double arrow

Вопрос № 1. Состав земель РФ. Перевод земель из одной категории в другую


Тема: Институт государственного управления.

Прекращение права бессрочного пользования и пожизненного наследуемого владения

Принудительное изъятие земельных участков в связи с совершением земельных правонарушений.

Ст. 284-285 ГК РФ предусматривают основания для принудительного прекращения права собственности:

1. Неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства или строительства в течение 3 лет, если законом не предусмотрен более длительный срок.

2. Использование участка с нарушением правил рационального использования - имеется в виду грубое нарушение правил рационального использования.

3. Использование участка, которое приводит к ухудшению плодородия сельскохозяйственных земель.

Согласно ст. 286 ГК РФ органы, осуществляющие изъятие и порядок предупреждения собственника о возможном изъятии определяются земельным законодательством. Однако процедура до настоящего времени в ЗК РФ не определена. Иконитская предлагает использовать аналогию закона, а именно, статью 54 ЗК РФ. Но большинство авторов полагают, что применение аналогии в данном случае невозможно. Это поддерживает и судебная практика. Следовательно, такое изъятие земельных участков невозможно.




Основания для изъятия земельных участков у землевладельцев предусмотрены в ЗК. Изъятие возможно в случае неустранения факта ненадлежащего использования земельного участка. Процедура прекращения права, порядок заблаговременного предупреждения предусмотрены ст. 54 ЗК РФ. Одновременно с наложением штрафа органы государственного земельного контроля выносят предупреждение. Форма предупреждения утверждена Постановлением Правительства от 15.11.2006 года (Положение о государственном земельном контроле).

В предупреждении указываются: само правонарушение, срок, в течение которого правонарушение должно быть устранено, указание на возможное прекращение права в принудительном порядке, если правонарушение не будет устранено, разъяснение прав в случае возбуждения процедуры о принудительном прекращении прав на земельный участок и иные условия.

Согласно п. 4 ст. 54 ЗК РФ в случае неустранения правонарушений в установленный срок органы государственного земельного контроля направляют материалы о прекращении прав на земельный участок в уполномоченные органы государственной власти или местного самоуправления. Данные органы обращаются в суд, направляют туда заявления о прекращении прав на земельный участок.


1. Состав земель РФ. Перевод земель из одной категории в другую.

2. Понятие и виды правового положения земель.

3. Понятие и виды государственного управления земельными ресурсами.



4. Функции государственного управления.

ФЗ от 10.05.2006 года № 69-ФЗ.

Указ Президента от 25 декабря 2008 года № 1847 «О Федеральной службе государственной регистрации кадастра и картографии».

Постановление Правительства РФ от 22.07.2008 года № 561 «О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд».

Объектом государственного управления являются все земли в границах РФ, вне зависимости от того, в чьей собственности находится конкретный земельный участок. Традиционно, все земли в России делятся по целевому назначению.

Ст. 7 ЗК РФ устанавливает 7 категорий земель в зависимости от целевого назначения:

1. Земли сельскохозяйственного назначения (земли, которые являются основным средством производства в сельском хозяйстве).

2. Земли населенных пунктов – земли, которые предназначены для застройки.

3. Земли промышленности и иного специального назначения. Обязательно территориальное планирование в соответствии с градостроительным законодательством.

4. Земли особо охраняемых территорий и объектов.

5. Земли лесного фонда – на них произрастают леса, или они предназначены для выращивания лесной растительности.

6. Земли водного фонда.

7. Земли запаса – законодатель не определяет использование.

Категория земель как юридически важное сведение непременно указывается в актах органов государственной власти и ОМСУ о предоставлении земельных участков, в договорах, в кадастровой документации и в документах государственной регистрации прав.



Общий порядок отнесения и перевода земель в ту или иную категории определен в ст. 8 ЗК РФ: Правительство РФ осуществляет перевод земель или земельных участков, находящихся в федеральной собственности, на основании решения.

Органы государственной власти субъекта принимают такое решение о переводе в отношении земель, находящихся в собственности субъекта. А также в отношении земель, находящихся в частной и муниципальной собственности; ОМСУ в отношении земель, находящихся в муниципальной собственности и частной собственности за исключением сельскохозяйственных земель.

Непосредственно правила и процедуры перевода определяются ФЗ № 172-ФЗ от 21.12.2004 года «О переводе земельных участков…».

Заинтересованное лицо обращается с ходатайством о переводе в уполномоченный орг. В кадастре обязательно указывается кадастровый номер участка, категория, из которой переводится земельный участок, и категория, в которую его хотелось бы перевести.

К заявлению прилагаются кадастровая выписка, копии документов, удостоверяющих личность заявителя, выписка из ЕГРИПП.

Содержание ходатайства о переводе земель из одной категории в другую и состав прилагаемых к нему документов устанавливаются:

1) органами государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в собственности Российской Федерации;

2) уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в отношении иных земель.

Также требуется согласие правообладателей на перевод.

Согласие не требуется в случае перевода в земли особо охраняемых природных территорий. В случае изменения установленных категорий должностных лиц.

По результатам рассмотрения органы должны принять акт о переводе из одной категории в другую.

Основания для отказа в переводе:

1. ФЗ установлен запрет или ограничение.

2. Отрицательное заключение государственной экологической экспертизы, если ее проведение требуется по закону.

3. Установление несоответствия испрашиваемого перевода документам территориального планирования, документации по планировке и землеустроительной документации.

Перевод считается завершенным с момента внесения изменений в ЕГРП.







Сейчас читают про: