Педагогическое проектирование

РЕЧЬ

Язык – система знаков, включающая слова с их значениями и синтаксис – набор правил, по которым образуется предложение. Речь – это язык в действии.

Выделяют следующие основные функции языка:

1) средство существования, передачи и усвоения общественно-исторического опыта;

2) средство общения (коммуникации);

3) орудие интеллектуальной деятельности (восприятия, памяти, мышления и воображения).

Благодаря языку и письменности, знания предшествующих поколений становятся достоянием последующих поколений. Выполняя функцию средства общения, язык позволяет оказывать прямое (когда явно указывается, что нужно сделать) или косвенное воздействие (сообщаются сведения, важные для его деятельности) на собеседника. Функция языка как орудия интеллектуальной деятельности связана, прежде всего, с тем, что человек сознательно планирует свои действия и прогнозирует её результаты. Различают три стороны речевого общения: информационную, выразительную и волеизлиятельную.

Информационная сторона речи проявляется с передачей знаний и тесно связана с функциями обозначения и обобщения.

Выразительная сторона речи помогает передать чувства и отношение к предмету сообщения.

Волеизлиятельная сторона речи направлена на то, чтобы подчинить слушателя замыслу оратора.

Информационность речи зависит от ценности сообщаемых в ней фактов и от мастерства её автора к сообщению.

Понятность речи зависит от следующих трёх моментов:

1) от её смыслового содержания;

2) от её языковых особенностей;

3) от уровня развития, кругозора знаний и интересов слушателей (читателей).

Выразительность речи предполагает учёт обстановки выступления, ясность и отчётливость произношения, правильную интонацию, умения пользоваться словами и выражениями переносного и образного значения.

Мастерство педагогического общения

Педагогическое общение – форма представления знаний, имеющая свои особенности и в то же время подчиняющаяся общим психологическим закономерностям, включающим в себя коммуникативный, интерактивный и перцептивный стили общения.

Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми. Интерактивная сторона состоит в организации взаимодействия между людьми (цели: нужно повлиять на настроение, поведение, убеждения собеседника; согласовать действия и распределить функции между собеседниками). Перцептивная сторона общения включает в себя процесс восприятия друг друга партнёрами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.

Будет ли педагогическое общение оптимальным, зависит от педагога, от уровня его педагогического мастерства и коммуникативной культуры.

К средствам общения относятся:

1. Язык – система слов, выражений и правил их соединения в осмысленные высказывания.

2. Интонация, эмоциональная выразительность, способная придавать различный смысл одной и той же фразе.

3. Мимика, поза, взгляд собеседника могут усиливать, дополнять или опровергать смысл фразы.

4. Жесты могут служить для большей выразительности речи.

5. Расстояние между собеседниками.

Коммуникативная компетентность – способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. Коммуникация в переводе с латыни означает «общее, разделяемое со всеми». Коммуникация – процесс двустороннего обмена информацией, ведущий к взаимопониманию. Чтобы убедиться в успехе коммуникации, необходимо иметь обратную связь о том, как люди вас поняли и как они вас воспринимают, как они относятся к проблеме и т.п.

Некоторые разновидности типологии педагогов:

Педагог-«магнитофон», механически воспроизводящий какую-то научную или учебную информацию, не обращая внимания на реакцию и степень понимания учащихся.

Педагог-«скульптор» воспринимает учащихся как сырой материал, из которого надо слепить скульптуру. Склонен к властному, авторитарному стилю общения.

Педагог- «садовник» выращивает, ухаживает, лелеет своих питомцев. Склонен к эмоциональному дружескому, опекающему стилю общения. Однако, придерживается дистанции, подчинения со стороны учащихся.

Педагог-«наполнитель» воспринимает учащихся как сосуд, который надо наполнить знаниями, умениями, убеждениями. Строго следит за качеством их усвоения. Придерживается делового, информационного стиля общения с учащимися с позиции «сверху».

Педагог-«факельщик» сам увлечён и способен заинтересовать («зажечь») учащихся интересом к знаниям, к совместному поиску решений различных задач. Характеризуется эмоциональным, дружеским, равноправным с учащимися стилем общения.

Педагог-«цербер» требует беспрекословного подчинения и послушания, жёсткой дисциплины в поведении и мыслях учащихся, преимущественно использует авторитарный, устрашающий стиль общения.

Педагог-«барин» свысока или с безразличием относится к учащимся, практически избегает общения, использует авторитарные приёмы общения.

Педагог-«компьютер» работает по строгому алгоритму, главными целями считает соблюдение формальных инструкций (учебных программ) и служебных обязанностей.

Педагогическое проектирование – это предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагогов. Оно является функцией (работой) любого педагога, не менее важной, чем интерактивная, коммуникационная и перцептивная. Педагогическое проектирование состоит в том, чтобы создать варианты предстоящей деятельности и прогнозировать её результаты.

Объектами педагогического проектирования могут быть: педагогические системы, педагогический процесс, педагогические ситуации.

Педагогические системы бывают малыми, средними, большими и супербольшими.

Педагогический процесс есть объединение в единое целое тех факторов, которые способствуют развитию учащихся и педагогов в их непосредственном взаимодействии.

Педагогическая ситуация составная часть педагогического процесса, характеризующая его состояние в определённое время и в определённом пространстве.

Выделяют три этапа (ступени) проектирования:

I этап – моделирование;

II этап – проектирование;

III этап – конструирование.

Педагогическое моделирование (создание модели) – это постановка задачи и целей (общей идеи) создания педагогических систем, процессов и ситуаций, а главное, описание путей их достижения.

Педагогическое проектирование (создание проекта) – дальнейшая разработка созданной модели и доведение её до уровня практического использования.

Педагогическое конструирование – это дальнейшая детализация созданного проекта, приближающая использование его в конкретных условиях реальными участниками воспитательных отношений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: