Межличностная культура общения и ее влияние на поведение

Основные понятия

План лекции

Лекция 6. Нравственные отношения в современном обществе (2 ч)

6.1. Межличностная культура общения и ее влияние на поведение.

6.2. Нравственная культура личности.

6.3. Нравственные основы поведения.

Альтруизм – бескорыстие; действия, направленные на достижение общего блага, удовлетворение интересов других людей.

Гуманизм – принцип мировоззрения, в основе которого лежит убеждение в безграничности возможностей человека; человеколюбие как моральный принцип.

Конформизм – приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка, господствующих мнений; некритическое следование общим мнениям, тенденциям, авторитетам; отказ от самостоятельных решений.

Мизантропия – ненависть к людям, человеконенавистничество.

Нравственная культура – совокупность выработанных и проверенных опытом способов отношения людей между собой и к самим себе.

Нонконформизм – несогласие, противостояние укоренившимся нравам и порядкам.

Перфекционизм – этика личного совершенства.

Пуританство – строгая нравственность, которая требует безукоризненного поведения.

Толерантность – терпимость к чужим мнениям, верованиям, вкусам.

Фарисейство – разновидность лицемерия и ханжества в морали. Как моральное качество выражается в показном, чисто формальном исполнении нравственных принципов.

Филантропия (человеколюбие) – благотворительность, помощь нуждающимся.

Эгоцентризм – отношение человека к себе как к безусловной ценности, а к другим людям – как к средству для достижения собственных целей.

Этикет – совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления к людям.

Мораль как мыслительная, идеальная форма объективируется в языке, следовательно, мораль можно характеризовать как определенный способ использования языка. Язык морали, или лектон (высказываемое), включает и обыденные, и теоретические суждения. Создание и использование лектона необходимо для познания явлений общественной жизни и развития культуры общения. Так, древний язык европейской морали – язык классической культуры. Другой пласт языка морали представлен «библейским языком», соединяющим нравственные и религиозные значения. Следующая лингвистическая модель складывается в ХVI–ХVII вв., когда язык морали ассимилирует термины из области права и заметно политизируется. В ХIХ в. происходит детрансцендентализация основных понятий. Язык морали превращается в инструмент гуманистической риторики, выражающей идеалы и ценности светского индивидуализма. В ХХ в. проблемами языка морали занимались такие выдающиеся представители философии и логики, как Э. Гуссерль, Л. Витгенштейн, М. Хайдеггер, Г. Гадамер, Дж. Мур, Р. Хеар, в России А.Ф. Лосе, М. Бахтин и др.

Обыденный язык морали содержит ряд социолингвистических и психо­лингвистических форм. Ими являются: 1) экспрессия; 2) гневные речи (инвективы); 3) просьбы (мольба, молитва); 4) похвала (панегирик, лесть, самовосхваление); 5) ординарные (пошлые) суждения; 6) пословицы (афоризмы); 7) бранная речь; 8) суждения о несуществующем; 9) суждения о злом и от­вратительном; 10) ложные высказывания (обман, клевета); 11) молчание.

В языке морали отражаются общественные отношения. Так, облик властных отношений и субординация индивидов представлены как «гневные слова», «гневные речи», «гневные мысли», проявления гнева. Напротив, зависимость и безвластие выражаются в «кротких речах», демонстративном послушании. Подчиненные индивиды пользуются для формулирования своих идей «смиренными просьбами», «льстивой речью».

В моральном языке представлены различные типы мировоззрений, обнаруживаются разногласия в оценках и образе мысли. В языке можно выделить: гуманистическую риторику; язык индивидуализма; язык для самовыражения и самовыставления элит; язык манипуляции другими; моральный язык рынка и бюрократии; идиомы полезности; идиомы долга и ответственности; язык прав человека; космополитические термины; язык чести, порока и чистоты; язык общения и др.

Культура общения основывается на универсальных и этических принципах.

Универсальные принципы:

– непреходящи, исторически неизменны и являются общими для всей системы духовных отношений;

– определяют содержание общения;

– проявляются в конкретных формах общественного сознания (право, религия, политика, моральные нормы);

– выражают интересы различных социальных групп;

– могут быть различными (или противоположными) по значимости.

Этические принципы:

– добродетельность (общение с людьми с позиции добра);

– утилитаризм (потребительское общение);

– эгоизм (приоритет личных интересов в общении);

– эгоцентризм (отношение к людям как к средству достижения собственных целей);

– альтруизм (бескорыстие, жертвование личными интересами ради интересов другого человека).

Итак, реализуя принципы межличностного общения, человек получает возможность самореализации, что отражается в выборе этических принципов и соответствующего поведения.

Существуют вечные, непреходящие принципы общения. Например, в семейных отношениях принципы человеческого общения реализуются в таких нормах, как любовь, взаимное уважение, самоотверженность и т. д.
В сфере труда – в таких нормах, как чувство долга, ответственность, умение согласовывать личные интересы с общественными и т. п. Культура межнационального общения строится на принципах уважения национального достоинства каждого этноса, взаимопомощи и дружбы, преодоления национализма и шовинизма, терпимости. В основе культуры политического общения лежат принципы патриотизма, чувства долга, политической терпимости и пр.

Если действия субъекта общения противоречат культуре общения, то они являются безнравственными, неморальными.

Культура общения исключает:

– причинение вреда субъекту общения;

– навязывание своего мнения, попытки манипулировать сознанием других субъектов общения;

– руководство своими эгоистическими интересами, эмоциями;

– создание конфликтных ситуаций, нежелание достичь компромисса.

В обществе может существовать несколько типов морали и соответственно систем морального воспитания: светская мораль, религиозная мораль, профессиональная этика и т. п. Наряду со специфическими особенностями в их основе лежат общепринятые нормы морали. Нормы и принципы культуры общения формируются в процессе морального воспитания как человека, так и общества. Формы воспитания могут быть самыми различными. Выделим наиболее общие.

Теоретические формы включают в себя обоснование идеалов, учения о добре и зле, справедливости, разработку норм поведения, утверждение приоритета общественных интересов.

Практические формы составляют распространение моральных знаний (обучение, поддержание традиций и пр.), воспроизводство моральных ценностей и т. д.

Моральное воспитание должно быть тесно связано с моральной практикой. Оно требует обязательности, ответственности в выполнении своих обязанностей и должно быть ориентировано на требование здравого смысла.

Формирование культуры общения является процессом усвоения и превращения во внутренний мир человека объективных законов человеческого общежития, моральных знаний, норм, обычаев и правил. Важное место в системе морального воспитания занимает самовоспитание, т. е. выбор человеком нравственных установок, самоконтроль в общении с другими людьми, ответственность за свою деятельность.

Объективное содержание норм морали является законом жизни общества. Человек, не выполняющий требований норм морали, должен подвергаться моральному воздействию (вплоть до принуждения).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: