double arrow

Составные части


Представление знаний как основное звено процесса народного образования страны

Лекция №2

любого направления содержания образования

Наиболее строгой и эффективной формой представления знаний была, остаётся и будет система народного образования страны. Как и любая другая система, система образования имеет чёткую цель (функцию), строение (форму) и ресурсы (связи). Содержание образования построено на строго научной основе, включает только твёрдо устоявшиеся в науке факты и теоретические положения, учебный материал соответствует современному состоянию науки и способствует формированию жизненной позиции.

Содержание образования на всех его ступенях должно быть направлено на осуществление основной цели воспитания – формирование всесторонне и гармонично развитой личности, т.е. обеспечивать и умственное развитие, и техническую и трудовую подготовку, и физическое, и нравственное, эстетическое воспитание. Восхождение к этапу творческой деятельности можно представить как замкнутую цепь (рис.2.1):

Знания – это проверенный практикой результат познания действительности, верное её отражение в мышлении человека. Это информация, полученная человеком в результате процесса познания им окружающей действительности. Знание можно определить как осмысление, уяснение воспринятой информации, сохранение её в памяти и умение воспроизвести её из своей памяти, в случае необходимости, и применить основные факты науки и теоретические обобщения на практике.




Рис.2.1 Составные части любого направления содержания образования

ЛИЧНОСТЬ – это человек, имеющий активную жизненную позицию, о котором можно сказать: «На том стою и не могу иначе!». Личность можно охарактеризовать следующими шестью качествами:

1) Что человек знает и как?

2) Что ценит и как?

3) Что создаёт и как создаёт?

4) С кем общается и как общается?

5) Каковы духовные и культурные потребности человека и как он их удовлетворяет?

6) Какова мера ответственности человека за свои поступки, свою судьбу и судьбу других людей?

НАВЫК - это автоматизированное действие, доведенное до высокой степени совершенства, составной элемент умения.

УМЕНИЯ – это владение способами (приёмами, действиями) применения усваиваемых знаний на практике. Умения включают в себя знания и навыки. Формирование знаний, умений и навыков зависит от способностей человека. СПОСОБНОСТИ – это такие, развивающиеся в процессе обучения, психические свойства личности, которые являются результатом познания какой-то деятельности и обуславливают лёгкость, быстроту и успешность овладения и выполнения этой деятельности.

ОТНОШЕНИЯ – это оценочные суждения, порой эмоциональные, по поводу различных сторон жизни и деятельности.



ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ обеспечивает рождение новых знаний, навыков, умений и отношений (замкнутый круг, спиралеобразный процесс познания).

«Под образованием понимается целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимся определённых государством образовательных цензов» (закон РФ «Об образовании», 1992).

ОБУЧЕНИЕ – процесс непосредственного акта передачи и приёма знаний, умений и навыков предыдущих поколений. Это ядро образования. Оно включает в себя две части: преподавание и учение. Преподавание (деятельность педагога) представляет процесс передачи (трансформации) системы знаний, умений и опыта деятельности. Учение (деятельность учащегося) – это процесс усвоения опыта через его восприятие, осмысление, запоминание, преобразование и использование на практике.

Рис 2.2. Структура процесса обучения (по Кузьминой В.Н.):







Сейчас читают про: