Коммуникативный аспект

Синтаксические единицы — не только конструкции и пропозиции. Они создаются в речи, в речевой ситуации для передачи актуальной информации, с конкретной целью. В качестве примера используем одно из приведенных выше предложений: Дождь идет (в грамматическом аспекте N1 — Vf, в семантическом аспекте дождь). Это предложение можно произносить по-разному для выражения разных целей.

1) Дождь идет. — констатация ситуации.

2) Дождь идет. — сообщение о продолжении ситуации (как реакция на вопрос — подтверждение данного факта).

3) Дождь идет? — ожидание ответа.

Таким образом, одна и та же структура и одна и та же пропозиция здесь представлены как три разных высказывания. Основные средства образования разных высказываний — это интонация и порядок слов. Различия в интонации мы наблюдали в предыдущих примерах. Различия в высказываниях, выраженные порядком слов: Иванов / поедет на соревнования. На соревнования поедет / Иванов. В первом высказывании — сообщение о действии известного лица, во втором - о самом лице, выбранном для осуществления известного действия.

Так что ещё одно направление синтаксических исследований — коммуникативный синтаксис. Оно может быть определено как взгляд на предложение/высказывание «сверху», со стороны текста. Предметом этого направления является то, как строится и как «ведет себя» высказывание в определенном контексте, с учетом определенной коммуникативной задачи, в какие отношения оно входит с другими себе подобными единицами. С позиций текста, разумеется, можно также оценивать применимость или неприменимость той или иной синтаксической модели (структурной схемы) для описания конкретной ситуации.

С данных позиций каждое речевое сообщение характеризуется прежде всего коммуникативной наполненностью.

Коммуникативная наполненность — это свойство предложения/высказывания отражать ситуацию объективной действительности, предназначенную для сообщения адресату. Оно непосредственно соотносится с уже упомянутой коммуникативной функцией синтаксических единиц.

Как появляется на свет речевое сообщение? Некоторый фрагмент объективной действительности — или, по-другому, событие, — преломляясь в сознании говорящего через систему семантических функций (составляющих содержание синтаксических моделей), воплощается в конечном счете в комплексе лексических и грамматических значений, имеющих свое формальное выражение. Даже такие разные высказывания, как Уже? Ничего себе... или Конденсатор С6 устраняет возможность самовозбуждения схемы индикации, в равной степени несут в себе информацию о событиях окружающего мира; в основе сообщения всегда лежит какой-то «кусочек действительности», которому предназначено стать достоянием сознания слушающего. Говорящему есть «о чем сказать», есть «кому сказать» и есть «зачем сказать». Иными словами, смысл высказывания образуется «согласованием значимого содержания предложения с ситуативными потребностями акта общения» (Звегинцев 1976: 193).

Высказывание характеризуется коммуникативной наполненностью и тогда, когда говорящий руководствуется не собственно коммуникативными целями, а какими-то условными, метаязыковыми. Очевидно, что даже примеры, записанные на классной доске, типа Солнце светит или Дождь идет (причем независимо от того, какая погода стоит в этот момент на дворе), тоже отражают определенную ситуацию, только ситуацию более сложную, допустим, такую: «Существует солнце, и оно обладает способностью светить», а кроме того: «Существует подлежащее двусоставного предложения, и оно может быть выражено словом типа солнце, и существует сказуемое, и оно может быть выражено словом типа светить». Подобные высказывания, специально построенные или используемые в мета-языковых целях, называются псевдовысказываниями (ср. Звегинцев 1976: 185 и след.).

Очень важно отметить, что адресат сообщения получит информацию не только непосредственно об отражаемой ситуации, но также о том, какое место она занимает в мире говорящего, какую оценку говорящий ей дает. Этому служат следующие свойства высказывания: предикативность и модальность.

В 20—40-е годы нашего века в трудах ученых из разных славянских стран почти одновременно началось выделение формальной и коммуникативной устроенности предложения как особых объектов изучения. Наибольшее развитие учение о предложении как коммуникативной единице получило в Пражской лингвистической шко­ле, прежде всего у чешского синтаксиста В. Матезиуса, которого справедливо считают создателем коммуникативного, или актуального, синтаксиса. АКТУАЛЬНОЕ ЧЛЕНЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, понятие, разработанное в трудах Пражского лингвистического кружка в 1930-е годы для описания функциональных компонентов повествовательного предложения — ремы, или сообщаемой части, и темы, отправной точки сообщения. Согласно теории актуального членения, в предложении Студенты на третьем курсе хорошие выделяется тема студенты на третьем курсе и рема хорошие, т.е. о студентах первого курса сообщается, что они хорошие. В некоторых теориях функционального членения предложения тема и рема называются, соответственно, топиком (topic) и фокусом (focus), или топиком и комментарием (comment).

Единицей коммуникативно-прагматического аспекта является речевой акт, речевое действие. Речевой акт имеет так называемую иллокутивную силу, или иллокутивную цель (от лат. illokucio), в зависимости от которой различаются типы речевых актов: констатация, вопрос, просьба, обещание, выражение эмоций и др. Наиболее непосредственно эти типы речевых актов обозначаются перформативами (лат. рerformo — говорю), глаголами, называющими тот или иной речевой акт в форме 1 лица ед. числа: прошу, приказываю, обещаю, советую, спрашиваю и под. Например: Советую вам отдохнуть (Но в предложении Врач посоветовал мне отдохнуть глагол употребляется не в перформативном значении). Другие средства оформления речевых актов - интонация, порядок слов, частицы и другие иллокутивные показатели.

Теория речевых актов получила большую популярность на западе (Дж. Остин, Стросон),а затем стала активно развиваться и у нас (Демьянов, Падучева). Объектом исследования является акт речи в ситуации общения. По ТРА, произнесение предложения связано с выполнением трех актов (речевых действий) в их единстве.

1. Локутивный акт — произнесение предложения с целью обозначения какой-либо реальной ситуации. Локутивное значение — это объективное содержание предложения.

2.Иллокутивный акт — произнесение предложения с определенной коммуникативной целью говорящего в соответствии с его намерением, т.е. зачем, с какой целью говорящий передает объективное содержание. Эту установку отражает иллокутивное значение. Предложение может выражать утверждение, приказ, совет, просьб у и т.п.

3.Перлокутивный акт — произнесение предложения с целью воздействия на слушателя, стремление вызвать у него чувства или мысли.

Например: Идет снег. 1) обозначает определенный факт, картину действительности;

2)рассматривается как сообщение о данном факте (акт утверждения);

3)выражает радость/досаду.

Главная задача ТРА — изучение иллокутивных актов, типология этих актов. Существует несколько классификаций (количество типов иллокутивных актов от 5 до 15), но в любом случае они включают побудительные, повествовательные и вопросительные предложения (или соотношения).

Коммуникативно-синтаксический аспект относится и к речи, и к языку. Единица коммуникативного синтаксиса — высказывание, т.е. отрезок речи, выполняющий коммуникативную функцию, соответствующий целям общения. В речевом аспекте высказывание индивидуально и ситуативно, высказывания в речевом аспекте бесконечно разнообразны. Но есть в высказывании и такие особенности, которые делают его фактом не только речи, но и языка. Языковая сущность высказываний проявляется в их типологии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: