Общий инвестиционный режим

На всей остальной части территории Республики Беларусь действует общий инвестиционный режим. Для него принципиально важное значение имеют Декрет Президента Республики Беларусь от 6 августа 2009 г. № 10 «О создании дополнительных условий для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь». Документом устанавливаются как для белорусских, так и для иностранных инвесторов правила, облегчающие начало реализации инвестиционных проектов в Республике Беларусь. Закрепляется также ответственность инвесторов за выполнение взятых на себя обязательств.

В заключаемых с инвесторами договорах должны быть четко определены объекты, объемы и сроки вложения инвестиций, а также ответственность за их несоблюдение. Оговариваются также общие преференции для проектов, реализуемых в рамках инвестиционных договоров.

С учетом практики реализации инвестиционных проектов в Республике Беларусь инвесторам, заключившим инвестиционные договоры, Декретом № 10 предлагаются такие преференции, как: предоставление земельного участка в аренду без проведения аукциона; поэтапное оформление необходимых документов по отводу земельного участка одновременно со строительством на фактически занятых землях и строительство объектов с параллельным проектированием последующих этапов строительства; ввоз технологического оборудования и запасных частей к нему для объектов, связанных с реализацией инвестиционного проекта, без уплаты таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость.

Кроме того, инвестор освобождается от возмещения потерь сельскохозяйственного производства, а также компенсационных выплат, связанных с переносом и вырубкой зеленых насаждений на землях населенных пунктов; уплаты государственной пошлины за выдачу специальных разрешений иностранным гражданам, привлекаемым инвестором для реализации инвестиционного проекта, на занятие трудовой деятельностью в нашей стране, а указанные иностранные граждане – от уплаты государственной пошлины за выдачу разрешений на временное проживание в Республике Беларусь.

Областным Советам депутатов рекомендовано дополнительно освободить инвесторов, реализующих инвестиционные проекты по инвестиционным договорам с Республикой Беларусь, от уплаты целевых сборов в местные бюджеты.

Декрет № 10 призван максимально упростить работу инвесторов в Беларуси. Предоставление для инвесторов таких благоприятных условий направлено на ускорение начала непосредственной реализации инвестиционных проектов.

С 9 августа 2011 г. вступил в силу подписанный главой государства 6 июня 2011 г. Декрет № 4 «О внесении дополнений и изменений в Декрет Президента Республики Беларусь от 6 августа 2009 г. № 10», которым значительно упрощено регулирование инвестиционной деятельности в Республике Беларусь, а также предусмотрены дополнительные права и льготы инвестора.

Так, инвестор и (или) организация, в установленном порядке созданная в Республике Беларусь этим инвестором, после заключения инвестиционного договора при реализации инвестиционного проекта имеют право на:

1) строительство объектов, предусмотренных инвестиционным проектом, без осуществления компенсационных выплат стоимости удаляемых объектов растительного мира;

2) вычет в полном объеме сумм налога на добавленную стоимость (за исключением сумм налога, не подлежащих вычету в соответствии с законодательством), уплаченных при приобретении (ввозе на территорию Республики Беларусь) товаров (работ, услуг), имущественных прав, использованных для проектирования, строительства (реконструкции), оснащения объектов, предусмотренных инвестиционным проектом, независимо от сумм налога на добавленную стоимость, исчисленных по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав;

3) определение без проведения подрядных торгов генеральной проектной организации, генеральной подрядной организации, субподрядных проектных, строительных и иных организаций для строительства объектов, предусмотренных инвестиционным проектом, а также их ремонта, реконструкции, реставрации и благоустройства.

Кроме того, инвестор и (или) организация, в установленном порядке созданная в Республике Беларусь этим инвестором, освобождаются от:

· земельного налога или арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, предоставленные для строительства объектов, предусмотренных инвестиционным проектом, на период проектирования и строительства таких объектов по 31 декабря года, следующего за годом, в котором завершено строительство указанных объектов;

· отчислений в инновационные фонды на срок действия инвестиционного договора;

· уплаты государственной пошлины за выдачу разрешений на привлечение в Республику Беларусь иностранной рабочей силы;

· налога на добавленную стоимость и налога на прибыль, обязанность по уплате которых возникает в связи с безвозмездной передачей капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, объектов незавершенного капитального строительства и иных объектов основных средств, передаваемых в установленном законодательством порядке для реализации инвестиционного проекта в собственность инвестора и (или) организации, в установленном порядке созданной в Республике Беларусь этим инвестором.

Уточнено содержание инвестиционного договора. В качестве обязательных условий в инвестиционном договоре должны быть определены срок реализации инвестиционного проекта и требования о конфиденциальности информации.

На ближайшую историческую перспективу Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011 – 2015 гг. предусматривает, что особая роль в установлении прямого конструктивного диалога между государством и частным бизнесом будет принадлежать Национальному агентству инвестиций и приватизации. Основными направлениями его деятельности станут оказание практической помощи инвесторам по принципу «одно окно», сопровождение инвестиционных проектов «под ключ», предоставление информационных и аналитических услуг.

В Программе деятельности Правительства Республики Беларусь на 2011–2015 гг. главная цель в сфере инвестиционной политики сформулирована следующим образом: создание условий для ускоренного привлечения отечественных и иностранных инвестиций в экспортоориентированные и импортозамещающие производства.

Механизмами реализации этой цели станут:

1) расширение возможности финансирования инвестиционных проектов за счет собственных средств организаций посредством улучшения их финансового состояния, роста отдачи от инвестиционного капитала и улучшения качества бизнес-планирования инвестиционных проектов;

2) развитие лизинга, облигационных займов, фондового рынка, а также повышение эффективности инвестиционной сферы за счет инвестиций в инновации и ресурсосберегающие технологии, дальнейшего сокращения незавершенного строительства, целевого использования амортизационных отчислений;

3) эффективное использование бюджетных инвестиционных источников путем конкурсного отбора инвестиционных проектов, их долевого финансирования, погашения из бюджета, целевых бюджетных фондов части процентных ставок по кредитам, увеличение доли местных источников при снижении нагрузки на республиканский бюджет;

4) обеспечение благоприятных экономических условий свободы движения капитала (стабильность и прозрачность законодательства – гарантии репатриации капитала и другие прогрессивные условия) и др.

Таким образом, инвестиционное законодательство Республики Беларусь защищает права собственности отечественных и иностранных инвесторов, обеспечивает благоприятные условия их деятельности. Инвестиционным кодексом установлены права инвесторов на получение государственной поддержки при реализации проектов, имеющих значение для государства, предусмотрены льготы при выделении кредитных ресурсов под гарантии правительства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: