При выборе новых концепций и технологий преподаватели в первую очередь обращают внимание на эффективность, результативность технологии. В поисках условий, позволяющих повысить эффективность методик обучения, в настоящее время педагоги пришли к выводу, что некоторые из методик можно довести до уровня педагогических технологий.
В качестве примера современных эффективных образовательных технологий назовем следующие: технология коллективного способа обучения (по А.Г.Ривину и В.К.Дьяченко), технология индивидуализированного обучения математике (по Р.Г.Хазанкину), адаптивная система обучения (по А.С.Границкой) и др.
Вводится новое понимание педагогической технологии как не просто исследования в сфере использования ТСО (технических средств обучения), а исследования с целью выявить принципы и разработать приемы оптимизации образовательного процесса путем анализа факторов, повышающих образовательную эффективность, путем конструирования и применения приемов и материалов, а также посредством оценки применяемых методов.
Для эффективности педагогических технологий необходимо их тщательное изучение. Проблемой педтехнологий как составляющей педагогической системы занимались и занимаются многие педагоги и психологи. В.П.Беспалько, М.В.Кларин изучают определение педагогических технологий, Б.П.Лихачев акцент в своих работах делает на задачи педагогической технологии. У Г.И.Щукиной и М.Н.Скаткина деятельностный подход в обучении. Но аспект практической реализации современных педагогических технологий на занятии остается актуальным.
Цель педагогических технологий – повысить эффективность образовательного процесса, гарантировать достижение запланированных результатов обучения.
Эффективным может считаться такой процесс обучения, который обусловливает:
· увеличение объема знаний, умений, навыков у учащихся;
· углубление и упрочение знаний, новый уровень обученности;
· новый уровень познавательных потребностей учения;
· новый уровень сформированности познавательной самостоятельности и творческих способностей.
Рассмотрим систему критериев оценки педагогических технологий, позволяющих охарактеризовать и количественные и качественные параметры обучения в профессиональной школе на этапах проектирования и оценки результатов конкретной педагогической технологии (О.Б.Хохлов, Д.В.Чернилевский).
Критерии оценки на этапе проектирования новых технологий:
· критерий технологической последовательности – расчленение процесса на внутренние этапы, фазы, операции, процедуры;
· алгоритмичность (показатели: однозначность выполнения включенных в технологию процедур и операций, функциональная полнота).
· частный критерий управления процессом обучения, позволяющий оценить спроектированную технологию обучения с точки зрения заложенных в ней возможностей контроля и коррекции реально осуществляемого процесса обучения.