Успокаивающая модель. Это один из наиболее распространенных вариантов применения ПАВ с целью достижения душевного спокойствия. Доминирующим мотивом употребления наркотиков оказывается высокий уровень психодинамического напряжения, преобладание пониженного настроения, нередко с раздражительностью, мрачностью.
Коммуникативная модель. может возникнуть в связи с неудовлетворенными потребностями в общении, любви, доброжелательности. К этому средству чаще всего прибегают замкнутые, тревожно-мнительные, эмоционально ранимые подростки.
Активирующая модель. применяют психоактивные вещества с целью подъема жизненных сил, бодрости. Подростки с заниженной самооценкой, неуверенные в своих силах и возможностях пытаются достичь прямо противоположного — уверенности, бесстрашия, раскованности. В других случаях таким же образом достигается выход из состояния скуки, душевной пустоты и бездействия.
Гедонистическая модель. ПАВ употребляют также и для получения приятных ощущений, создания психического и физического комфорта.
|
|
Конформная модель. «Быть со всеми, быть как все».
Манипулятивная модель. Использование психоактивных веществ для манипулирования другими, демонстрации своей исключительности.
Компенсаторная модель. определяется необходимостью компенсировать какую-то неполноценность личности, дисгармоничность характера. Жизненные трудности, конфликты в школе, дома могут выступать триггерами, запускающими привыкание к ПАВ, которые используются подростками в качестве протестного поведения (Шипицына, Казакова, 1999).
При ведении первичной профилактической работы опора делается на три основных принципа, которые на практике представлены либо в интегративном, либо в контекстуальном виде.
1. Принцип устрашения. Речь идет об объективном информировании о последствиях употребления наркотических средств.
2. Принцип обращения к здравому смыслу. Обращение к данному принципу предполагает:
1) формирование моды на здоровый стиль жизни (использование кумиров молодежи);
2) разработку профилактических областей, альтернативных наркотизации и алкоголизации;
3) более активное использование позитивного подхода в профилактике (принцип «за», а не «против»);
4) объединение усилий различных социальных групп и организаций;
5) повышение родительской компетентности в области наркозависимости (формирование групп родителей-волонтеров);
6) повышение уровня клубной культуры подростков (формирование не агрессивно настроенных групп подростков-волонтеров, «борющихся с наркотиками и наркоманами», а подростков, любящих «чистую жизнь»),
|
|
3. Принцип каузальности. Данный принцип предполагает работу с первопричиной, а не со следствием. Представив разнообразные модели, мы показали, что основные причины, ведущие к употреблению ПАВ, связаны в большей степени с областью психологии человека. Таким образом, приоритетным направлением ведения профилактики зависимостей становится психология.
В нашей стране принята «Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде от 28.02.2000 г.». провозглашается, что «первичная профилактика наркомании опирается в своей основе на долгосрочную общегосударственную политику, направленную на формирование в обществе непримиримого отношения к употреблению наркотиков»; выражается надежда, что «противостояние наркомании станет действительно общенациональным делом».
Цели комплексной активной профилактики и реабилитации определяются в этой концепции так:
1) снижение спроса на наркотики и другие ПАВ;
2) снижение заболеваемости наркоманиями, токсикоманиями и алкоголизмом, а также сопутствующих расстройств;
3) снижение численности групп риска потребления ПАВ;
4) снижение тяжести медико-социальных последствий злоупотребления ПАВ.