Понятие налогов

Функции налогов.

Современная налоговая политика и методы ее осуществления

Развитие и формирование налоговой системы России

Этапы:

  1. Дореволюционный (периоды: развитие налогов в Древней Руси, Московского государства, Российской Империи)
  2. Советский (периоды: послереволюционный, период военного коммунизма; послевоенный)
  3. Современный (периоды: первый этап реформирования – перестройка; второй этап – после принятия НК РФ; третий - современный)

Функция – способ достижения определённой цели.

4 функции:

1.фискальная – посредством налогов, осуществляется формирование финансовых ресурсов государства.

2.распределительная – посредством налогов в бюджете государства, концентрируются денежные средства, направляемые впоследствии на решение общественных проблем.

3.регулирующая: подфункции: 1.стимулирующая 2.дестимулирующая. По средствам налогов государство имеет право осуществлять экономическое принуждение, государство может регулировать темп развития той или иной отрасли экономики.

При стимулирующей функции темпы той или иной отрасли увеличиваются.

При дестимулирующей функции государство сдерживает развитие определённой отрасли.

4.контрольная – через систему налогообложения, контролируется эффективность налоговой системы т.е. действенность механизмов налогообложения.

Эффективность – сравнение того, что государство желает получить за счёт налогов и получает.

Ст.8 НК – Налог это единственный законный способ отчуждения собственности граждан и юр лиц на основах безвозвратности, обязательности, индивидуальной безвозмездности и обеспечиваемый гос принуждение, не носящий характер наказания и имеющий целью обеспечение платёжеспособности государства.

Юридические признаки налога:

1.публичность

2.законность установления.

3.процедурный характер взимания.

4.абстрактность (налог платит физ или юр лицо, получившее доход, а не конкретное лицо).

5.индивидуальная безвозмездность.

6.безвозвратность.

7.принудительность изъятия.

Отличие пошлины и сбора от налогов.

1.при уплате пошлины или сбора всегда присутствует специальная цель и специальные интересы.

2.целью взимания сборов и пошлин всегда является покрытие издержек, связанных с осуществлением действий в пользу плательщика (пошлинный принцип).

Сборы (ст.8 НК) – под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физ лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков государственными и иными уполномоченными органами или должностными лицами юридически значимых действий, выдача разрешений, предоставление прав.

Законодательного определения пошлины нет.

2 вида пошлин: 1.государственная 2.таможенная.

Государственная (ст.333.16), таможенная – обязательный платёж в федеральный бюджет, взимаемый таможенными органами, при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, при вывозе товаров, а так же в иных случаях, устанавливаемых законом.

Виды налогов и их классификация.

По механизму формирования:

1.прямые 2.косвенные.

Прямые взимаются непосредственно с владельцев имущества, либо получателей дохода.

Две категории: а) личные налоги – они учитывают фактическую платёжеспособность налогоплательщика и уплачиваются с реально полученного дохода б) реальные налоги – ими облагается предполагаемый средний доход, получаемый в данных экономических условиях от того или иного предмета налогообложения.

Прямые налоги взимаются в сфере производства.

Носитель налога – лицо, на которое фактически возложено бремя уплаты налога.

В прямых налогах налогоплательщик и носитель налога одно и то же лицо.

Косвенные взимаются в сфере реализации потребления товаров и в конечном счёте носителем налога является потребитель.

Две категории: 1. индивидуально-косвеные – ими облагаются строго определённые группы товаров. 2. универсально-косвеные – облагаются все или почти все товары, работы и услуги.

Бремя этого налога перекладывается на конечного потребителя.

2 налога: НДС – универсально-косвеный, акциза – индивидуально-косвеный.

Налогоплательщиком является продавец, но сумма налога уже заложена в стоимость товара.

Подакцизные товары – 22 глава НК РФ.

Кто освобождается от НДС?

Например субъекты малого бизнеса могут работать по упрощённой системе налогообложения, но они должны уведомить об этом налоговые органы в определённый срок, при этом налоговый орган должен вручать уведомление об этом.

По целевой направленности:

1.общие 2.целевые.

Общие – налоги поступающие в бюджет и не связанные каким-либо направлением их расходования.

Целевые – средства от этих налогов расходуются на определённые цели.

Общими являются практически все налоги.

Целевые налоги – сбор за негативное воздействие на окр среду, сбор за пользование объектами животного мира.

По принадлежностью к бюджету определённого уровня.

1.закреплённые 2.регулирующие.

Закреплённые – систематически и полностью поступают в бюджет определённого уровня.

Регулирующие – ежегодно распределяются между бюджетами разных уровней.

Это устанавливается БК РФ.

Местные налоги (земельный) не перераспределяются в другие бюджеты.

По уровню налоговой системы.

1.федеральные 2.региональные 3.местные.

Федеральные налоги могут поступать во все три уровня бюджета.

Региональные только на региональный и местный.

Федеральные налоги взимаются на всей территории РФ, регулируются НК РФ,

Региональные установлены НК РФ, основные положения регулируются НК, но субъекты принимают решение о введении их в действие на своей территории и в размерах допущенных НК может регулировать порядок и размер взимания налогов.

Местные установлены и регулируются НК, орган МСУ принимает решение о порядке и размере взимания.

По субъекту налогообложения.

1.налоги уплачиваемые физическими лицами 2.уплачиваемые организациями 3.со смешанным субъектным составом (государственная пошлина, транспортный налог).

Понятие организация шире чем юр лицо, например товарищество это не юр лицо, но организация.

Предмет, метод, система, источники НП,

Это подотрасль финансового права, так же подотраслью является бюджетное право.

Налоговое право – система финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере установления, введения в действие и взимания налогов.

Распределение денежных средств из бюджета НЕ относится к сфере налогового права.

Предмет – совокупность властных отношений по введению и взиманию налогов и сборов, а так же отношений, возникающих в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий бездействий их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налоговых правонарушений.

В налоговых правоотношениях преобладает императивный метод, но так же имеется диспозитивный – выбор упрощённой системы налогообложения, использование налоговых льгот.

Принципы НП.

1.всеобщность налогообложения – каждое лицо обязано уплачивать установленный налог. То лицо, которое является плательщиком данного налога.

2.податное равенство – одинаковые для всех налогоплательщиков условия налогообложения.

3.экономическая обоснованность – каждый налог должен иметь экономическое обоснование.

4.определённость. Этот принцип требует, чтобы при установлении налога точно определялись все его обязательные элементы.

Закон должен быть сформулирован таким образом, чтобы было понятно, кто, когда, за что, в какие сроки и куда должен уплатить налог.

Если хотя бы один элемент не установлен, налогоплательщик может не уплачивать налог.

5.конституционность.

6.законность установления.

Единственный документ устанавливающий налоги – НК.

13-15 статьи НК – перечень налогов и сборов.

7.Отрицание обратной силы налогового закона.

По общему правилу закон обратной силы не имеет, но в налоговом праве есть исключения.

8.приоритет налогового законодательства над неналоговым.

Источники НП.

1. Конституция и МД.

2.НК РФ и принятые в соответствии с ним ФЗ о налогах и сборах.

3.подзаконные акты, но они применяются только в соответствии с НК, а ПП могут существовать только в том случае, если вопрос, регулируемый ПП прямо отнесён к тем вопросам, которые могут быть урегулированы правительством. Перечень вопросов устанавливает НК.

4.судебная практика не источник НП, но в силу несовершенствования законодательства судебная практика носит нормо-установительный характер.

Соотношение норм НП с другими отраслями.

С Конституционным – имеется ряд норм прямого действия (каждый обязан платить налоги и т.д.).

Таможенное – таможенные органы обладают некоторыми полномочиями налоговых органов. Например при взимании пошлины при пересечении границы – таможенной пошлины.

Административное право – в части привлечения к ответственности.

В налоговом праве существует отдельный вид ответственности – налоговая ответственность, она предусмотрена НК.

Гражданское право – налоговое так же связано с имущественными отношениями, но нормы ГК не применяются, кроме случаев, когда это прямо предусмотрено НК.

Действие актов НП во времени и пространстве.

Акты налогового законодательства вступают в силу не ранее чем по истечении 1 месяца с момента опубликования и не ранее 1 числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.

Акт законодательства о сборах вступает в силу не ранее чем через 1 месяц со дня опубликования.

Обратная сила закона.

ФЗ устанавливающие новые налоги или сборы, а так же законодательные акты субъектов и органов МСУ, которые вводят новые налоги, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия.

Тема 3. Элементы закона о налоге.

1. Понятие элементов закона о налоге

2. Элементы налогообложения

3. Факультативные элементы налогообложения

Элементы закона о налоге в своей совокупности составляют юридическую конструкцию налога. Элементы являются универсальными поскольку их состав одинаков для всех налогов. Но в законе они определяются отдельно по каждому налогу. Совокупность всех элементов налога устанавливает обязанность налогоплательщика по уплате этого налога.

Обязательными элементами налогообложения (Статья 17) являются:

- объект налога

- налоговая база

- налоговая ставка

- налоговый период

- порядок исчисления налога

- порядок и сроки уплаты налога

Эти элементы ЗНАТЬ НАСТОЛЬКО ХОРОШО, чтобы если ночью разбудили мог рассказать.

Установить элемент налогообложения означает принять что-либо в качестве одного из оснований возникновения налогового обязательства.

Определить элемент означает описать фактическую сторону элемента, выделить его из прочих сходных предметов или обстоятельств.

Отсутствие в законе определения хотя бы одного из обязательных элементов не влечет обязанности налогоплательщика по уплате налога.

Вспомогательные элементы налога:

0. Налогооблагающий субъект

1. Субъект налога

2. Предмет и источник налога

3. Масштаб налога

4. Единица налогообложения

5. Факультативные элементы (налоговые льготы, порядок зачета и возврата излишне уплаченных или взысканных сумм и т.д.)

Элементы налогообложения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: