Мировой газовый комплекс

СОГЛАШЕНИЕ О РАЗДЕЛЕ ПРОДУКЦИИ

КОНЦЕССИИ

ЛИЦЕНЗИИ

Государство распределяет лицензии на конкурсной и аукционной основе.

К преимуществам аукционной формы предоставления прав на пользование недрами относятся: немедленное поступление средств в госбюджет, поощрение к дальнейшему развитию компаний-недропользователей. Как правило, в аукционах не участвуют предприятия малого нефтяного бизнеса, имеющие ограниченные финансовые ресурсы. При аукционной форме снижаются возможности государства по контролю нефтяных предприятий, победивших на аукционе.

К преимуществам конкурсной формы предоставления прав на пользование недрами относится обеспечение контроля государства за использованием недр. Конкурс могут выиграть и малые компании.

С компанией, выигравшей конкурс, заключается лицензионное соглашение, которое регулирует права и обязанности лицензиата. Компания, владеющая лицензией, в ходе хозяйственной деятельности выплачивает все налоговые сборы в соответствии с действующим налоговым законодательством. Кроме того, нефтяная компания облагается специализированным налогом на прибыль, сбором за лицензию, вносит плату за использование территории, роялти, оплачивает экологические сборы. Право собственности на разрабатываемые месторождения принадлежит государству, за лицензиатом остается право собственности на добываемые углеводороды.

Договор концессии предоставляет инвестору исключительное право заниматься добычей углеводородов на платной основе. Таким образом, концессию можно рассматривать как долгосрочную аренду инвестором у государства участков недр. Добываемые ископаемые становятся собственностью инвестора. Как правило, концессионные соглашения касаются больших территорий, имеют длительный (иногда до 60-75 лет) срок действия. Принимающая сторона (государство) напрямую не связана с управлением деятельностью компании-концессионера.

При заключении СРП только часть добытого сырья становится собственностью компании-инвестора. Остальная часть направляется принимающей стороне в счет оплаты за пользование природными ресурсами. Весь риск поисково-разведочных работ несет компания-инвестор, так как эти затраты окупятся только в случае обнаружения коммерчески рентабельных запасов. Участки, на которых не обнаружены коммерчески рентабельные запасы, возвращаются государству.

Компания-инвестор освобождается от уплаты большинства налогов на весь срок действия СРП, так как предполагается, что большинство причитающихся принимающей стороне платежей входят в ее долю извлеченных углеводородов. Как правило, принимающая сторона участвует в управлении деятельностью по СРП через создание государственной нефтяной компанией совместного предприятия с компанией-инвестором.

Основная черта сервисного соглашения - добытые углеводороды не являются собственностью компании-инвестора. Компания-инвестор проводит за свой счет поисково- разведочные работы, затем организует добычу природных ресурсов. Принимающая сторона компенсирует его расходы, выплачивает премию с барреля добытой нефти, предоставляет вознаграждение за открытие новых запасов.

В зависимости от модели взаимоотношений с нефтяными компаниями, государство использует соответствующий набор инструментов фискальной политики.

ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА представляет собой меры, которые предпринимает правительство с целью стабилизации экономики с помощью изменения величины доходов и/или расходов государственного бюджета.

Основными инструментами фискальной политики, используемыми в нефтяном бизнесе, являются:

- бонусы, выплачиваемые собственнику недр частью добытой нефти (натуральный нефтяной бонус);

- плата за используемую территорию (ренталс);

- плата за добычу (роялти);

- налоги на прибыль и налоги на дивиденды;

- в необходимых случаях - дополнительный налог на нефтяные доходы или эквивалентные платежи;

ОПЫТ РАЗЛИЧНЫХ СТРАН В ГОСУДАРСТВЕННОМ

РЕГУЛИРОВАНИИ НЕФТЯНОГО БИЗНЕСА

Опыт США. Основой государственного регулирования нефтяного бизнеса в США является государственный надзор Министерства энергетики за деятельностью крупнейших нефтегазовых компаний посредством обработки и анализа сложного комплекса данных.

Министерство энергетики США в лице департамента информации обязано

- регистрировать все ведущие энергетические компании страны,

- регулярно получать от них информацию о структуре их финансовых балансов

- представлять составленные на базе этих данных сводные ежегодные аналитические отчеты в администрацию президента и в Конгресс.

Полученные данные дают возможность оценивать точные финансовые параметры каждого вида энергетического производства в США, оперативно контролировать доходы, прибыль, потоки денежных средств и текущие инвестиции, анализировать сравнительную конкурентоспособность отдельных секторов ТЭК, группировать финансовые и операционные данные корпораций по видам энергоносителей и географическим зонам их функционирования.

Главным инструментом государственного регулирования нефтяного бизнеса в США является гибкая налоговая политика. Налоговая нагрузка существенно меняется в зависимости от многих факторов (условия добычи, местное законодательство и т.п.). В число налогов входят бонусы, ренталс, роялти, налоги на прибыль, плата в фонды охраны окружающей среды, импортные и экспортные пошлины, налоги на стоимость основных производственных фондов, а также акцизы (на моторные топлива).

Особенность американского недропользования состоит в том, что собственник участка земли является и собственником полезных ископаемых, которые находятся в его недрах. Собственник участка платит налог на собственность, исходя из стоимости участка с учетом стоимости запасов полезных ископаемых. Этот налог стимулирует более полное изъятие топлива из недр вместо экстенсивного расширения территорий, на которых ведется нефтедобыча. Добывающим компаниям нет смысла увеличивать доказанные запасы, за которые придется платить больший налог. Этим объясняется то обстоятельство, что доказанные запасы нефти американских компаний в несколько раз меньше российских.

Однако в США значительная часть нефтегазовых ресурсов залегает на суше в пределах земель, находящихся или в собственности федерального правительства, или в собственности индейских племен, а также на шельфе. Одна треть объемов природного газа и более одной пятой объемов нефти, добываемой в США, извлекается с таких территорий. Процессами освоения этих минеральных ресурсов руководит Служба Управления Полезными Ископаемыми (U.S. Department of the Interior's Mineral Management Service - MMS). Эта организация предоставляет права на разведку и разработку нефтегазовых ресурсов в пределах данных участков частным компаниям; в свою очередь, нефтегазовые компании платят федеральному правительству за аренду, а также роялти с добываемых на этих участках нефти и газа.

Для континентальных месторождений роялти составляет 1/8, а для шельфа - 1/6 добытых углеводородов. Роялти необходимо уплатить в течение нескольких дней после добычи. Эти доходы составляют одну из крупнейших частей налоговых поступлений бюджета федерального правительства.

Ренталз (плата за территорию) составляет 741 долл. за 1 км2 в течение первых 5 лет и 1235 долл. за км2 после 5 лет. Для месторождений на суше ренталз составляет 247 долл./км2. Налог на прибыль нефтяных компаний в США составляет 35% (федеральная ставка) и 4,0-9,4% (ставка штатов). Существует также 2%-ный налог на имущество компаний по оцененной стоимости капитала.

В США одним из наиболее важных инструментов изъятия рентных доходов выступают бонусы (скидка на истощение недр, составляющая 22% валового или 50% налогооблагаемого дохода). Нефтяные корпорации США участвуют в пополнении бюджета государства в части выплат в счет экологической ренты (плата за возмещение ущерба окружающей среде составляет 34 цента за баррель нефти).

Налоговый сектор США не обходится без государственного субсидирования.

В США можно выделить четыре основные формы федеральных энергетических субсидий:

прямые целевые государственные выплаты производителям или потребителям энергетических ресурсов непосредственно из федерального бюджета;

энергетические налоговые льготы, позволяющие снизить объем текущих налоговых отчислений юридических и физических лиц,

энергетические акцизные сборы в целевые траст-фонды для обеспечения выполнения дополнительных работ в энергетическом секторе, в основном связанных с охраной окружающей среды и обеспечением производственной безопасности;

финансирование энергетических научных исследований и опытно-конструкторских разработок.

Опыт Норвегии. В Норвегии доля нефтяного сектора в ВВП составляет более 20%, в экспорте же она превышает 45%, что определяет его ключевую роль в экономике страны.

Основным постулатом норвежской политики в нефтяном комплексе является идея о том, что природные ресурсы принадлежат всему обществу и распоряжаться ими следует с максимальной выгодой для нынешнего и будущего поколений. Главной целью правительственной политики в области нефти служит то, чтобы максимально возможная доля доходов от нефти доставалась обществу. Осуществлению указанной цели способствует целый комплекс мер государственного участия и регулирования.

Основная нефтедобывающая компания Норвегии Statoil является государственной.

Участие государства осуществляется также через механизм прямого финансового участия в деятельности нефтяного сектора. Размер участия государства в норвежских нефтегазовых проектах оценивается на уровне 30-40% суммарных капиталовложений.

Налогообложение нефтяной промышленности основывается на стандартном налоговом законодательстве в отношении доходов корпораций. Обычный налог на прибыль корпорации (corporate income tax) составляет 28%. Но так как нефтедобыча является эксплуатацией природной ренты и поэтому сверхприбыльна, эта отрасль промышленности облагается специальным налогом в размере 50% от прибыли.

Согласно принятому в 1966 г. «Закону о нефти» права собственности на нефтяные месторождения принадлежат государству. Компании могут подавать заявки на изыскательские лицензии с целью проведения геолого-разведочных работ, после которых можно получить лицензию на добычу. Такие лицензии выдаются на конкурсной основе. Лицензия на добычу закрепляет исключительные права собственности на добываемую нефть на данной территории. Возможно получение лицензии сразу несколькими лицензиатами на основе совместного операционного соглашения.

В Норвегии имеется Правительственный нефтяной фонд, доходами которого являются финансовые потоки от нефтяного бизнеса и от инвестиционной деятельности, а расходами - ежегодные трансферты Министерству финансов. В результате регулирования нефтяного бизнеса государство имеет возможности аккумулировать значительную долю налоговых поступлений и использовать ее в интересах всего общества.

Опыт Саудовской Аравии. Нефтяной сектор этой страны производит до 40% ВВП и дает 90% экспортных доходов. Монополию на добычу нефти имеет государственная компания Saudi Aramco. Налоговая система Саудовской Аравии — считается одной из самых удобных в мире (занимает 7-е место в рейтинге 10-ти самых удобных налоговых систем). Систему налогообложения Саудовской Аравии характеризуют как направленную на поддержание уровня жизни населения и защиту интересов национальных коммерческих компаний.

Закат — обязательный годовой налог в пользу бедных, нуждающихся, а также на развитие проектов, способствующих распространению ислама и истинных знаний о нём и так далее. Закат — один из пяти столпов ислама - взимается в размере 2,5% от чистого дохода.

Налог на прибыль – 5-30% в зависимости от размеров прибыли.

Пять основ религии (ислама) (аркя́н уль-исля́м ха́мса) располагают в следующем порядке по степени значимости:

1. Свидетельство веры (араб. الشهادة ‎‎ ‎аш-шаха́да(т) — «свидетельство») — Свидетельство, о том, что «Нет бога, кроме Аллаха, и что Мухаммад — раб Его и посланник Его».

2. Молитва (араб. الصلاة ‎‎ ас-саля́(т) — «молитва») — Совершение ежедневной пятикратной молитвы.

3. Пожертвование (араб. الزكاة ‎‎ аз-закя́(т) ‎ — «очищение») — выплата очистительного пожертвования.

4. Пост (араб. الصوم ‎‎ ас-са́ум — «пост»‎) — пост в течение месяца Рамадан.

5. Паломничество (араб. الحج ‎‎ аль-хадж — «паломничество») — паломничество к храму Каабы в Мекке.

Опыт Ирана. В стране запрещено предоставление прав на добычу нефти на основании концессии или путем акционерного участия. Всю деятельность в области нефтедобычи ведет государственная компания National Iranian Oil Co. Контракты с иностранными компаниями заключаются в виде сервисных контрактов, после окончания которых подрядчик передает все права национальной нефтяной компании.

Опыт Канады. В стране установлены дифференцированные ставки налогов для различных провинций (Альберта, Британская Колумбия, Манитоба, Саскачеван). Ставки роялти установлены в размере 10-45%. Комбинированная региональная и федеральная налоговая ставка дифференцирована по провинциям на уровне 40-46%. Также сильно дифференцированы ставки бонусов и ренталз. Налог на крупные корпорации составляет 0,2%.


2.1. ЗНАЧЕНИЕ ГАЗА В МИРОВОМ ЭНЕРГОБАЛАНСЕ

Природный газ играет все более важную роль в мировом энергетическом балансе. Этому способствуют чрезвычайно благоприятные для потребителя свойства газа, а именно, экологичность, экономичность и технологичность.

Самым значительным преимуществом природного газа является его экологичность. По сравнению с другими энергоносителями массового использования (углем, мазутом) природный газ при его сжигании на электростанциях или в горелках наших квартир дает гораздо меньше вредных выбросов. Многие страны мира постепенно переходят на природный газ, как топливо для ТЭЦ, особенно тех, которые расположены в городских районах.

Природный газ в сжиженном виде используется как автомобильное топливо вместо автобензина. Более того, в ряде стран приняты национальные программы по организации использования сжиженного природного газа в качестве автомобильного топлива, особенно для муниципальных видов транспорта (автобусов, грузовых автомобилей, привозящих продукты, стройматериалы в городские кварталы, пожарных, почтовых и др. машин). При использовании природного газа в качестве энергоносителя в промышленных процессах (металлургия, химия, производство строительных материалов и т.п.) производство становится более приемлемым и с экологической и с экономической точки зрения по сравнению с другими энергоносителями.

Природный газ обладает экономическими преимуществами по сравнению с другими энергоносителями. Во-первых, благодаря наличию значительных запасов и относительной дешевизне его добычи и транспортировки. Во-вторых, переработка природного газа в химические продукты требует меньших затрат по сравнению с использованием нефтяного сырья, не говоря уже об угле.

Природный газ при использовании более технологичен, чем другие энергоносители. Аппаратура, применяемая при сжигании и переработке природного газа, как правило, менее громоздкая и металлоемкая, но более долговечная по сравнению с аналогичной аппаратурой, работающей на мазуте или угле.

Все указанные факторы привели к тому, что доля природного газа в мировом энергобалансе постепенно растет.

В целом по миру доля природного газа в структуре потребления энергоносителей составляет около 24 %, однако в соответствии с долгосрочными прогнозами может возрасти в течение нескольких ближайших десятилетий до 28-30 %.

При этом доля природного газа в структуре энергобаланса развитых стран примерно такая же, как и в среднем по миру - порядка 22-23 %. В развивающихся странах, где пока еще в энергобалансе преобладают традиционные энергоносители (уголь, мазут), эта доля не превышает 18 %.

В структуре энергобаланса республик бывш. СССР и стран Восточной Европы доля природного газа гипертрофированно велика - она превысила уровень в 50 %. Это связано с наличием громадных ресурсов и развитием газовой промышленности в бывш. СССР, откуда природный газ экспортировался в Европу и, прежде всего, в страны Восточной Европы, а во внутреннем потреблении для нужд энергетики и коммунально-бытового сектора в силу указанных выше причин (экологичность, технологичность, дешевизна) вытеснял другие энергоносители.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: