ВОСПИТАНИЕ – это целенаправленное формирование личности человека под влиянием социально-экономического, политического и культурного уровня развития общества и государства.
ОБРАЗОВАНИЕ – это процесс и результат усвоения человеком опыта поколений в виде системы знаний, умений, навыков и отношений.
Структура педагогического процесса можно представить как систему из пяти взаимосвязанных элементов, имеющую как горизонтальные, так и вертикальные связи (рис.2.2):
1) цель обучения (для чего и для кого учить?);
2) содержание учебного материала (чему учить?);
3) методика, приёмы, средства, формы коммуникации (как учить?);
4) педагог (кто будет учить?);
5) учащиеся (кого учить?).
Любое знание может быть выражено в понятиях, категориях, принципах, законах, закономерностях, фактах, идеях, символах, концепциях, гипотезах, теориях.
ПОНЯТИЕ – форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений данного класса, выраженная словом или группой слов.
СУЖДЕНИЕ – основная форма результата мыслительного процесса, - это утверждение или отрицание чего-либо. РАССУЖДЕНИЕ – работа мысли над суждением. Суждения могут быть ложными и истинными, поэтому для того, чтобы стать знаниями, они должны быть доказаны.
УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ – форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определённый вывод (индукция и дедукция).
КАТЕГОРИЯ (от греч. «высказывание, признак») – наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие существенные, всеобщие свойства и отношения явлений действительности и познания. Примеры категорий: материя, движение, пространство и время, качество, количество, причинность, необходимость и случайность, содержание и форма и др.
ПРИНЦИП – основное требование к чему-либо или кому-либо, основное исходное положение теории или науки. ЗАКОН – это необходимое, существенное, устойчивое и повторяющееся отношение между явлениями в природе и обществе. ФАКТ – событие, предположение или знание, достоверность которого доказана. КОНЦЕПЦИЯ – это одна из форм, посредством которой излагается основная точка зрения, замысел, принципы построения или модернизации систем или процессов, хотя довольно абстрактно. Назначение концепции заключается в изложении мысли в конструктивной прикладной форме и включает в себя лишь те идеи, которые возможны для практического воплощения.
ГИПОТЕЗА – форма научного знания, предположение, предположительное суждение о закономерной (причинной) связи явлений или процессов. ТЕОРИЯ - форма научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях действительности. Критерием истинности любой теории является практика.
2.2. Перспективы развития