Основные понятия
План лекции
Лекция 6. Нравственные отношения в современном обществе (2 ч)
6.1. Межличностная культура общения и ее влияние на поведение.
6.2. Нравственная культура личности.
6.3. Нравственные основы поведения.
Альтруизм – бескорыстие; действия, направленные на достижение общего блага, удовлетворение интересов других людей.
Гуманизм – принцип мировоззрения, в основе которого лежит убеждение в безграничности возможностей человека; человеколюбие как моральный принцип.
Конформизм – приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка, господствующих мнений; некритическое следование общим мнениям, тенденциям, авторитетам; отказ от самостоятельных решений.
Мизантропия – ненависть к людям, человеконенавистничество.
Нравственная культура – совокупность выработанных и проверенных опытом способов отношения людей между собой и к самим себе.
Нонконформизм – несогласие, противостояние укоренившимся нравам и порядкам.
|
|
Перфекционизм – этика личного совершенства.
Пуританство – строгая нравственность, которая требует безукоризненного поведения.
Толерантность – терпимость к чужим мнениям, верованиям, вкусам.
Фарисейство – разновидность лицемерия и ханжества в морали. Как моральное качество выражается в показном, чисто формальном исполнении нравственных принципов.
Филантропия (человеколюбие) – благотворительность, помощь нуждающимся.
Эгоцентризм – отношение человека к себе как к безусловной ценности, а к другим людям – как к средству для достижения собственных целей.
Этикет – совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления к людям.
Мораль как мыслительная, идеальная форма объективируется в языке, следовательно, мораль можно характеризовать как определенный способ использования языка. Язык морали, или лектон (высказываемое), включает и обыденные, и теоретические суждения. Создание и использование лектона необходимо для познания явлений общественной жизни и развития культуры общения. Так, древний язык европейской морали – язык классической культуры. Другой пласт языка морали представлен «библейским языком», соединяющим нравственные и религиозные значения. Следующая лингвистическая модель складывается в ХVI–ХVII вв., когда язык морали ассимилирует термины из области права и заметно политизируется. В ХIХ в. происходит детрансцендентализация основных понятий. Язык морали превращается в инструмент гуманистической риторики, выражающей идеалы и ценности светского индивидуализма. В ХХ в. проблемами языка морали занимались такие выдающиеся представители философии и логики, как Э. Гуссерль, Л. Витгенштейн, М. Хайдеггер, Г. Гадамер, Дж. Мур, Р. Хеар, в России А.Ф. Лосе, М. Бахтин и др.
|
|
Обыденный язык морали содержит ряд социолингвистических и психолингвистических форм. Ими являются: 1) экспрессия; 2) гневные речи (инвективы); 3) просьбы (мольба, молитва); 4) похвала (панегирик, лесть, самовосхваление); 5) ординарные (пошлые) суждения; 6) пословицы (афоризмы); 7) бранная речь; 8) суждения о несуществующем; 9) суждения о злом и отвратительном; 10) ложные высказывания (обман, клевета); 11) молчание.
В языке морали отражаются общественные отношения. Так, облик властных отношений и субординация индивидов представлены как «гневные слова», «гневные речи», «гневные мысли», проявления гнева. Напротив, зависимость и безвластие выражаются в «кротких речах», демонстративном послушании. Подчиненные индивиды пользуются для формулирования своих идей «смиренными просьбами», «льстивой речью».
В моральном языке представлены различные типы мировоззрений, обнаруживаются разногласия в оценках и образе мысли. В языке можно выделить: гуманистическую риторику; язык индивидуализма; язык для самовыражения и самовыставления элит; язык манипуляции другими; моральный язык рынка и бюрократии; идиомы полезности; идиомы долга и ответственности; язык прав человека; космополитические термины; язык чести, порока и чистоты; язык общения и др.
Культура общения основывается на универсальных и этических принципах.
Универсальные принципы:
– непреходящи, исторически неизменны и являются общими для всей системы духовных отношений;
– определяют содержание общения;
– проявляются в конкретных формах общественного сознания (право, религия, политика, моральные нормы);
– выражают интересы различных социальных групп;
– могут быть различными (или противоположными) по значимости.
Этические принципы:
– добродетельность (общение с людьми с позиции добра);
– утилитаризм (потребительское общение);
– эгоизм (приоритет личных интересов в общении);
– эгоцентризм (отношение к людям как к средству достижения собственных целей);
– альтруизм (бескорыстие, жертвование личными интересами ради интересов другого человека).
Итак, реализуя принципы межличностного общения, человек получает возможность самореализации, что отражается в выборе этических принципов и соответствующего поведения.
Существуют вечные, непреходящие принципы общения. Например, в семейных отношениях принципы человеческого общения реализуются в таких нормах, как любовь, взаимное уважение, самоотверженность и т. д.
В сфере труда – в таких нормах, как чувство долга, ответственность, умение согласовывать личные интересы с общественными и т. п. Культура межнационального общения строится на принципах уважения национального достоинства каждого этноса, взаимопомощи и дружбы, преодоления национализма и шовинизма, терпимости. В основе культуры политического общения лежат принципы патриотизма, чувства долга, политической терпимости и пр.
Если действия субъекта общения противоречат культуре общения, то они являются безнравственными, неморальными.
Культура общения исключает:
– причинение вреда субъекту общения;
– навязывание своего мнения, попытки манипулировать сознанием других субъектов общения;
– руководство своими эгоистическими интересами, эмоциями;
– создание конфликтных ситуаций, нежелание достичь компромисса.
В обществе может существовать несколько типов морали и соответственно систем морального воспитания: светская мораль, религиозная мораль, профессиональная этика и т. п. Наряду со специфическими особенностями в их основе лежат общепринятые нормы морали. Нормы и принципы культуры общения формируются в процессе морального воспитания как человека, так и общества. Формы воспитания могут быть самыми различными. Выделим наиболее общие.
|
|
Теоретические формы включают в себя обоснование идеалов, учения о добре и зле, справедливости, разработку норм поведения, утверждение приоритета общественных интересов.
Практические формы составляют распространение моральных знаний (обучение, поддержание традиций и пр.), воспроизводство моральных ценностей и т. д.
Моральное воспитание должно быть тесно связано с моральной практикой. Оно требует обязательности, ответственности в выполнении своих обязанностей и должно быть ориентировано на требование здравого смысла.
Формирование культуры общения является процессом усвоения и превращения во внутренний мир человека объективных законов человеческого общежития, моральных знаний, норм, обычаев и правил. Важное место в системе морального воспитания занимает самовоспитание, т. е. выбор человеком нравственных установок, самоконтроль в общении с другими людьми, ответственность за свою деятельность.
Объективное содержание норм морали является законом жизни общества. Человек, не выполняющий требований норм морали, должен подвергаться моральному воздействию (вплоть до принуждения).