double arrow

Внутренняя и внешняя среда предприятия. Структура предприятия


Внутренняя среда – часть общей среды, находящейся в рамках организации, которая оказывает непосредственное воздействие на функционирование организации.

Внутренняя среда включает: кадры, организацию, производство, маркетинг, финансы.

Внутренняя среда полностью пронизывается организационной структурой.

Любая организация находится в среде и существование организации возможно, если средства допускает ее существования.

Внутренняя среда является источником силы, которая либо помогает выжить, либо действует губительно.

Задача стратегического управления состоит в обеспечении такого взаимодействия организации с внешней средой, которая позволила бы ей поддерживать ее потенциал на уровне, обеспечивающем достижение целей организации.

Внешняя среда – совокупность факторов и сил, внешних по отношению к предприятию, которые влияют на возможности организации устанавливать и поддерживать успешное ее функционирование

Внешняя среда окружения представляет собой макроокружение и непосредственное окружение.

Макроокружение создает общие условия среды нахождения организации. Экономические компоненты макроокружения:




- величина ВНП

- темп инфляции

- уровень безработицы

- процентная ставка

- производительность труда

- нормы налогообложения

При изучении экономических компонентов необходимо обратить внимание на такие факторы, как общий уровень экономического развития; добываемые природные ресурсы; типы и уровень развития конкуренции; уровень образования населения; величина заработной платы.

Правовой компонент: изучение законов и других нормативных актов с целью определения допустимых границ.

Политический компонент: анализ изучения с целью ясного понимания о намерениях органов государственной власти, какая политическая идеология определяет политику правительства; насколько оно стабильно; насколько способна проводить свою политику в жизни; насколько сильно оппозиция стремиться к власти.

Социальный компонент: уяснить влияние на бизнес таких компонентов как:

- отношение людей к качеству жизни и работы;

- существующие в стране обычаи и верования;

- разделяемые людьми ценности;

- демографические структуры общества;

- рост населения и уровень образования;

- мобильность людей, готовность к переменам.

Структура предприятия - это его внутреннее строение, характеризующее состав подразделений и систему связи, подчиненность и взаимодействие между ними.

Различают понятия производственной, общей и организационной структур управления.

Цех - это обособленное в технологическом и административном отношении звено предприятия, в котором изготавливается полностью тот или иной продукт или выполняется определенная законченная стадия по выработке продукта.



Производственная структура предприятия характеризуется наличием обязательных элементов:

1. Органы управления;

2. Цехи основного производства, их филиалы;

3. Обслуживающие и вспомогательные цехи;

4. Функциональные отделы, лаборатории, и иные непроизводственные службы;

5. Прочие компоненты (подсобные и социально-бытовые).

Стандарта производственной структуры предприятия не существует, несмотря на многообразие хозяйствующих субъектов, которые объединены рядом функций и целей, главная из которых – получение прибыли за счет производства и сбыта продукции. Поэтому для нормального функционирования производственного процесса необходимы цеха, выпускающие основную, так и вспомогательную выходную продукцию, цеха, основного производства, вспомогательные службы, многообразие узкофункциональных специальных служб и отделений.

Основой всей производственной структуры предприятия является производственные цехи, которые делятся на две большие группы:

1. Основные цехи:

а) заготовительные

б) обрабатывающие (перерабатывающие)

в) конвейерные (сборочные).

2. Обслуживающие цехи выполняют следующие функции:

а) изготовление, ремонт, заточка, настройка инструмента, прибора

б) надзор и ремонт машин, оборудования, транспорта, зданий, сооружений

в) обеспечение производства тепло - и электроэнергией, надзор и ремонт электрооборудования и теплосетей



Г) внутри и внепроизводственная транспортировка сырья, материалов, запчастей, готовой продукции, отходов производства

Д) очистка и уборка помещений, оборудования и инвентаря

Е) складирование хозяйственного и производственного инвентаря и готовой продукции.

Общую структуру предприятия представляет совокупность всех производственных, непроизводственных (по обслуживанию работников и членов их семей) и управленческий подразделений предприятия.

Типовая общая структура промышленного предприятия приведена на рисунке.

Рис.1. Общая структура промышленного предприятия

Организационная структура управления - это система управления, которая определяет состав, взаимодействие и подчиненность ее элементов.

Известны несколько типов организационных структур управления:

Линейное управление - наиболее упрощенная система, между элементами которой существуют только одноканальные взаимодействия. Каждый подчиненный имеет только одного руководителя, который единолично отдает распоряжения, контролирует и руководит работой исполнителей. Преимуществами линейного управления являются: оперативность, четкость взаимоотношений, непротиворечивость команд, повышение степени ответственности руководителей, снижение расходов на содержание управленческого персонала. Но руководитель не может быть универсальным специалистом и учитывать все стороны деятельности сложного объекта. Поэтому линейное управление используется на малых предприятиях с простейшей технологией производства и в нижнем звене крупных предприятий - на уровне бригады производственного участка.

Линейно-штабное управление используется в управлении цехами и отделами. Единоначалие сохраняется, однако руководитель подготавливает решение, приказы и задания для исполнителей с помощью штабных специалистов, осуществляющих сбор информации и ее анализ и разрабатывающих проекты необходимых распорядительных документов.

Функциональное управление предусматривает разделение функций управления между отдельными подразделениями аппарата управления, что позволяет рассредоточить административно-управленческую работу и поручить ее наиболее квалифицированным кадрам. Однако это приводит к необходимости сложных согласований между функциональными службами при подготовке важного документа, снижает оперативность работы, удлиняет сроки принятия решений.

Дивизиональное управление позволяет централизовать стратегические общекорпоративные функции управления (финансовую деятельность, разработку стратегии фирмы и др.), которые сосредоточиваются в высших звеньях администрации корпорации и децентрализовать оперативные функции управления, которые передаются производственным подразделения. Это приводит к гибкому реагированию на изменения во внешней среде, быстрому принятию управленческих решений и повышению их качества, но в тоже время - к увеличению численности аппарата управления и затрат на его содержание.

Матричное управление выделяет временные предметно-специализированные звенья - проектные группы, которые формируются из специалистов постоянных функциональных отделов. При этом они лишь временно подчинены руководителю проекта. А после завершения работ над проектом возвращаются в свои функциональные подразделения. Преимущества: исключительно высокая гибкость системы управления и ориентация на нововведения.

В хозяйственной практике часто встречается сложный вид управления - сочетание перечисленных типов организационных структур управления на разных уровнях управления предприятием.







Сейчас читают про: