Ниже приводятся рекомендации по улучшению коммуникации и устранению коммуникативных барьеров для менеджеров.
1. Визуальный контакт:
– смотрите прямо на собеседника – тогда о вас будут думать как об откровенном и прямом человеке (не смотрите в пол или в потолок – это вызывает недоверие);
2. Поза:
– не сутультесь – это свойственно людям, неуверенным в себе;
– не склоняйте голову на бок – это признак неуверенности;
– не скрещивайте руки или ноги – это закрытая поза;
– не поддерживайте голову руками – это создает впечатление усталого, изнуренного человека.
3. Жесты:
– жестикуляция придает речи большую выразительность, только соблюдайте меру;
– в процессе общения держите свои ладони открытыми.
4. Выражение лица:
– должно соответствовать тому, что вы говорите;
– искренняя улыбка располагает собеседника к вам;
– когда вы слушаете, лицо должно выражать внимание.
5. Походка, движения:
– походка – уверенная; движения – целеустремленные, несуетливые.
6. Темп речи и интонация:
|
|
– громкость и скорость речи должны быть такими же, как у собеседника;
– не стоит говорить слишком медленно или слишком быстро;
– уверенный в себе человек говорит уверенным голосом;
– слишком тихая и монотонная речь не убеждает, а усыпляет;
– слишком громкая и резкая речь пугает;
– не говорите незаконченных фраз.
7. Слова-паразиты:
– свойственны необразованным и непрофессиональным людям.
8. Внешний вид:
– аккуратность, опрятность в одежде, прическе, ухоженные руки и т.д.;
– имидж преуспевающего человека.
9. Поза собеседника:
– внимательно наблюдайте за собеседником. Не давайте ему скрещивать руки или ноги;
– сцепленные пальцы рук означают разочарование и желание срыть свои негативные отношения;
– если ваш собеседник подставляет руку, чтобы опереть на нее голову – это верный признак того, что ему стало скучно;
– постукивание пальцами по столу говорит о нетерпении;
– если голова собеседника наклонена в сторону, он заинтересован;
– если голова собеседника наклонена вниз, он настроен отрицательно;
– руки на коленях, локти развернуты в стороны – желание закончить разговор.
Успех коммуникации во многом зависит не только от умения говорить, но и от умения слушать собеседника. Причем необходимо не только слушать, но и слышать собеседника.
Потери информации в случае, если говорящий не ориентируется на собеседника, а лишь на себя, могут составлять от 50% до 80%. По некоторым оценкам руководитель затрачивает на слушание до 80% своего рабочего времени.
В то же время исследования показывают, что не более 10% людей умеют выслушать собеседника. Важность и сложность этой проблемы привели к тому, что во многих странах мира курсы эффективного слушания стали одним из направлений повышения квалификации менеджеров.
|
|
Слушание – это сложный процесс, требующий определенных навыков и общей коммуникативной культуры. Эффективное общение включает как понимание, так и необходимость быть понятым. У менеджера должно закрепиться осознанное желание слушать.