечивать большее передаточное отношение, чем ре­менная передача;

• цепные передачи хорошо работают в условиях частых пусков и торможений;

• цепные передачи имеют высокий КПД.

Недостатки цепных передач:

• износ цепи при недостаточной смазке и плохой защите от грязи;

• сложный уход за передачей;

• повышенная вибрация и шум;

• по сравнению с зубчатыми передачами повышенная неравномер­ность движения;

• удлинение цепи в результате износа шарниров и сход цепи со звездочек.

В настоящее время применяют шарнирные

  • роликовые,
  • втулочные (рис. 10.3, а) и
  • зубчатые (рис. 10.3, б) цепи.

В роликовых цепях зацеп­ление цепи со звездочкой осуществляется через ролик: долговечность цепи возрастает, но возрастает масса и стоимость цепи.




Цепи бывают однорядными и многорядными.

Зубчатые цепи набирают из пластин; большое значение имеет конструкция шарнира. В конструкцию входит направляющая пласти­на, предотвращающая сползание цепи со звездочки. По сравнению с втулочными зубчатые цепи работают более плавно, обеспечивают большую кинематическую точность, могут передавать большую мощ­ность, имеют высокий КПД, но их масса и стоимость значительно выше.

Форма профиля зуба звездочки зависит от конструкции и размеров цепи.

При проектировочном расчете предварительно определяют шаг цепи по формуле

где Кэ — коэффициент эксплуатации,

КД — коэффи­циент динамичности; Кс — коэффициент способа смазывания переда­чи; KQ — коэффициент наклона передачи к горизонту; Крег — коэффи­циент способа регулирования; Кр — коэффициент режима нагрузки; Т1 вращающий момент на ведущей звездочке; [рц] — допускаемое среднее давление в шарнире; т — число рядов цепи; z1 = 29 - 2и — ми­нимальное число зубьев ведущей звездочки роликовой цепи.

После подбора цепи по стандарту (табл. П13 Приложения) выбран­ная передача проверяется на износостойкость по формуле

где Ft окружная сила,

А — площадь про­екции опорной поверхности шарнира,— диаметр оси; В длина втулки (см. рис. 10.3, а).








Сейчас читают про: