double arrow

Умственный труд, умственная работоспособность и факторы, ее определяющие


Физ культ и спорт в вышем учебном заведении. Основы организации физ восп в вузе

Физическая культура в ВУЗе.

В соответствии с государственным образовательным стандартом ВПО 1994 года физическая культура объявлена обязательной дисциплиной гуманитарного образования. Для физкультуры выделяется 408 часов. Цель физвоспитания студентов -формирование физической культуры личности.

Разделы программы физкультуры:

1.Теоретический раздел, который формирует систему знаний и отношений к физкультуре.

2.Практический раздел, который обучает двигательным действиям и так далее.

3.Контрольный раздел (тесты и нормативы в качестве критериев оценки). Обнаружение:

1.Понимание роли физкультуры в развитии человека и подготовке специалиста.

2. Знание основ физкультуры и здорового образа жизни.

3.Ценностное отношение и самоопределение в физкультуре с установкой на здоровый образ жизни.

Прием и переработка инф-ии – умственный труд, требующий напряжения сенсорного аппарата, памяти, активизации процессов мышления и эмоц-ой сферы. Характерной особенностью данного вида труда является сильное возбуждение головного мозга в сравнительно небольшой области нервных центров, что обуславливает их быстрое утомление, напряжение в органах чувств и в то же время ограничение двигательной активности. Интенсивная умственная работа отражается на состоянии ЦНС и на протекании псих-ких процессов. Интенсивность обменных процессов в мозге повышена. Он потребляет до 20% О2, поступающего во внутр среду организма. Для нормального осуществления своих функций мозг д/иметь стабильное кровоснабжение. При длит-ой умственной работе из-за ограничения движений и наклонного положения головы затрудняется отток венозной крови из мозга, что вызывает гол.боль и снижает работоспособность. Умственная работоспособность зависит от состояния психофиз-ких качеств студента, таких как общая выносливость, эмоц-ая устойчивость, быстрота мыслит-ой деят-ти, способности к концентрации и устойчивости внимания.




Факторы, определяющие умственную работоспособность:

- состояние здоровья, уровень физического развития и физической подготовленности;

- общая и специальная эрудиция;

- личностные качества: твердость характера, воля, усидчивость;

- уровень развития высших психических функций: внимания, памя­ти, мышления, скорости переработки информации;

- ведение здорового образа жизни, соблюдение режима дня, труда и отдыха, питания, двигательной активности;

- настроение, самочувствие, интерес к деятельности.

Умственная работоспособность непостоянна, она изменяется на протяжении рабочего дня. В начале она низкая (период вырабатывания), затем поднимается и какое-то время удерживается на высоком уровне (пе­риод устойчивой работоспособности), после чего снижается (период не­компенсированного утомления). Многочисленными исследованиями доказано, что занятия физиче­скими упражнениями оказывают эффективное влияние на факторы повы­шения работоспособности и противодействуют преждевременному насту­плению утомления. В течение дня целесообразно использовать физкультурные паузы, т.е. выполнять физические упражнения в перерывах между занятиями.







Сейчас читают про: