Г.
Лекция 22
Этапы:
1. 20-е года характеризуются выявлением брака;
2. 20 – 50-е года – предупреждение брака с элементами управления качеством;
3. 50 – 80-е года – обследование качества продукции;
4. с 80-х по настоящее время – управление качеством на базе концепции всеобщего управления качеством. Эта концепция предусматривает управление качеством с позиций всеобщей эффективности работы фирмы. Реализуется через международные стандарты ИСО-9000.
ИСО – международная организация, членами которой являются большинство стран, в том числе Россия, занимающиеся вопросами стандартизации. Имеется комитет, разрабатывающий стандарты по качеству (общие рекомендации по обеспечению качества продукции).
В России разработаны аналогичные зарубежным стандартам ГОСТ Р ИСО-9001-96 «Система качества. Модель обеспечения качества при проектировании, разработке в производстве, монтаже и обслуживании».
Особую группу составляют стандарты системы менеджмента качества (СМК), например, ГОСТ Р ИСО 9000-2001 «Система менеджмента качества. Основные положения и словарь», ГОСТ Р ИСО 9001-2001 «Система менеджмента качества. Требования».
|
|
В этих стандартах изложены принципы системы менеджмента качества:
1. ориентация на потребителя, предполагает изучение рынка, выявление запросов потребителя, предвосхищение его желаний, соблюдение норм, ориентируясь на потребителя;
2. лидерство – без желания активной поддержки руководящей фирмы идеи внедрить и реализовать качество СМК невозможна;
3. вовлечение персонала – в каждой фирме должна быть создана критическая масса людей, которая не только умеет, но и желает создавать хорошую продукцию;
4. процессный подход – предполагает рассмотрение всех видов деятельности как процесс;
Процесс – логически упорядоченная последовательность шагов, направленная на преобразование входа, выхода и на получение результата.
Процессный подход хорошо проиллюстрирует модель под названием цикл Деминга.
Plan – формирование целей, задач; do – реализация плана; chek – контроль, проверка; act – внесение изменений, корректировка.
5. системный подход – предполагает координацию всех аспектов деятельности, доведение планов до исполнителей, контроль, а также оценку деятельности фирмы во взаимоувязке таких показателей, как ее финансовое состояние, удовлетворенность потребителей, потенциал фирмы, рассмотрение качества с позиции общей эффективности фирмы;
6. постоянное улучшение – улучшая все процессы, связанные с созданием продукции, позволяется возможность снизить ее себестоимость, а это позволит снизить ее цену (цепная реакция Деминга). Улучшение следует начинать с персонала (например, обучение);
|
|
7. подход к принятию решений на основе факторов – предполагает постоянные изменения, оценку того, что делаем;
8. взаимовыгодные отношения с поставщиками.
Наличие работающей системы качества:
· возможность выхода на иностранный ранок;
· позволяет при прочих равных условиях иметь приоритет в получении государственных заказов;
· повышает эффективность работы фирмы.