Тема 5. Содержание образования как фундамент базовой культуры личности
Тема 4. Единство образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения
Проблемы целостности учебно-воспитательного процесса. Обучение, преподавание и учение – основные категории дидактики. Единство преподавания и учения. Двусторонний и личностный характер обучения. Структура учебной деятельности. Определение эффективности обучения с помощью внутренних и внешних критериев.
Обучение как способ организации образовательного процесса.
Функции процесса обучения: образовательная, воспитательная, развивающая. Их единство и взаимообусловленность.
Понятие и сущность содержания образования. Содержание как образовательная среда. Культурно-историческое содержание образования. Общечеловеческие ценности и ценностные ориентации как основа базовой культуры личности.
Основные теории формирования содержания образования: дидактический материализм, дидактический формализм, дидактический утилитаризм, теория операциональной структуризации содержания, социокультурная теория, компетентностная теория.
|
|
Принципы отбора содержания образования: принцип соответствия социальному заказу; научная и практическая значимость учебного материала; учет реальных возможностей того или иного процесса обучения; единства содержания образования с позиций всех учебных предметов; принцип гуманизации.
Критерии отбора содержания по Ю.К. Бабанскому: 1. Целостное отражение задач формирования всесторонне развитой личности; 2. Научная и практическая значимость содержания образования; 3. Соответствие сложности содержания реальным учебным возможностям учащихся; 4. Соответствие объема, содержания, времени изучения данного предмета; 5. Соответствие содержания образования имеющейся учебно-методической и материальной базе современной школы.
Требования к отбору содержания образования.
Понятие «образовательный стандарт» как система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образования.
Структура образовательного стандарта: инвариантная и вариативная составляющие.
Составляющие стандарта: федеральный, национально-региональный, школьный компоненты.
Функции государственного образовательного стандарта. Государственный образовательный стандарт как совокупность требований к уровню, содержанию и качеству образования, отраженная в нормативных документах.
Учебный план как нормативный документ, в котором реализуется стандарт образования. Структура и содержание учебного плана. Виды учебных планов: базисный, типовой, учебный.
Учебная программа как нормативный документ. Ее функции. Программы общеобразовательные и профессиональные, основные и дополнительные.
Виды учебных программ: структурно-учебные, типовые учебные, рабочие, авторские. Основные подходы к конструированию учебных программ: линейный, концентрический, ступенчатый, смешанный.
Учебная литература. Функции, особенности, ограничения. Требования к содержанию и оформлению.