Группировки цен по сфере обслуживания национальной экономики

Система цен

Систему цен обычно определяют как единую, упорядоченную сово­купность различных видов цен, обслуживающих и регулирующих эконо­мические взаимоотношения участников рынка.

Анализировать различные виды цен лучше всего на основе классифи­кационных признаков, которые позволяют объединить их в следующие группы:

• по сфере обслуживания национальной экономики;

• по степени жесткости регулирования государством;

• с учетом базисных условий;

• по форме организации торговли и характеру ценовой информации. Выполним краткий анализ наиболее типичных видов цен из вышена­званных групп.

Цены включены в эту группировку на основе учета особенностей ра личных сфер экономики и классифицируются следующим образом:

• оптовые (отпускные) — цены, по которым промышленные предпри­ятия-производители реализуют свою продукцию в больших объемах (оптом), не используя торговые розничные организации. При этом реализация товаров по оптовым ценам происходит обычно при ис­пользовании безналичных расчетов;

• розничные — цены, по которым продукция реализуется населению и другим потребителям (реализация товаров происходит отдельными небольшими партиями в розницу). Учитывая, что розничные цены имеют массовый характер, проанализируем их подробнее (рис. 1.).

Рис. 1. Основные элементы розничной цены

В состав розничной цены включены два вида косвенных налогов: ак­циз и НДС — налог на добавленную стоимость.

В зависимости от каналов товародвижения возможны следующие ва­рианты структуры розничной цены.

1. Товар от предприятия-производителя поступает непосредственно (без участия снабженческо-сбытовых организаций) в торговую сеть: при наличии акциза и НДС:

Рис. 2. Розничная цена с учетом акциза, НДС, торговых надбавок

2. Товар от предприятия-производителя поступает (при наличии кос­венных налогов) в торговую сеть через посредника (оптовая база или снабженческо-сбытовая организация):

Рис.3. Розничная цена с учетом акциза, НДС, оптовых надбавок

В структуре розничной цены торговая надбавка состоит из трех эле­ментов:

• издержки обращения (Ио);

• прибыль торговой организации (Пт);

• НДС торговой организации.

Начисляется торговая надбавка к отпускной (оптовой) цене с уче­том НДС.

Оптовая и снабженческо-сбытовая надбавки состоят из двух эле­ментов: издержек обращения и прибыли (оптовой или снабженческо-сбытовой организации). Начисляется оптовая (снабженческо-сбытовая) надбавка к отпускной (оптовой) цене без НДС, а потом добавляется НДС производителя и посредника. Налогооблагаемой базой для начисления НДС посредника является оптовая (снабженческо-сбытовая) надбавка.

Кроме розничных и отпускных, в данную группировку включаются еще закупочные, внешнеторговые цены, тарифы.

Закупочные — это цены, по которым сельскохозяйственные произ­водители реализуют сельскохозяйственную продукцию крупными объ­емами различным потребителям. Этими потребителями могут быть го­сударство, пищевые предприятия, мясокомбинаты и т.п. При этом, если сельскохозяйственная продукция реализуется населению, то чаще всего используют термины «розничные цены» (когда происходит продажа в магазинах розничной торговли) или «цены рынка» (если рыночная про­дажа).

Цены на продукцию строительства различаются на следующие виды:

• сметная стоимость — это предельный размер затрат на строительство каждого отдельного объекта;

• прейскурантная цена — усредненная сметная стоимость единицы ко­нечной продукции данного строительного объекта (например, за 1 м2 жилой площади или за 1 м2 полезной площади);

• договорная цена, которая устанавливается по договоренности между заказчиками и подрядчиками.

Тарифы — это цены на товары особого рода — услуги.

Примечание: термин «тариф» от французского «tarif» — определение. Представляет собой распространенную форму построения цен на услуги производственного и личного потребления, включающую систему плат и сборов.

Тарифы устанавливаются на:

• грузовые и пассажирские перевозки всех видов транспорта;

• услуги связи, жилищно-коммунальных предприятий и службы быта;

• электрическую, тепловую энергию и т.п.

Тарифы могут быть внутренними и международными.

Внешнеторговые цены обслуживают оборот импортируемой и экспортируемой продукции. Экспортные — цены, по которым производит ли или внешнеторговые организации продают отечественные товары на мировом рынке.

Импортные —цены, по которым фирмы закупают товары за рубежом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: