Внутренняя среда – часть общей среды, находящейся в рамках организации, которая оказывает непосредственное воздействие на функционирование организации.
Внутренняя среда включает: кадры, организацию, производство, маркетинг, финансы.
Внутренняя среда полностью пронизывается организационной структурой.
Любая организация находится в среде и существование организации возможно, если средства допускает ее существования.
Внутренняя среда является источником силы, которая либо помогает выжить, либо действует губительно.
Задача стратегического управления состоит в обеспечении такого взаимодействия организации с внешней средой, которая позволила бы ей поддерживать ее потенциал на уровне, обеспечивающем достижение целей организации.
Внешняя среда – совокупность факторов и сил, внешних по отношению к предприятию, которые влияют на возможности организации устанавливать и поддерживать успешное ее функционирование
Внешняя среда окружения представляет собой макроокружение и непосредственное окружение.
|
|
Макроокружение создает общие условия среды нахождения организации. Экономические компоненты макроокружения:
- величина ВНП
- темп инфляции
- уровень безработицы
- процентная ставка
- производительность труда
- нормы налогообложения
При изучении экономических компонентов необходимо обратить внимание на такие факторы, как общий уровень экономического развития; добываемые природные ресурсы; типы и уровень развития конкуренции; уровень образования населения; величина заработной платы.
Правовой компонент: изучение законов и других нормативных актов с целью определения допустимых границ.
Политический компонент: анализ изучения с целью ясного понимания о намерениях органов государственной власти, какая политическая идеология определяет политику правительства; насколько оно стабильно; насколько способна проводить свою политику в жизни; насколько сильно оппозиция стремиться к власти.
Социальный компонент: уяснить влияние на бизнес таких компонентов как:
- отношение людей к качеству жизни и работы;
- существующие в стране обычаи и верования;
- разделяемые людьми ценности;
- демографические структуры общества;
- рост населения и уровень образования;
- мобильность людей, готовность к переменам.
Структура предприятия - это его внутреннее строение, характеризующее состав подразделений и систему связи, подчиненность и взаимодействие между ними.
Различают понятия производственной, общей и организационной структур управления.
Цех - это обособленное в технологическом и административном отношении звено предприятия, в котором изготавливается полностью тот или иной продукт или выполняется определенная законченная стадия по выработке продукта.
|
|
Производственная структура предприятия характеризуется наличием обязательных элементов:
1. Органы управления;
2. Цехи основного производства, их филиалы;
3. Обслуживающие и вспомогательные цехи;
4. Функциональные отделы, лаборатории, и иные непроизводственные службы;
5. Прочие компоненты (подсобные и социально-бытовые).
Стандарта производственной структуры предприятия не существует, несмотря на многообразие хозяйствующих субъектов, которые объединены рядом функций и целей, главная из которых – получение прибыли за счет производства и сбыта продукции. Поэтому для нормального функционирования производственного процесса необходимы цеха, выпускающие основную, так и вспомогательную выходную продукцию, цеха, основного производства, вспомогательные службы, многообразие узкофункциональных специальных служб и отделений.
Основой всей производственной структуры предприятия является производственные цехи, которые делятся на две большие группы:
1. Основные цехи:
а) заготовительные
б) обрабатывающие (перерабатывающие)
в) конвейерные (сборочные).
2. Обслуживающие цехи выполняют следующие функции:
а) изготовление, ремонт, заточка, настройка инструмента, прибора
б) надзор и ремонт машин, оборудования, транспорта, зданий, сооружений
в) обеспечение производства тепло - и электроэнергией, надзор и ремонт электрооборудования и теплосетей
Г) внутри и внепроизводственная транспортировка сырья, материалов, запчастей, готовой продукции, отходов производства
Д) очистка и уборка помещений, оборудования и инвентаря
Е) складирование хозяйственного и производственного инвентаря и готовой продукции.
Общую структуру предприятия представляет совокупность всех производственных, непроизводственных (по обслуживанию работников и членов их семей) и управленческий подразделений предприятия.
Типовая общая структура промышленного предприятия приведена на рисунке.
Рис.1. Общая структура промышленного предприятия
Организационная структура управления - это система управления, которая определяет состав, взаимодействие и подчиненность ее элементов.
Известны несколько типов организационных структур управления:
Линейное управление - наиболее упрощенная система, между элементами которой существуют только одноканальные взаимодействия. Каждый подчиненный имеет только одного руководителя, который единолично отдает распоряжения, контролирует и руководит работой исполнителей. Преимуществами линейного управления являются: оперативность, четкость взаимоотношений, непротиворечивость команд, повышение степени ответственности руководителей, снижение расходов на содержание управленческого персонала. Но руководитель не может быть универсальным специалистом и учитывать все стороны деятельности сложного объекта. Поэтому линейное управление используется на малых предприятиях с простейшей технологией производства и в нижнем звене крупных предприятий - на уровне бригады производственного участка.
Линейно-штабное управление используется в управлении цехами и отделами. Единоначалие сохраняется, однако руководитель подготавливает решение, приказы и задания для исполнителей с помощью штабных специалистов, осуществляющих сбор информации и ее анализ и разрабатывающих проекты необходимых распорядительных документов.
Функциональное управление предусматривает разделение функций управления между отдельными подразделениями аппарата управления, что позволяет рассредоточить административно-управленческую работу и поручить ее наиболее квалифицированным кадрам. Однако это приводит к необходимости сложных согласований между функциональными службами при подготовке важного документа, снижает оперативность работы, удлиняет сроки принятия решений.
|
|
Дивизиональное управление позволяет централизовать стратегические общекорпоративные функции управления (финансовую деятельность, разработку стратегии фирмы и др.), которые сосредоточиваются в высших звеньях администрации корпорации и децентрализовать оперативные функции управления, которые передаются производственным подразделения. Это приводит к гибкому реагированию на изменения во внешней среде, быстрому принятию управленческих решений и повышению их качества, но в тоже время - к увеличению численности аппарата управления и затрат на его содержание.
Матричное управление выделяет временные предметно-специализированные звенья - проектные группы, которые формируются из специалистов постоянных функциональных отделов. При этом они лишь временно подчинены руководителю проекта. А после завершения работ над проектом возвращаются в свои функциональные подразделения. Преимущества: исключительно высокая гибкость системы управления и ориентация на нововведения.
В хозяйственной практике часто встречается сложный вид управления - сочетание перечисленных типов организационных структур управления на разных уровнях управления предприятием.