double arrow

ТЕМА 9. ЦЕНОВАЯ ПОЛИТИКА И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ


Управление издержками на предприятии с целью их минимизации.

Прежде всего необходимо отметить, что руководители и менеджеры предприятия должны четко понимать, что управление издержками производства и реализации продукции с целью их минимизации на предприятии является составной частью управления предприятием в целом.

Управление издержками необходимо прежде всего для:

- получения максимальной прибыли;

- улучшения финансового состояния фирмы;

- повышения конкурентоспособности предприятия и продукции;

- снижение риска стать банкротом и др.

Для решения проблемы снижения издержек производства и реализации продукции на предприятии должна быть разработана общая концепция, которая должна ежегодно корректироваться с учетом изменившихся обстоятельств. Эта программа должна носить комплексный характер, т.е. должна учитывать все факторы, которые влияют на снижение издержек производства и реализацию продукции.

Содержание и сущность программы по снижению издержек производства зависят от специфики предприятия, текущего состояния и перспективы развития. Но в общем плане в ней не должны быть отражены следующие моменты:




комплекс мероприятий по более рациональному использованию материальных ресурсов (внедрение новой техники и безотходной технологии, внедрение и использование более прогрессивных материалов, улучшение качества продукции и снижение процента брака);

мероприятия, связанные с определением и поддержанием оптимального размера предприятия, позволяющие минимизировать затраты в зависимости от объема производства;

мероприятия, связанные с улучшением использования основных фондов (освобождение предприятия от излишнего оборудования, сдача имущества предприятия в аренду, повышение уровня квалификации персонала, применение ускоренной амортизации, внедрение более прогрессивных машин и оборудования);

мероприятия, связанные с улучшением использования рабочей силы (определение и поддержание оптимальной численности персонала, повышение уровня квалификации, применение прогрессивных систем и форм оплаты труда, механизация и автоматизация всех производственных процессов);

мероприятия, связанные с совершенствованием организации производства и труда (совершенствование организационной структуры и др.).

Кроме того, комплексная программа по снижению издержек производства должна иметь четкий механизм ее реализации.

Следует также отметить, что планирование и реализация отдельных мероприятий по снижению издержек производства хотя и дают определенный эффект, но не решают проблемы в целом.

Контрольные (тестовые) вопросы

1. Что представляют собой издержки производства?



2. Чем характерны постоянные и переменные издержки производства?

3. Что понимается под себестоимостью продукции?

4. Какие существуют виды себестоимости, и чем они характерны?

5. Как классифицируются затраты в составе себестоимости продукции?

6. Что такое калькуляция и какие используются методы калькулирования себестоимости?

7. Как осуществляется планирование себестоимости продукции?

8. Какие имеются источники снижения себестоимости продукции?


1. Цена: сущность, функции, факторы.

2. Система цен.

3. Этапы и методы ценообразования.

4. Основные методы ценообразования.

5. Ценовая политика предприятия.

  1. Цена: сущность, функции, факторы.

Цена— важный и динамический параметр рынка, на который воз­действуют многие факторы с разной направленностью и интенсивно­стью. Она особым образом сигнализирует о соотношении спроса и пред­ложения, об уровне инфляции, о состоянии экономики и т.д. Цена — это важный инструмент для успешной хозяйственной деятельности предпри­ятия в условиях рынка.

В экономической литературе встречаются различные определения цены.

Наиболее распространенным является следующее: цена — это коли­чество денег, за которое продавец согласен продать, а покупатель готов купить единицу товара или услуги.

При анализе товарного рынка применяется чаще всего такое опреде­ление: цена — это денежное выражение стоимости товара.

Более общее определение с учетом ценности товара следующим об­разом формулирует сущность цены: цена— это выражение ценности благ, проявляющейся в процессе их обмена. При этом форма выражения ценности может быть не только денежной, но и натуральной, процентной и др. Например, цена земли определяется через соотношение ренты и банковского процента, курсовая цена акции часто определяется через от­ношение дивиденда и банковского процента.



Важный момент в понимании цены — это обмен. Масштабы и интен­сивность обмена определяют масштабы и методы ценообразования. На­пример, в условиях командной экономики ценообразование имеет отно­сительно ограниченный характер (неправомерно применение понятий цена земли и цена рабочей силы, так как они не являются объектом куп­ли-продажи).

В условиях рыночной экономики, когда и земля, и рабочая сила и другие товары являются объектом купли-продажи, ценообразование име­ет значительно большие масштабы.

Функцию цены чаще всего определяют как внешнее проявление ее внутреннего содержания.

Обычно выделяют четыре функции цены: учетную, стимулирующую, сбалансированную спроса и предложения, распределительную (перерас­пределительную). Отдельные авторы выделяют пятую функцию: крите­рий рационального размещения производства.

Учетная функция обусловлена тем, что цена является денежным выражением стоимости товара и в связи с этим она выявляет затраты ресурсов (труда, сырья, машин и т.п.) на производство и реализацию товаров. При анализе учетной функции следует учитывать, что цена то­вара находится под воздействием различных рыночных факторов. При­знание правильности производственных затрат (их общественная оцен­ка) происходит только на рынке при контакте производителя и потребителя. Кроме этого, учетная функция позволяет сопоставить раз­личные товары, которые являются несопоставимыми по потребитель­ским характеристикам. В этом случае разные товары сопоставляются по стоимостным показателям. Например, валовая или реализованная продукция предприятий. Применяются в хозяйственной практике и следующие количественные макропоказатели: валовой внутренний продукт, национальный доход и т.п. К ним также относятся: объем продукции, валовой доход и т.д.

Качественные показатели: рентабельность, фондоотдача, производи­тельность труда и др.

Учетная функция цены позволяет оценить эффективность деятельно­сти предприятия и выбрать рациональную стратегию в условиях рынка.

Стимулирующая функция цены выражается в поощрительном и сдер­живающем воздействии на производство и потребление различных видов товаров. Данная функция характерна для рыночной цены. Так, при росте цены на какой-либо товар и неизменных издержках производства увели­чивается прибыль, что выгодно производителю. В этом случае произво­дители будут расширять объем изготовления таких товаров.

Дестимулирующая — выражается в следующем: если спрос на ка­кой-то товар снижается, то падает цена, уменьшается прибыль, и тогда производитель или сокращает выпуск этого товара, или переходит на изготовление другого товара.

Возможно стимулирование ценами и научно-технического прогрес­са, когда создаются или новые технологии, или новое оборудование (это сокращает издержки производства, что увеличивает прибыль), или новые товары, что позволяет увеличить цены и получить значительную прибыль.

Наряду с этим с помощью цен осуществляется стимулирование и экономии ресурсов, так как при том же уровне цены, но при низких за­тратах можно получить большую прибыль.

Применяется стимулирование оптимальной структуры личного по­требления за счет дифференциации ставок косвенных налогов, системы договорных цен и т.п.

Распределительная (перераспределительная) функция обусловлена возможностью отклонения цены от стоимости под воздействием различ­ных факторов. С помощью цен осуществляется расширение и перерас­пределение национального дохода между производственной и непроиз­водственной сферами, а также между различными отраслями внутри производственной сферы, т.е. между добывающей промышленностью и транспортом, черной металлургией и машиностроением, машинострое­нием и легкой промышленностью и т.п.

Наряду с этим государство может изменять соотношение между уровнем розничных цен на определенные группы товаров. Так, устанав­ливаются высокие розничные цены на отдельные товары (например, ювелирные изделия или легковые автомобили) для населения с высоким уровнем доходов с целью создания социальных фондов, чтобы поддер­живать относительно низкие цены на товары первой необходимости для малообеспеченных категорий населения.

Распределительная функция предусматривает учет в цене различных налогов, которые являются источником бюджетов разных уровней.

Функция сбалансирования спроса и предложения выражается в том, что через цены осуществляется связь между производством и потребле­нием, предложением и спросом. При нарушении соответствия между предложением и спросом равновесие может быть достигнуто или за счет увеличения производства (сокращения производства, в зависимости от ситуации), или роста (снижения) цены, а также — одновременного изме­нения объема производства и уровня цен.

В условиях командной экономики связь производства и потребления регулировалась (в определенной степени) планами производства и орга­низацией материально-технического снабжения. Однако соответствие спроса и предложения часто не обеспечивалось, и командная экономика обычно оставалась дефицитной.

В условиях рыночной экономики цена выполняет роль стихийного регулятора производства: если на какой-то товар спрос возрастает, то растет цена и в конечном итоге производство расширяется, а если цена падает, то и производство сокращается.

Функция цены как критерия рационального размещения производст­ва проявляется в том, что с помощью механизма цен для получения более высокой прибыли осуществляется перелив капитала из сферы менее при­быльной в более прибыльную.

В современной российской экономике из-за различных причин пере­лив капитала происходит в ограниченных размерах. Капиталы в России преимущественно вкладываются в следующие сферы: торгово-посредническую деятельность, отдельные отрасли пищевой промышленности (производство хлеба, пива и т.п.), производство мебели, лекарств, час­тично в нефтедобывающую и газовую сферу.

На формирование структуры и уровня цены влияют разнообразные факторы, которые можно разделить на три группы: конъюнктурные, не­конъюнктурные и регулирующие, связанные с государственной политикой.

Конъюнктурные — обусловлены воздействием динамики рынка с уче­том влияния потребителей, конкурентов, развития научно-технического прогресса и т.п.

Неконъюнктурные — рассматриваются как внутренние факторы предприятия и чаще всего определяются теми воздействиями, которые влияют на затраты предприятия. Например, применение прогрессивной технологии, современного оборудования, лучшей организации производ­ства и труда и т.д.

Регулирующие факторы связаны с воздействием государства на це­новую политику. Такое воздействие существует и в странах с развитой рыночной экономикой. Государство внимательно следит за ценами и, опираясь главным образом на экономические методы управления, стара­ется не допустить их бесконтрольного инфляционного роста. Кроме это­го, государство определяет уровень акцизных налогов (представляющих собой определенные надбавки к ценам), с помощью которых обеспечива­ется стабильный приток доходов в бюджет. Государство выполняет и распределительную функцию цены, например, меняя соотношение роз­ничных цен на разные группы товаров с целью учета возможностей по­требителей с разными уровнями доходов.







Сейчас читают про: