Вопрос качества – это вопрос экономии материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Качество характеризуется надежностью, долговечностью, безопасностью, наличием или отсутствием рекламации.
В условиях рынка обеспечение конкурентоспособности, получение наиболее выгодных контрактов возможны для тех предприятий, у которых уровень качества соответствует требованиям внутреннего и внешнего рынков. Поэтому оценка качества является важнейшей составляющей экономического анализа.
Основными задачами анализа качества являются:
ü ________________________________________________________
ü ________________________________________________________
ü ________________________________________________________
В условиях рынка оценка качества строится на показателях, отражающих конкурентоспособность продукции на внутреннем и внешнем рынках.
Качество зависит от:
ü ________________________________________________________
ü ________________________________________________________
ü ________________________________________________________
К обобщающим показателям, характеризующим качество продукции, относят:
|
|
ü ________________________________________________________________________________________________________________
ü ________________________________________________________________________________________________________________
ü ________________________________________________________________________________________________________________
ü ________________________________________________________
ü ________________________________________________________________________________________________________________
ü ________________________________________________________
Обобщающие показатели характеризуют качество всей продукции независимо от ее вида и назначения.
Частные показатели качества _________________________________
___________________________________________________________________
Например, в пищевой промышленности качество характеризуют жирность, наличие посторонних примесей, содержание сухих веществ; в машиностроении – надежность, безотказность, долговечность, производительность.
Анализ проводится на основании данных производственного отдела, отдела технического контроля, менеджмента, сбыта, юридического отдела. Таким основанием являются:
ü ________________________________________________________
ü ________________________________________________________
ü ________________________________________________________
ü ________________________________________________________
ü ________________________________________________________
ü ________________________________________________________
Анализ качества начинается _____________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
У = (СП / Q) × 100%, К = СП / Q. (4.3)
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
|
|
Таблица 4.3
Анализ обобщающих показателей качества продукции
Показатель | За предыдущий год | За отчетный год | |
План | Факт | ||
Объем продукции (работ, услуг) в фактически действующих оптовых ценах предприятия (без НДС и акцизов), тыс.грн. | |||
Стоимость сертифицированной продукции в фактически действующих оптовых ценах предприятия (без НДС и акцизов), тыс.грн. | |||
Удельный вес сертифицированной продукции в общем объеме продукции (работ, услуг), % | 50,7 | 51,6 | 52,1 |
На основании приведенных расчетов можно сделать вывод, __________
______________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В условиях рыночной экономики усиливается значение экономических форм защиты интересов потребителей от поставок им некачественной продукции. Одной из форм защиты является право потребителя на предъявление поставщикам рекламаций.
Рекламация – ________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________
Наличие или отсутствие рекламаций является обобщающим показателем нестабильности (стабильности) качества продукции.
Наличие зарекламированной продукции уменьшает объем реализованной продукции, повышает себестоимость, снижает прибыль, ухудшает финансовое положение предприятия.
В процессе анализа рекламаций выявляется:
ü ________________________________________________________________________________________________________________
ü ________________________________________________________________________________________________________________
ü ________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В заключение анализа необходимо _______________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Наряду с вышеуказанными показателями _________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
При оценке выполнения плана по коэффициенту сортности фактическую долю каждого сорта в общем объеме продукции сравнивают с плановой, при изучении динамики качества – с данными прошлого года.
Конкретные данные для анализа сортности приведены в табл. 4.4.
Таблица 4.4
Выполнение плана производства продукции по сортности
Сорт | Цена за 1тыс.шт., грн. | Посор-товый коэф-фициент | Выпуск продукции, тыс.шт. | Стоимость выпуска, тыс. грн. | Выпол-нение плана, % | ||||
план | уд. вес, % | факт | уд. вес, % | план | факт | ||||
I | |||||||||
II | |||||||||
III | |||||||||
Итого | - |
Выполнение плана по сортности можно определить тремя основными способами.
|
|