Управление качеством на базе стандартов ИСО-9000

Г.

Лекция 22

Этапы:

1. 20-е года характеризуются выявлением брака;

2. 20 – 50-е года – предупреждение брака с элементами управления качеством;

3. 50 – 80-е года – обследование качества продукции;

4. с 80-х по настоящее время – управление качеством на базе концепции всеобщего управления качеством. Эта концепция предусматривает управление качеством с позиций всеобщей эффективности работы фирмы. Реализуется через международные стандарты ИСО-9000.

ИСО – международная организация, членами которой являются большинство стран, в том числе Россия, занимающиеся вопросами стандартизации. Имеется комитет, разрабатывающий стандарты по качеству (общие рекомендации по обеспечению качества продукции).

В России разработаны аналогичные зарубежным стандартам ГОСТ Р ИСО-9001-96 «Система качества. Модель обеспечения качества при проектировании, разработке в производстве, монтаже и обслуживании».

Особую группу составляют стандарты системы менеджмента качества (СМК), например, ГОСТ Р ИСО 9000-2001 «Система менеджмента качества. Основные положения и словарь», ГОСТ Р ИСО 9001-2001 «Система менеджмента качества. Требования».

В этих стандартах изложены принципы системы менеджмента качества:

1. ориентация на потребителя, предполагает изучение рынка, выявление запросов потребителя, предвосхищение его желаний, соблюдение норм, ориентируясь на потребителя;

2. лидерство – без желания активной поддержки руководящей фирмы идеи внедрить и реализовать качество СМК невозможна;

3. вовлечение персонала – в каждой фирме должна быть создана критическая масса людей, которая не только умеет, но и желает создавать хорошую продукцию;

4. процессный подход – предполагает рассмотрение всех видов деятельности как процесс;

Процесс – логически упорядоченная последовательность шагов, направленная на преобразование входа, выхода и на получение результата.

Процессный подход хорошо проиллюстрирует модель под названием цикл Деминга.

Plan – формирование целей, задач; do – реализация плана; chek – контроль, проверка; act – внесение изменений, корректировка.

5. системный подход – предполагает координацию всех аспектов деятельности, доведение планов до исполнителей, контроль, а также оценку деятельности фирмы во взаимоувязке таких показателей, как ее финансовое состояние, удовлетворенность потребителей, потенциал фирмы, рассмотрение качества с позиции общей эффективности фирмы;

6. постоянное улучшение – улучшая все процессы, связанные с созданием продукции, позволяется возможность снизить ее себестоимость, а это позволит снизить ее цену (цепная реакция Деминга). Улучшение следует начинать с персонала (например, обучение);

7. подход к принятию решений на основе факторов – предполагает постоянные изменения, оценку того, что делаем;

8. взаимовыгодные отношения с поставщиками.

Наличие работающей системы качества:

· возможность выхода на иностранный ранок;

· позволяет при прочих равных условиях иметь приоритет в получении государственных заказов;

· повышает эффективность работы фирмы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: