Лекция №4
Рассмотрим структуру познавательных процессов, с помощью которых человек получает и осмысливает информацию, отображает объективный мир, преобразуя его в свой субъективный образ.
Структура приёма информации включает следующие этапы (рис.4.1):
Рис.4.1. Структура приёма информации человеком
Ощущение и восприятие
Приём и переработка человеком поступающей через органы чувств (ОЧ) информации завершается формированием образов предметов и явлений. Процесс появления этих образов называется восприятием (употребляют также термины «перцепция», «перцептивный процесс»).
Если в результате ощущения человек получает знания об отдельных свойствах и качествах предметов, то восприятие даёт целостный образ предмета или явления.
Различают четыре уровня восприятия:
1) обнаружение;
2) различение;
3) идентификация – отождествление воспринимаемого объекта с образом, хранящимся в памяти;
4) опознание – сличение или сравнение наблюдаемого образа с соответствующим эталоном, извлечённым из памяти.
|
|
Внимание
Для восприятия любого предмета или явления необходимо, чтобы они вызвали преднамеренный или бессознательный интерес для человека. Подобная направленность и концентрация психики человека на каком-то объекте восприятия называется вниманием.
Внимание характеризуется следующими свойствами:
1) объём внимания измеряется тем количеством объектов, которые воспринимаются одновременно (у взрослого человека он равен не более четырём или шести объектам);
2) концентрация памяти – степень сосредоточения сознания на объекте;
3) распределение (распараллеливание) внимания – умение одновременно выполнять несколько действий или вести наблюдение за несколькими объектами или явлениями;
4) устойчивость внимания – сосредоточенность сознания человека на восприятии на оном и том же объекте в течении длительного времени;
5) переключаемость внимания – способность перестройки восприятия с одного объекта на другой.
память
Память – форма психического отражения мира, заключающаяся в сохранении и последующем воспроизведении знаний прошлого опыта. Без осмысления устройства человеческой памяти, невозможно понять основы формирования поведения, мышления, сознания и подсознания человека.
Представления – это образы предметов или процессов реальной действительности, которые человек воспринимал ранее, а сейчас мысленно воспроизводит из памяти.
Представления памяти – более или менее точные воспроизведения предметов и явлений, когда-то действующих на органы чувств человека, и сохраненные в его памяти.
Представления воображения – это воспроизведение образов предметов, которые в таких сочетаниях или в таком виде, человек никогда не видел.
|
|
В основе памяти лежат ассоциации или связи. Предметы или явления, связанные в действительности, связываются и в памяти человека. Запомнить что-то – значит связать то, что требуется запомнить, с чем-то уже известным, - образовать ассоциацию.
В памяти человека происходят следующие четыре процесса:
1) запоминание – предварительный процесс сохранения, направленный на сохранение в памяти полученных впечатлений, образов и знаний;
2) сохранение – процесс активной переработки, систематизации, обобщение и усвоение материала;
3) воспроизведение – процесс воспроизведения ранее воспринятого в отсутствии реального представления объекта или явления;
4) узнавание - процесс воспроизведения ранее воспринятого при повторной встрече или при повторном его восприятии.
Структура памяти предусматривает пять уровней:
1) сенсорная, непосредственная память удерживает довольно точные и полные данные о том, как воспринимается мир нашими органами чувств на уровне рецепторов (длительность сохранения данных 0.1-0.5 сек);
2) кратковременная память (КП) вступает в работу в случае, если содержание полученной сенсорной памятью информация заинтересует внимание высших отделов мозга (картина будет храниться ещё 20 сек, пока мозг её обрабатывает и интерпретирует);
3) долговременная память (ДП) обеспечивает длительное хранение информации и бывает двух типов: ДП с сознательным доступом (человек по своей воле может вспомнить нужную информацию) и закрытая ДП;
4) оперативная память – вид памяти, проявляющийся в ходе выполнения определённой деятельности, и обслуживающий эту деятельность, благодаря сохранению информации, поступающей как из КП, так и из ДП;
5) промежуточная память обеспечивает сохранение информации в течение нескольких часов, накапливает информацию в течении дня, а время ночного сна отводится организмом для её очищения, предварительно обобщив, систематизировав и переписав её в ДП.
Виды памяти
В соответствии с типом запоминаемого материала выделяют четыре вида памяти:
1) двигательная память – генетически первичная способность запоминать и воспроизводить систему двигательных операций пользоваться инструментами, водить машину, работать на компьютере и т.п.);
2) образная память – способность сохранять и в дальнейшем использовать данные восприятия (зрительная, слуховая, обонятельная, осязательная и вкусовая);
3) эмоциональная память – запоминание пережитых чувств человека, собственных эмоциональных состояний и аффектов;
4) вербальная (семантическая или словесно-логическая) память – высший вид памяти, основа информационной базы человеческого интеллекта
5) узнавание - процесс воспроизведения ранее воспринятого при повторной встрече или при повторном его восприятии.
Память обеспечивает целостность и развитие личности человека, занимает центральное место в процессе познания мира.
мышление
Мышление – наиболее обобщённая и опосредованная форма психики человека, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами.
Наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление – таковы последовательные ступени интеллектуального развития человека. На первом этапе ребёнок, ещё до овладения им активной речью, сталкивается с предметами, изготовленными руками человека, и таким образом вступает в предметно-практическое общение с другими людьми.
Наглядно-действенное мышление – вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование в процессе взаимодействия с предметами.
Наглядно-образное мышление – вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы.
|
|
словесно-логическое мышление – вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями. Понятие – форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов. Суждение – основная форма результата мыслительного процесса, это утверждение или отрицание чего-либо. Рассуждение – это работа мысли над суждением. Умозаключение – форма мышления, на основе нескольких суждений делается определённый вывод.