Метод пригонки. Метод регулирования

Литература

Лекция 8. Метод пригонки. Метод регулировки.

Лекция № 8. Метод пригонки. Метод регулировки.

Тема № 4. ПОГРЕШНОСТИ ЗАМЫКАЮЩЕГО ЗВЕНА И МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ ТОЧНОСТИ

Л Е К Ц И Я № 8

УТВЕРЖДАЮ

ФИЛИАЛ ГОУ ВПО

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПРИБОРОСТРОЕНИЯ И ИНФОРМАТИКИ»

в г.Ставрополе.

__________________________________________________________________

Кафедра «Технологии машиностроения»

Заведующий кафедрой

«Технологии машиностроения»,

доцент _______________Чумак П.И.

«___» ____________________ 20__г.

Для студентов 4 курса

Специальности 151001 «Технология

машиностроения»

д.т.н., профессор Аверичкин Павел Алексеевич

(учёная степень, учёное звание, фамилия и инициалы автора)

(занятие № 10)

По дисциплине: «Основы технологии машиностроения»

 
 
Лекция разработана: Профессором Аверичкиным П.А. _____________ Обсуждена на заседании кафедры: Протокол № ____ от «___» _________________ 20___г. Повторно с изменениями и дополнениями Рассмотрено: Протокол № ____ от «___» _________________ 20___г.


МГУПИ – 2009

Учебные и воспитательные цели:

1. Изложить основы научных знаний методов пригонки и регулировки..

2.Убедить, в важности изготовления деталей с экономичными допусками.

3. Ознакомить студентов с методами пригонки и регулировки и в чем разница между ними.

Время: 2 часа (90 мин.).

Место проведения Аудитория по расписанию.

Основная:

1. И.М.Колесов. Основы технологии машиностроения; Учебник для студентов высш. учеб. заведений М. Машиностроение, 1997,-592с.

2. Э.Л.Жуков, И.И.Козырь и др. Основы технологии машиностроения, В 2кн. Кн.1. Учебное пособие для вузов. М. ВШ. 2005. 278с.,ил.

3. Э.Л.Жуков, И.И.Козырь и др. Основы технологии машиностроения, В 2кн. Кн.2. Учебное пособие для вузов. М. ВШ. 2005. 295с.,ил.

Дополнительная:

4. В.В. Клепиков, А.Н. Бодров «Технология машиностроения» М. ФОРУМ -ИНФРА-М,2004

Учебно-материальное обеспечение:

2. Наглядные пособия: Плакат – Достижение точности зазора с применением подвижного и неподвижного компенсатора.

3. Технические средства обучения: «Проектор».

3. Дополнительные материалы представлены в электроном виде и доступны для просмотра на компьютере.

ПЛАН ЛЕКЦИИ:

№ п/п Вводная часть, рассматриваемые учебные вопросы, заключительная часть. Время мин.
  1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Вводная часть. Значение точности в машиностроении. Повторение основных понятий и определений Задачи, решаемые при анализе требуемой точности замыкающего звена Основная часть. Сущность метода пригонки. Наибольшая возможная величина компенсации. Схема параллельно связанных размерных цепей. Слагаемые пригоночных работ. Сущность метода регулировки. Способы изменения величины компенсирующего звена. Достижение точности замыкающего звена методом регулировки с подвижным компенсатором. Достижение точности замыкающего звена методом регулировки с неподвижным компенсатором. Преимущества метода регулировки. Заключительная часть. Подведение итогов работы Ответы на вопросы.  

Лекция разработана «___»_____________2009г.

_______________________(Аверичкин П.А.)

(подпись, фамилия и инициалы автор

ЛЕКЦИЯ 8 (Занятие 10)

1.Метод пригонки

Сущность метода пригонки заключается в том, что требуемая точность замыкающего звена размерной цепи достигается изменением размера компенсирующего звена путем удаления с него определенного слоя материала.

При достижении точности замыкающего звена методом пригонки на все составляющие звенья размерной цепи устанавливают целесообразно достижимые (экономичные) в данных производственных условиях допуски:

; .

Значения полей допусков, установленные вне связи с заданным значением поля пуска замыкающего звена, могут привести к тому, что отклонения замыкающего звена будут выходить за его пределы, т.е.

.

Избыток погрешности на замыкающем звене, наибольшее значение которого называют наибольшей расчетной компенсацией , должен быть удален из размерной цепи путем изменения значения заранее выбранного компенсирующего звена.

При выборе в размерной цепи компенсатора руководствуются следующими соображениями.

2. В качестве компенсатора выбирают деталь, изменение размера (являющегося одним из составляющих звеньев) которой при дополнительной обработке требует наименьших затрат.

3. Недопустимо в качестве компенсатора выбирать деталь, размер которой является общим составляющим звеном параллельно связанных размерных цепей. Нарушение этого условия приводит к возникновению погрешности, «блуждающей» из одной размерной цепи в другую.

Произвольное назначение координат середин полей допусков составляющих звеньев может привести к тому, что у компенсатора не окажется нужного запаса материала для пригонки. Для того чтобы обеспечить на компенсаторе минимально необходимый слой материала (припуск) для пригонки, и в то же время достаточный для устранения максимального отклонения замыкающего звена, в координату середины поля допуска компенсирующего звена необходимо ввести поправку .

Пусть в трехзвенной размерной цепи (рис.8.1) требуемая точность замыкающего звена характеризуется величинами и ; и - поля допусков составляющих звеньев, экономически целесообразные для данных производственных условий; и - координаты середин полей допусков.

При этих допусках отклонения замыкающего звена возможны в пределах при координате середины поля допуска . Наибольшее возможное отклонение отстоит от верхней границы на величину (рис.8.2), значение которой может быть определено следующим путем:

;

;

. Отсюда

8.1. Достижение точности методом групповой взаимозаменяемости

Рис.8.2. Схема определения поправки

Основным преимуществом метода пригонки является возможность изготовления деталей с экономичными допусками. Методом пригонки может быть обеспечена высокая точность замыкающего звена. Однако пригоночные работы в основном выполняются вручную и требуют высококвалифицированных рабочих.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: