double arrow

Методы психодиагностики индивидуально-психологических особенностей


В психологии существует более 15 тыс. психодиагностических методов, которые используются на практике для диагностики индивидуально-психологических особенностей. Однако, даже если применить все эти методы к отдельному человеку, то вряд ли удастся получить в результате удовлетворительную информацию, позволяющую дать всестороннюю оценку его личности. Это объясняется прежде всего неудовлетворительным теоретическим обоснованием психодиагностики, а также недостаточным уровнем развития теории личности.Предмет диагностирования – психическое – обнаруживается в самых различных формах. Но диагностически релевантными они становятся лишь, будучи включенными в следующую систему отношений: 1) интраиндивидуальные связи (диагностические данные должны отражать взаимосвязь психических свойств личности); 2) интериндивидуальные вариации свойств (диагностические данные должны служить основой для установления различий между данным индивидом и другими личностями); 3) отношения «объект – субъект» (диагностические данные о личности имеют ценность лишь в том случае, если они несут информацию об отношении человека к требованиям окружающей среды, а также способах выполнения индивидом общественных требований).

Методы психодиагностики индивидуально-психологических особенностей:тесты, опросники, проективные техники, психофизиологические методики, наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности.




Тесты (англ. test – испытание, проверка, проба) это стандартизированные и обычно краткие и ограниченные во времени ис­пытания, предназначенные для установления количественных и ка­чественных индивидуально-психологических различий между людьми. Их отличительная особенность заключается в том, что они состоят из заданий, на которые от испытуемого нужно получить правильный ответ.

Опросниками называют такую группу психодиагностических методик, где задания представлены в виде вопросов и утвержде­ний и предназначены для получения данных со слов обследуемого. Опросники относятся к числу наиболее распространенных диагностических инструментов и могут быть подразделены на опросники личности и опросники-анкеты. В отличие от тестов, в опросниках не может быть правильных и неправильных ответов. Они лишь отража­ют отношение человека к тем или иным высказываниям, меру его согласия или несогласия. Личностные опросникиможно рассматривать как стандартизированные самоотчеты, которые по форме бывают групповыми и индивидуальными, чаще всего письменными, бланковыми или компьютерными. По характеру ответов они делятся на опросники с предписанными ответами (закрытые опросники) и со свободными ответами (открытые опросники). По содержанию личностные опросники могут быть подразделены на опросники черт личности, опросники типологические, опросники мотивов, опросники интересов, опросники ценностей, опросники уста­новок. Опросники-анкетыслужат для получения информации о человеке, не имеющей непосредственного отношения к его психологическим особенностям (например, для получения данных об истории его жиз­ни). Они предполагают жестко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, четкое указание формы ответов. Ответы могут даваться опрашиваемым наедине с самим собой (заочный опрос), либо в присутствии экспериментатора (прямой опрос). Анкетные опросы классифицируются прежде всего по содержанию и конструкции зада­ваемых вопросов. Различают анкеты с открытыми вопросами, анкеты с закрытыми вопросами и анкеты с полузакрытыми вопросами (отвечающий может выбрать ответ из числа приведенных или дать свой собственный). В анкетных опросах часто комбинируют все варианты: открытые, закрытые, полузакрытые.



Проективная техника – группа методик диагностики личности, для которых характерен в большей мере глобальный подход к оценке личности, а не выявление отдельных ее черт. Наиболее существенные признаки – использование неопределенных стимулов, которые испытуемый должен сам дополнять, интерпретировать, развивать и т.д. (интерпретировать содержание сюжетных картинок, завершать незаконченные предложения, давать толкование неопределенных очертаний и т.п.). В этой группе методик ответы на задания также не могут быть правильными или неправильными; возможен широкий диапазон разнообразных решений. Характер ответов обследуемого определяется особенностями его личности, которые «проецируются» в его ответах. Принято различать: 1) методики структурирования: формирование стимулов, придание им смысла; 2) методики конструирования: создание из деталей осмысленного целого; 3) методики интерпретации: истолкование какого-либо события, ситуации; 4) методики дополнения: завершение предложения, рассказа, истории; 5) методики катарсиса: осуществление игровой деятельности в особо организованных условиях; 6) методики изучения экспрессии: рисование на свободную или заданную тему; 7) методики изучения импрессии: предпочтение одних стимулов (как наиболее желательных) другим.



Психофизиологические методики позволяют диагностировать природные особенности человека, обусловленные основными свойствами его нервной системы. Разрабатывались отечественной школой Теплова – Небылицына и их последователями в рамках «дифференциальной психофизиологии». Их теоретическое обоснование – психофизиологическая концепция индивидуальных различий, свойств нервной системы и их проявлений, которые находят свое проявление в формально-динамических особенностях психики и поведения человека (в быстроте, темпе, выносливости, работоспособности, помехоустойчивости и др.). По форме большинство психофизиологических методик аппаратурные (электроэнцефалографы и др. специальная аппаратура). В последние два десятилетия были разработаны методики типа «карандаш и бумага» (бланковые методики). Для практического психолога они могут представлять особый интерес, т.к. их можно широко использовать в школьной практике и на производстве. Как аппаратурные, так и бланковые методы носят индивидуальный характер. При доказательстве диагностической значимости результатов, по­лученных с помощью психофизиологических методик, используются все те критерии, которые разработаны в рамках традиционной тестологии (стандартизация, надежность, валидность).

Метод наблюдения– старейший метод психологической диагностики. С его помощью молено получить обширную информацию о человеке. Он является незаменимым везде, где не разработаны или не известны стандартизированные процедуры. При этом исследователю для проведения наблюдения не требуется согласия со стороны наблюдаемых и кооперирования с ними. Особое значение метод наблюдения имеет для изучения психологических особенностей младенцев и детей. Научное наблюдение как психодиагностический метод характеризуется: постановкой проблемы; выбором ситуаций для наблюдения;определением психологических качеств или особенностей пове­дения, которые должны стать объектом наблюдения; разработанной системой фиксации и записи результатов. Наблюдение может носить поисковый и конкретный, строго определенный характер. Цель поискового наблюдения, которое обычно проводится на начальном этапе разработки какой-либо проблемы, – получить наиболее полное описание всех свойственных этой проблеме сторон и отношений, охватить ее целиком. Если цель наблюдения конкретна и определенна, то в этом случае производится отбор только нужных фактов и явлений. Такое наблюдение называется исследующим или выбирающим (выборочным). Здесь заранее определено предметное содержание наблюдения (что наблюдать) и проведено расчленение наблюдаемого на единицы.

Беседа – метод сбора первичных данных на основе вербальной коммуникации. При соблюдении определенных правил позволяет получить не менее надежную информацию, чем в наблюдениях, о событиях прошлого и настоящего, об устойчивых склонностях, мотивах тех или иных поступков, о субъективных состояниях. Было бы ошибкой считать, что беседа – самый легкий для применения метод. Искусство использования этого метода состоит в том, чтобы знать, как спрашивать, какие задавать вопросы, как убедиться в том, что можно верить полученным ответам. Одним из наиболее распространенных видов беседы является интервью (проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом, или опрашиваемым). По форме интервью бывает: 1) свободное (беседа без строгой детализации вопросов, но по общей программе: стройная_стратегия в общих чертах, а тактика свободная); 2) стандартизованное (с детальной разработкой всей процедуры, включая общий план беседы, последовательность вопросов, варианты возможных ответов: стойкая стратегия и тактика); 3) частично стандартизованное (стойкая стратегия, а тактика более свободная). В зависимости от целевого назначения интервью разделяют на диагностические (получение информации общего содержания, зондирование различных аспектов поведения, свойств личности, характера, выяснение интересов и склонностей, положения в семье, отношения к родителям, братьям и сестрам и т.д.) и клинические (терапевтическая беседа, помогающая человеку осознать свои внутренние затруднения, конфликты, скрытые мотивы поведения).

Анализ продуктов деятельности (контент-анализ) – количественно-качественный анализ документальных и материальных источников, позволяющий изучать продукты человеческой деятельности. Под понятием «документальный источник» понимаются: письма; автобиографии; дневники; фотографии; записи на кино- и видеопленке; творческие результаты в разных видах искусства; материалы различных средств массовой информации (газеты, журналы и т.п.). Основная процедура контент-анализа связана с переводом качественной информации на язык счета.







Сейчас читают про: