10 «НЕ» в процессе слушания.
Слушая собеседника: не делайте вид, что слушаете, не притворяйтесь. Вас быстро разоблачат.
1. Не перебивайте собеседника без надобности;
2. Не подчеркивайте своим поведением, что вам слишком трудно слушать;
3. Не спешите принять решение, не разобравшись в сути проблемы;
4. Не отвлекайтесь, когда говорит ваш собеседник;
5. Не давайте вашим эмоциям, установкам, стереотипам влиять на оценку собеседника и его сообщения;
6. Не делайте поспешных возражений, не выслушав говорящего внимательно и до конца;
7. Не отвергайте с ходу новую для вас идею только потому, что она нова для вас и выглядит сомнительной или вы с ней не согласны;
8. Не задавайте одновременно слишком много вопросов. Это подавляет собеседника и вынуждает занять оборонительную позицию;
9. Не давайте непрошеных советов. Сначала установите, что хочет собеседник: совместно поразмышлять, обсудить проблему или же получить конкретную информацию;
10. Не делайте поспешных выводов. Помните: формирование коммуникативных навыков требует терпения и времени!
|
|
Полезные советы для эффективного слушания:
1. Создайте говорящему обстановку, облегчающую процесс высказывания.
Покажите говорящему, что вы хотите слушать. Выслушайте собеседника.
Дайте ему возможность и время высказаться, ведь он лучше осведомлен о своих проблемах и нуждах. Помните: нельзя прерывать собеседника
и переводить разговор на другую тему до тех пор, пока он не выскажется
до конца.
2. Если вы перебиваете собеседника, то у него может создаться впечатление, что его лишили права высказаться. Он затаит на время свои мысли и чувства, а затем неожиданно их выскажет, что может вызвать ряд дополнительных проблем.
3. Настройтесь «на одну волну» с говорящим. Убедитесь, что вы обсуждаете одну и ту же проблему. Если собеседник уже высказался, то повторите главное из его сообщения своими словами. Это оградит вас от любых неясностей и недоразумений.
4. Проявите полное внимание к собеседнику. Повернитесь лицом к говорящему, поддерживайте с ним визуальный контакт. Выражением лица, позой, движениями подтверждайте свое внимание к тому, что говорится.
Сидите или стойте от собеседника на расстоянии, удобном для обоих.
Помните: говорящий хочет общаться с мыслящим и чувствующим человеком, а не с каменной стеной.
5. Устраните все отвлекающее. Плохого слушателя все отвлекает. Сосредоточьтесь на том, что говорит собеседник. Следите за главной мыслью, не отвлекайтесь на частные факты.
6. Мы думаем в 4 раза быстрее, чем говорим. Когда кто-либо говорит, наш мозг большую часть времени свободен и отвлекается от речи говорящего. Помните, что любой человек может удерживать сконцентрированное внимание только в пределах нескольких минут.
|
|
7. Старайтесь понять не только смысл слов, но и чувства собеседника. Очень часто невысказанное намного важнее «открытого текста».
8. Наблюдайте за невербальными сигналами говорящего, т.е. проникайте в смысл его интонации, мимики, жестов, поз. Следите за тем, как часто говорящий смотрит на вас и как он поддерживает с вами визуальный контакт. Следите за скоростью его речи и интонациями. Обращайте внимание на то, способствуют ли невербальные сигналы усилению речи отправителя или противоречат словесному содержанию.
9. Помните, что ваша цель — понимание того, что говорит вам собеседник.
10. Придерживайтесь одобрительной установки по отношению к собеседнику. В противном случае у говорящего может возникнуть либо излишняя напряженность, либо неуверенность и вялость.
11. Эмоциональное одобрение говорящего помогает слушателю точнее понять сообщение.
Сопереживайте с собеседником. Будьте способны ощутить себя на месте другого человека и понять его точку зрения и эмоции.
12. Если вам неясно, что-то из того, о чем говорит собеседник, задавайте вопросы. Это свидетельствует о вашей заинтересованности в обсуждении, побуждает собеседника полнее аргументировать свои предложения.
Помните, что при общении основная задача в том, чтобы сказать как можно меньше, а узнать как можно больше.