double arrow

Выбор технологий обучения

Для выбора педагогической технологии следует учитывать ряд факторов педагогического процесса:

· потенциальные возможности организационных форм учебной деятельности с точки зрения освоения с их помощью тех или иных профессиональных умений;

· функции учебной информации в педагогическом процессе (обучающая, контрольно-диагностическая);

· целевое назначение учебной информации (познавательного типа, операционного типа);

· возможности обучаемых (уровень учебно-познавательной деятельности, уровень базовой подготовки по предмету);

· возможности обучающего (уровень методической компетенции, методическая и техническая оснащенность учебного процесса);

· временные возможности (продолжительное время – более 45 минут, непродолжительное – 45 и менее минут).

Эффективность методов обучения, в свою очередь, определяется возможностью достижения с их помощью целей обучения, а также затратами времени и усилий на это как преподавателями, так и студентами.

Для цели понимания содержания знаний наиболее эффективны методы сообщения готового знания путем информирующего и проблемного изложения, включая и дедуктивное выведение, осуществляемое преподавателем. При прочих равных условиях, если содержание знаний достаточно полно и четко, понимание материала может быть достигнуто таким путем быстрее и легче, чем любым другим методом объяснения. При этом в определенной степени достигается создание условий для развития логических умений, поскольку происходит их репродуктивная актуализация под влиянием уясненного содержания. Но для более активного развития логических умений и развития творческих приемов при сообщении готового знания условия не создаются, и для достижения цели развития логических и творческих умений облагают очень малыми возможностями.

Развитие логических и творческих умений достигается при использовании методов дедуктивного выведения и эвристического поиска. Реализация данных методов объяснения, особенно метода объяснения путем эвристического поиска, требует больших временных затрат и усилий со стороны преподавателей и студентов. Какую-то часть материала необходимо объяснить с помощью управляемого эвристического поиска с целью обеспечения условий для развития творческого мышления. Метод дедуктивного выведения более длителен, чем сообщение готового знания, все-таки должен, по возможности, применяться всегда, когда знания имеют соответствующие уровни обобщенности.

Методы сообщения готового знания применяются как часть метода дедуктивного выведения конкретных знаний, а также при дополнительных разъяснениях на консультациях. Применение только репродуктивных методов сообщения готового знания целесообразно при большом дефиците учебного времени.

Для объяснения материала должны применяться фактически все имеющиеся методы, но с различной частотой. Главными являются метод дедуктивного выведения и методы информирующего и проблемного изложения, применяемые сами по себе и как часть выведения. Метод эвристического поиска используется применительно к 15–20 % материала порции, но он выполняет важную роль создания условий для развития творческого мышления, поэтому должен обязательно использоваться. Для этого в содержании каждой порции, описывающей характеристики объектов или действия с ними, должны быть выделены части, которые даются путем организации самостоятельного управляемого эвристического поиска этих характеристик, их сущности, причин и принципов решения задач.

В настоящее время считается, что обучение с использованием только одной какой-либо формы менее эффективно в сравнении с обучением, основанным на сочетании фронтальных и самостоятельных форм обучения. В обучении становится возможным пользоваться разным составом и последовательностью конкретных форм фронтального обучения и самостоятельных работ при объяснении материала. Возможны два варианта состава и последовательности форм обучения при изучении каждой порции учебного материала.

В более традиционном варианте обучения используются три конкретные формы в последовательности: лекция, консультация, самостоятельная работа.

При втором варианте используется лишь самостоятельная работа и дидактические игры. Сначала студенты читают текст и самостоятельно уясняют содержание очередной порции раздаточного материала, готовятся к обсуждению заданных преподавателем вопросов, касающихся содержания данной порции. Затем в процессе дидактической игры обсуждаются соответствующие вопросы. Недостатками этого варианта являются его непривычность, т.к. изучение нового материала осуществляется самостоятельно, а не в результате сообщения преподавателя. К достоинствам относится большая активность студентов на занятии, т.к. самоподготовка и дидактическая игра являются более активными формами учебной работы, чем слушание лекции (при прочих равных условиях).

Более эффективен такой вариант уяснения содержания учебного материала из сообщений, при котором оно начинается с самостоятельной работы над текстами, содержащими подлежащую усвоению информацию об объектах и действиях. Этот вариант освобождает преподавателей от большой траты времени и сил на сообщения, содержание которых уже зафиксировано в текстах, делает их работу и общение со студентами более творческими, активными, взаимными, поскольку они протекают в виде ответов на более серьезные вопросы, обсуждений, дискуссий.

Чтобы данный вариант соотношения аудиторной и самостоятельной работы мог быть реализован успешно, необходимо наличие раздаточного материала, полноценных с педагогической точки зрения учебных пособий, в которых полно, обобщенно и систематизировано изложена информация, составляющая содержание учебного материала.

Выбор методов и форм обучения, являясь одним из важнейших и наиболее трудных элементов технологии процесса обучения, может реализовываться в таком сочетании и соотношении их на занятии, что позволит получить наилучшие для данных условий результаты за отведенное время.

По определению Ю.К. Бабанского, в общем случае выбор метода обучения должен осуществляться с учетом 1)задач занятия; 2) содержания занятия; 3) степени сложности материала; 4)уровня подготовленности учебной группы; 5)сравнительной характеристики возможностей, сильных и слабых сторон различных методов обучения; 6) особенностей сильных сторон личности самого преподавателя; 7)возможностей учебно-материальной базы вуза по данному предмету; 6)регламента учебного времени.

Методы в профессиональном образовании несут на себе функцию овладения профессиональными способами деятельности (Д.В.Чернилевский).

Знания о рассмотренных формах и методах обучения и, главное, профессиональная готовность применения их в педагогической деятельности – фактор большой методологической и практической значимости для организации учебного процесса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: