double arrow

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ


Успокаивающая модель.Это один из наиболее распространенных вариантов применения ПАВ с целью достижения душевного спокойствия. Доминирующим мотивом употребления наркотиков оказывается высокий уровень психодинамического напряжения, преобладание пониженного настроения, нередко с раздражительностью, мрачностью.

Коммуникативная модель.может возникнуть в связи с неудовлетворенными потребностями в общении, любви, доброжелательности. К этому средству чаще всего прибегают замкнутые, тревожно-мнительные, эмоционально ранимые подростки.

Активирующая модель.применяют психоактивные вещества с целью подъема жизненных сил, бодрости. Подростки с заниженной самооценкой, неуверенные в своих силах и возможностях пытаются достичь прямо противоположного — уверенности, бесстрашия, раскованности. В других случаях таким же образом достигается выход из состояния скуки, душевной пустоты и бездействия.

Гедонистическая модель. ПАВупотребляют также и для получения приятных ощущений, создания психического и физического комфорта.

Конформнаямодель. «Быть со всеми, быть как все».

Манипулятивная модель.Использование психоактивных веществ для манипулирования другими, демонстрации своей исключительности.




Компенсаторная модель.определяется необходимостью компенсировать какую-то неполноценность личности, дисгармоничность характера. Жизненные трудности, конфликты в школе, дома могут выступать триггерами, запускающими привыкание к ПАВ, которые используются подростками в качестве протестного поведения (Шипицына, Казакова, 1999).

При ведении первичной профилактической работы опора делается на три основных принципа, которые на практике представлены либо в интегративном, либо в контекстуальном виде.

1. Принцип устрашения. Речь идет об объективном информировании о последствиях употребления наркотических средств.

2. Принцип обращения к здравому смыслу. Обращение к данному принципу предполагает:

1) формирование моды на здоровый стиль жизни (использование кумиров молодежи);

2) разработку профилактических областей, альтернативных наркотизации и алкоголизации;

3) более активное использование позитивного подхода в профилактике (принцип «за», а не «против»);

4) объединение усилий различных социальных групп и организаций;

5) повышение родительской компетентности в области наркозависимости (формирование групп родителей-волонтеров);

6) повышение уровня клубной культуры подростков (формирование не агрессивно настроенных групп подростков-волонтеров, «борющихся с наркотиками и наркоманами», а подростков, любящих «чистую жизнь»),

3.Принцип каузальности. Данный принцип предполагает работу с первопричиной, а не со следствием. Представив разнообразные модели, мы показали, что основные причины, ведущие к употреблению ПАВ, связаны в большей степени с областью психологии человека. Таким образом, приоритетным направлением ведения профилактики зависимостей становится психология.



В нашей стране принята «Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде от 28.02.2000 г.». провозглашается, что «первичная профилактика наркомании опирается в своей основе на долгосрочную общегосударственную политику, направленную на формирование в обществе непримиримого отношения к употреблению наркотиков»; выражается надежда, что «противостояние наркомании станет действительно общенациональным делом».

Цели комплексной активной профилактики и реабилитации определяются в этой концепции так:

1) снижение спроса на наркотики и другие ПАВ;

2) снижение заболеваемости наркоманиями, токсикоманиями и алкоголизмом, а также сопутствующих расстройств;

3) снижение численности групп риска потребления ПАВ;

4) снижение тяжести медико-социальных последствий злоупотребления ПАВ.







Сейчас читают про: