Содержание и структура учебной деят-ти (В.В. Давыдов)

В понимании В.В. Давыдова учебная деят-сть представляет собой «один из основных видов деят-ти человека, направленный на усвоение теоретических знаний в процессе решения учебных задач. Систематическое осуществление учебной деят-ти способствует интенсивному развитию у ее субъектов теоретического сознания и мышления, основными компонентами которого являются содержательные абстракции, обобщения, анализ, планирование и рефлексия». Иными словами, учебную деят-ть надо понимать как деят-ть по самоизменению субъекта.

В.В. Давыдов считал, что в структуру учебной деят-ти входят:

· учебные ситуации (или задачи); Направлены на усвоение общего способа решения некоторого класса конкретно-практических задач.

· учебные действия; Помогают учащимся воспроизводить и усваивать образцы общих способов решения задач.

Решение учебной задачи происходит посредством следующих учебных действий:

1. преобразования ситуации для обнаружения всеобщего отнош-я рассматриваемой системы;

2. моделирования выделенного отнош-я в предметной, графической и знаковой форме;

3. преобразования модели отнош-я для изучения его свойств в чистом виде;

4. выделения и построения серии конкретно-частных задач, решаемых общим способом;

5. контроль за выполнением предыдущих действий;

6. оценки усвоения общего способа как результата решения данной учебной задачи.

· действия контроля; Это сличение, соотнесение учебных действий с образцом, который задает учитель.

· действия оценки; Процесс оценки ребенком своей деят-ти на разных этапах ее осуществления

Основу содержания обучения составляет система научных понятий, определяющая общие способы действия в предмете (как предпосылка овладения общими принципами решения задач определенного класса). В.В. Давыдов обосновал необходимость освоения теоретических понятий в учебной деят-ти. Учебная деят-ть школьников строится в соответствии со способами получения научных знаний, со способом восхождения от абстрактного к конкретному. Мышление школьников в процессе учебной деят-ти имеет нечто общее с мышлением ученых, получающих результаты своих исследований посредством содержательных абстракций, обобщений и теоретических понятий, функционирующих в процессе восхождения от абстрактного к конкретному. Но мышление школьников не тождественно мышлению ученых. Школьники не создают понятий, образов, норм, а присваивают их посредством учебной деят-ти. В своей учебной деят-ти школьники воспроизводят реальный процесс создания людьми понятий, образов, ценностей и норм. В процессе систематического выполнения школьниками учебной деят-ти у них, наряду с усвоением теоретических знаний, развиваются теоретическое сознание и мышление. Орг-ция обучения, построенного по теоретическому типу, по мнению В.В. Давыдова, наиболее благоприятна для умственного развития ребенка, поэтому такое обучение называют развивающим.

Основные положения теории В.В. Давыдова:

1. В обучении главную роль играет система научных понятий, на основе которых ученик овладевает универсальным принципом решения задач определенного типа.

2. Учебная деят-ть направлена на абстрактно-теоретические формы мышления ученика. Знания усваиваются посредством движения от общего к частному и выяснением условий происхождения содержания понятий.

3. Овладение теоретическими знаниями развивает у учащихся теоретическое мышление, а также формирует творческий подход к осуществлению практической деят-ти.

4. Усвоение знания происходит методом восхождения мысли от абстрактного к конкретному. Это происходит таким образом. Ученик анализирует учебный материал с помощью учителя. Затем выделяет в нем общее и фиксирует общее в знаковой форме, т.е. строит его содержательную конструкцию. Продолжая анализ материала, он раскрывает закономерные связи между общим и его различными проявлениями, т.е. получает частное.

5. Учащиеся не создают образовательных продуктов, а присваивают их в процессе учебной деят-ти.

Теория поэтапного формирования умственных действий П.Я Гальперина. которая направлена на формирование у учащихся умственных действий, понятий, психических процессов (в частности, внимания).

Теория, сформулированная и исследованная Петром Яковлевичем Гальпериным в середине XX века. Основана на том, что орг-ция внешней деят-ти школьников, способствующая переходу внешних действий в умственные, является основой рационального управления процессом усвоения знаний, навыков, умений. Согласно этой теории, формирование умственных действий проходит по следующим этапам:

· 1 - создание мотивации обучаемого; Происходит предварительное ознакомление учащихся с целью обучения, создание «внутренней», или познавательной, мотивации.

· 2 - составление схемы т.н. ориентировочной основы действия; Ученик разбирается в содержании усваиваемого действия: в свойствах предмета, в результате-образце, в составе и порядке исполнительных операций.ориентировочная основа действия (ООД) – это система ориентиров и указаний, сведений о всех компонентах действия (предмет, продукт, ср-ва, состав и порядок выполнения операций).

· 3 - выполнение реальных действий; Действие выполняется как внешнее, практическое, с реальными предметами (материальная форма действия), например, перекладывание каких-либо предметов при счете. Обязательным условием этого этапа является сочетание материальной формы действия с речевой, что позволяет отделить усваиваемое действие от тех предметов или их заместителей, с помощью которых оно выполняется.

· 4 - проговаривание вслух описаний того реального действия, которое совершается, в результате чего отпадает необходимость использования ориентировочной основы действий; Ученик, лишенный материальных опор действия, анализирует материал в плане в громкой социализированной речи, обращенной к другому человеку. Это одновременно и речевое действие, и сообщение об этом действии. Речевое действие должно быть развернутым, сообщение – понятным другому человеку, контролирующему процесс обучения. На этом этапе происходит «скачок» – переход от внешнего действия к мысли об этом действии. Осваиваемое действие проходит дальнейшее обобщение, но остается несокращенным, неавтоматизированным.

· 5- Действие сопровождается проговариванием «про себя»; Ученик использует ту же речевую форму действия, что и на предыдущем этапе, но без проговаривания (даже шепотом). Здесь возможен пооперационный контроль: педагог может уточнять последовательность производимых операций или результат отдельной операции. Этап завершается, когда достигается быстрое и правильное выполнение каждой операции и всего действия.

· 6 - Полный отказ от речевого сопровождения действия, формирование умственного действия в свернутом виде – см. интериоризация - это процесс преобразования внешней предметной деят-ти во внутреннюю, психическую деят-ть, формирование внутренних интеллектуальных структур психики посредством усвоения внешней социальной действительности.

На каждом этапе действие выполняется сначала развернуто, а затем постепенно сокращается, «свертывается».

ПРИМЕР. «Например, нужно кого-то обучить не делать определенные грамматические ошибки. На карточки выписываются те грамматические правила, на которые делаются ошибки. Они организуются на карточке в той последовательности, в которой их следует применять к написанной фразе. Сначала требуется, чтобы обучаемый вслух читал первое правило и применял его к фразе, затем вслух читается второе правило и так далее до конца карточки. На втором этапе, когда правила выучены наизусть, можно отложить карточку, но все еще следует произносить правила вслух. На следующем этапе предполагается произнесение правил про себя при их применении. Наконец, на заключительном этапе человек способен применить правила, не произнося их ни вслух, ни про себя и даже не осознавая, — в свернутом и погруженном виде».

Практическое значение теории поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина заключается в том, что в процессе обучения формирование новых действий происходит легче, без заучивания нового материала (так как он усваивается в процессе путем непроизвольного запоминания), без использования метода проб и ошибок.

БИЛЕТ № 13 Деят-ть как движущая сила псих. разв-я. Понятие деят-ти и ведущей деят-ти (А.Н Леонтьев, ДБ Эльконин). Закон чередования ведущих типов деят-ти. Деят-ть – активное взаимодействие живого существа с окружающим миром в ходе которого оно целенаправленно воздействует на обьект и за счет этого удовлетворяет свои потребности.А.Н.Леонтьев настаивал на том что в изучении псих. разв-я ребенка необходимо прежде всего исходить из места ребенка в системе социальных отношений и анализа его деят-ти. Развитие человека происходит в форме присвоения социокультурного опыта что требует осуществления деят-ти. Деят-ть - движущая сила развития, поскольку именно в деят-ти впервые возникает структура, которая, пройдя путь интериоризации, станет психической функцией. Деят-ть понимается как осмысленная и предметная, т. е. связанная с системой социальной практики, значений, способов действий. Исследователь показал, что возникновение и развитие психических процессов определяется задачами деят-ти, их местом в структуре деят-ти и особенностями организации деят-ти.Каждый возраст характеризуется определенным ведущим на данном этапе отнош-ем ребенка к действительности, ведущим типом деят-ти, зависящим от места ребенка в системе социальных отношений и отражающим его достижения в развитии. С другой стороны, ведущая деят-ть предписывается обществом, которое культивирует определенные виды деят-ти для каждой возрастной стадии. Например: ведущая деят-ть:

Младенческого возраста – непосредственно- эмоциональное общение со взрослыми

Ран. воз-ст – предметно – орудийная деят-ть со взрослыми

дошкольного возраста -- сюжетно-ролевая игра

школьный возраст – учебная

подростковый – интимно – личностное общение

юношеский - учебно – профессиональная

зрелость – трудовая

старость - общение

А.Н. Леонтьев выделил три основных признака ведущей деят-ти:

— в ведущей деят-ти возникают и внутри нее дифференцируются другие, новые типы деят-ти (так, в игре в дошкольном детстве впервые возникают и складываются элементы учения); Ученый выделил механизм формирования новых видов деят-ти - сдвиг мотива на цель.

— в ведущей деят-ти формируются или перестраиваются частные психические процессы (в игре формируются процессы активного воображения ребенка);

— от ведущей деят-ти зависят наблюдаемые в данный период развития изменения личности ребенка (в игре ребенок осваивает мотивы и нормы поведения людей, что составляет важную сторону формирования личности).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: