Г.
Лекция 19
Функции отдельных специалистов и подразделений СМО
Единоначальник имеет право представлять и действовать от имени организации без доверенности, принимать и увольнять, назначать должностные оклады, отвечать за все направления деятельности фирмы. В классических структурах организует работу отдела кадров, бухгалтерии, планового и сметно-договорного отдела. Другими службами руководит через заместителей.
Главный инженер – технический руководитель предприятия. В традиционных схемах оргструктур главный инженер занимается вопросами производства, качества, охраны труда и безопасности, а также решением главной задачи – реализации годовой продукции.
Вопросы производства: организация, координация действия всех производственных структур; обеспечение организации работ новой техникой, технологиями, материалами.
Производственный отдел – совместно с главным технологом осуществляет подготовку производства (техническая и технологическая подготовка). Функции:
|
|
· контролирует и регулирует ход выполнения СМР производственными подразделениями;
· разрабатывает ППР, ПОР;
· разрабатывает графики работ, поставки материалов, машин;
· занимается вопросами списания материалов (Н-29);
· организует работу с субподрядными организациями;
· осуществляет приемку выполненных работ, как собственными силами, так и субподрядными организациями.
Технический отдел поддерживает связь с проектными организациями; принимает и проверяет проектную документацию; разрабатывает планы оргтехмероприятий, направленные на снижение себестоимости; занимается изобретательской работой, рационализацией.
Главный технолог – заместитель главного инженера по технологии. Организует ППР, внедрение новых технологий, курьирует вопросы качества работ, занимается вопросами подготовки производства.
Главный механик – организует обеспечение, эксплуатацию, техническое обслуживание и ремонт машин, механизмов и малой механизации.
Главный энергетик – организует эксплуатацию и обслуживание электрических сетей и потребителей электроэнергии, электробезопасность.
Линейные инженерно-технические работники – мастер, прораб. Направления их работы:
· организация, обеспечение бригад спецодеждой, инвентарем, инструментом, механизмами, машинами;
· организация рабочих мест;
· контроль качества и объемов выполнения работ;
· организация заработной платы рабочим;
· обеспечение безопасных и безвредных условий труда;
· приемка, учет и описание материалов;
· отслеживание хода выполнения работ в соответствии с недельно-суточным графиком.
|
|
Диспетчеризация – централизованная служба оперативного руководства строительным производством, владеющая необходимой информацией, наделенная определенными полномочиями, обладающая необходимой компетентностью и имеющая соответствующие технические средства.
Главный диспетчер – заместитель главного инженера. Его полномочность обеспечивается тем, что главный инженер делегирует ему часть своих полномочий, касающихся оперативного регулирования.
Функции диспетчерской службы:
1. учет и контроль по всем направлениям деятельности на предмет выполнения недельно-суточных графиков, на предмет обеспечения кадрами, материалами, механизмами;
2. анализ и регулирование деятельности подразделений, а именно, изучение состояния дел (на каком объекте, в каком объеме), предупреждение сбоев. В случае их появления – разработка рекомендаций по их устранению.
Диспетчерская служба работает с документами, касающимися диспетчерского планирования (заявки на материалы – с какого завода в каких объемах должны поставляться материалы, заявки на механизмы, оперативные планы участков, подразделений), документами учета (журнал диспетчера, распоряжения, справки).
Оперативная информация по выполнению недельно-суточных графиков содержит сведения об объемах выполненных работ подразделений, о численности рабочих в бригаде, о поставках материалов.
Внеплановая информация – некомплектность и несвоевременность поставки материалов; поломки машин, механизмов; информация об авариях.
Требования:
· стаж линейно инженерно-технического работника не менее 3 лет;
· быстрое принятие решения;
· решительность, настойчивость.
Эффективность диспетчерской службы
Вид работ | Затраты рабочего времени прораба | |
до диспетчеризации | после внедрения диспетчеризации | |
Организация труда рабочих и рабочего места | ||
Организация материальной базы | ||
Предупреждение и ликвидация простоев | ||
Разные |
Из таблицы видно, что при внедрении диспетчеризации у прораба больше времени появляется на чисто инженерные вопросы (качество, производительность труда).