Трубопроводную арматуру подразделяют на запорную, предохранительную и регулирующую.
К запорной арматуре относятся задвижки, дисковые поворотные задвижки, плоские щитовые затворы, вентили пробковые и шаровые краны, предохранительной – обратные и предохранительные клапаны, воздушные вантузы, регулирующей – регуляторы давления.
Трубопроводную арматуру изготавливают для следующих условных давлений: 0,1; 0,25; 0,4; 0,6; 1; 1,6; 2,5; 4; 6,4; 10 и 16 МПа.
Обозначение задвижки:
30ч515бр
30 – условное обозначение задвижки 30, 31
затворы 32
обратные клапаны 19;
ч – корпус из серого чугуна (с – углеродистая сталь, кч – ковкий чугун);
5 – механический привод с конической передачей;
15 – номер модели – параллельная с не выдвижным шпинделем;
бр – способ нанесения внутреннего покрытия корпуса (бронза, латунь) или материал уплотнительных поверхностей.
Задвижки – в зависимости от конструкции запорной части подразделяются на 2 типа: параллельные и клиновые.
В параллельных задвижках проход в корпусе перекрывается двумя подвижно соединенными между собой дисками, которые раздвигаются одними или двумя расположенными между ними клиньями.
В клиновых задвижках проход в корпусе перекрывается одним круглым диском, который в поперечном сечении имеет форму клина и помещается в гнезде между наклоненными, уплотняющими кольцами.
Задвижки изготавливаются с выдвижным и не выдвижным шпинделем.
Дисковые поворотные затворы применяют для перекрытия трубопроводов. Поворотный диск, прижимаясь к уплотняющей поверхности седла внутри корпуса, преграждает путь потоку жидкости: при повороте диска на 900 жидкость свободно проходит через затвор.
Достоинство: быстрота управления, малые размеры, вес и небольшая стоимость.
Недостатки: коэффициент местного сопротивления z больше, чем у задвижек.
Поворотные затворы бывают 2-х видов: с уплотнением по диску и по корпусу. Уплотнения по диску – герметизация односторонняя.
Поворотные затворы: фланцевые и бесфланцевые.
Для затворов и задвижек больших диаметров их открытие может затрудняться значительной разностью давлений с обеих сторон. Для выравнивания давления перед открытием эти затворы необходимо оборудовать обводными линиями небольшого диаметра.
Обратные клапаны – наиболее предохранительный вид трубопроводной предохранительной арматуры. Назначение – исключать возможность обратного движения воды через насосы, при котором возникает нежелательное вращение роторов насосных агрегатов в обратном направлении (реверсивное вращение) и происходит опорожнение напорных трубопроводов.
Перекрытие потока в обратном клапане происходит при закрытии тарели клапана, шарнирно закрепленных в его корпусе.
Однодисковые клапаны бывают 2-х модификаций – с эксцентричной подвеской и с верхней подвеской тарели.
Кольцевые задвижки – регулирующая запорная и предохранительная арматура.
Воздушные вантузы – предназначены для автоматического удаления воздуха, скапливающего в трубопроводах в процессе их работы под давлением.