Обмен веществ и энергии (процессы ассимиляции и диссимиляции). Интенсивность обменных процессов в течение жизни

Нервная система (классификация, строение). Виды рефлексов, фазы формирования двигательного навыка

НС ч-ка объединяет все системы организма в единое целое и состоит из нескольких миллиардов нервных клеток и их отростков. Длинные отростки нервных клеток, объединяясь, образуют нервные волокна, которые подходят ко всем тканям и органам человека. Выделяют центральную (головной, спинной мозг) и периферическую (12 пар черепно-мозговых нервов, 31 пара спинномозговых).

По функциональному признаку НС дел. на соматическую (энергирует мышцы), вегетативную (регулирует работу внутренних органов).

Основными нервными процессами являются возбуждение и торможение, возникающие в нервных клетках. Возбуждение - состояние нервных клеток, когда они передают или направляют сами нервные импульсы другим клеткам. Торможение - состояние нервных клеток, когда их активность направлена на восстановление.

НС действует по принципу рефлекса – ответная реакция организма на раздражение, осуществляющаяся при помощи ЦНС. Существует 2 вида рефлексов: безусловный (врожденный), условный (приобретенный - все движения ч-ка).

Двигательный навык – двигательное действие, выполняемое автоматически без участия внимания и мышления. Фазы двигат-го навыка: генерализация (расширение и усиление возбудительного процесса, в результате чего в работу включаются доп-ые группы мышц; движения плохо координированы и неточны.) – концентрация (дифференцированное торможение излишнего возбуждения и его концентрация в нужных зонах головного мозга; движения точные, стабильные) – автоматизация (выполнение движений автоматически, без участия внимания и мышления).

В образовании двигательного навыка участвуют различные анализаторы: двигательный, вестибулярный, кожный и др. Анализатор - это структурная целостность рецептора и нерва, проводящего возбуждение в центр, находящийся в коре головного мозга. Изменение функции того или иного анализатора тесно связано со спецификой физических упражнений. У занимающихся ФУ совершенствуется глазодвигательный анализатор, увеличивается поле зрения и совершенствуется глубина восприятия. При исследованиях кожного анализатора в процессе тренировок установлено, что те области тела, которые подвергаются соприкосновениям и ударам, имеют пониженную тактильную и болевую чувствительность. В процессе физической тренировки НС ч-ка совершенствуется, осуществляя более тонко взаимодействие процессов возбуждения и торможения различных нервных центров. Тренировка позволяет органам чувств более дифференцированно осуществлять двигательное действие, формирует способность к более быстрому усвоению новых двигательных навыков.

Единство организма человека с внешней средой проявляется в обмене веществ и энергии. Обмен в-в (метаболизм) – это 2 взаимосвязанных противоположных процесса, протекающих одновременно, в рез-те к-ых происходит усвоение веществ, поступающих из окр.среды и биологическое превращение их в потенциальную энергию (ассимиляцию), а второй процесс, связанный с постоянным распадом и выведением из организма продуктов распада (дессимиляция). Процесс обмена веществ регулируется нервно-гуморальным (жидкостным) путем, то есть системой и железами внутренней секреции, усиливая или тормозя гормонообразование и поступление гормонов в кровь. В обменных процессах участвуют белки, углеводы, жиры, вода и минеральные соли. Важная роль в этих процессах принадлежит также витаминам, которые являются катализаторами обменных процессов.

Па белковый обмен существенное влияние оказывает гормон щитовидной железы тироксин; на углеводный обмен оказывает влияние гормон надпочечников адреналин и гормон поджелудочной железы - инсулин; на жировой обмен влияют гормоны поджелудочной, щитовидной желез и др. Общая интенсивность обменных процессов в течение жизни меняется. Возрастные особ-ти ассимиляции (А) и дессимиляции (Д): А>Д (0-25л), А=Д (25-60), А<Д (60 и >).

Гомеостаз – относительное динамическое постоянство внутренней среды организма (to тела, арт.давление).

Резистентность – способность организма работать в условиях неблагоприятных изменений внутр.среды.

Адаптация – способность организма приспосабливаться к меняэщимся условиям внешней среды.

Гипокинезия – недостат.двиг.активность организма.

Гиподинамия – совокупность отрицательных морфофункциональных изменений организма в следствии гипокинезии. (результат – атрофия мышц).

Гипоксия – кислородное голодание, к-ое возникает при недостатке кислорода во вдыхаемом воздухе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: