Планирование себестоимости продукции на предприятии

Структура себестоимости и факторы, ее определяющие

Под структурой себестоимости понимается ее состав по элементам или статья и их доля в полной себестоимости. Она находится в движении, и на нее влияют следующие факторы:

1) специфика (особенности) предприятия. Исходя из этого различают: трудоемкие предприятия (большая доля в заработной платы в себестоимости продукции); материалоемкие (большая доля материальных затрат); фондоемкие (большая доля амортизации); энергоемкие (большая доля топлива и энергии);

2) ускорение научно-технического прогресса. Этот фактор влияет на структуру себестоимости многопланово, но основное влияние заключается в том, что под воздействием этого фактора доля живого труда уменьшается, а доля овеществленного труда в структуре себестоимости увеличивается;

3) уровень концентрации, специализации, кооперирования, комбинирования и диверсификации производства;

4) географическое положение предприятия;

5) инфляция и изменение ставки рефинансирования.

Структуру себестоимости продукции характеризуют следующие показатели:

- соотношение между живым и овеществленным трудом;

- доля отдельного элемента или статьи в полных затратах;

- соотношение между постоянными и переменными затратами, между основными и накладными расходами и др.

Систематическое определение и анализ структуры затрат на предприятии имеют очень важное значение, в первую очередь для управления издержками на предприятии с целью их минимизации.

Структура затрат позволяет выявить основные резервы по их снижению и разработать конкретные предприятия по их реализации на предприятии с целью их минимизации.

Эта процедура предусматривает возможное снижение себестоимости продукции и обеспечение на этой основе экономически обоснованного уровня затрат на производство и максимизацию накоплений.

Планирование себестоимости может быть текущим и перспективным. Перспективный план разрабатывается на ряд лет. Текущее планирование (на год) предусматривает уточнение перспективных планов на основе данных плановых смет и калькуляции затрат. План по себестоимости продукции включает в себя следующие разделы:

1. Смета затрат на производство продукции (составляется по экономическим элементам);

2. Себестоимость всей товарной и реализованной продукции;

3. Плановые калькуляции отдельных изделий;

4. Расчет снижения себестоимости товарной продукции по технико-экономическим факторам.

Важнейшими качественными показателями плана по себестоимости продукции являются:

- себестоимость товарной и реализованной продукции;

- себестоимость единицы важнейших видов продукции;

- затраты на 1 руб. товарной продукции;

- процент снижения себестоимости по технико-экономическим факторам;

- процент снижения себестоимости сравниваемой продукции.

Предприятия, выпускающие разнородную продукцию, планируют снижение себестоимости сравнительной продукции и затраты на 1 руб. товарной продукции. Плановый уровень затрат на производство рассчитывается в такой последовательности.

Определяют изменение уровня затрат в планируемом периоде под влиянием ряда факторов и с учетом результата анализа себестоимости продукции в базисном году. В свою очередь уровень себестоимости в базисном году отражает текущие затраты на 1 руб. товарной продукции.

Себестоимость товарной продукции в планируемом году определяется уровнем затрат в базисном году и запланированным объемом производства товарной продукции в оптовых ценах предприятия.

Методы планирования себестоимости продукции. На практике наибольшее распространение получили два метода планирования себестоимости продукции: нормативный и планирование по технико-экономическим факторам. Как правило, они применяются в тесной взаимосвязи.

Сущность нормативного метода заключается в том, что при планировании себестоимости продукции применяются нормы и нормативы использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, т.е. нормативная баз предприятия.

Метод планирования себестоимости продукции по технико-экономическим факторам является более предпочтительным по сравнению с нормативным методом, так как он позволяет учесть многие факторы, которые будут самым существенным образом влиять на себестоимость продукции в плановом периоде. При этом методе учитываются следующие факторы:

- технические, т.е. внедрение на предприятии в плановом периоде новой техники и технологии;

- организационные, т.е. совершенствование организации производства и труда на предприятии в плановом периоде;

- изменение объема, номенклатуры и ассортимента выпускаемой продукции;

- уровень инфляции в плановом периоде;

- специфические факторы, которые зависят от особенностей производства.

Все эти факторы в конечном итоге влияют на объем выпуска продукции, производительность труда (выработку), изменение норм и цен на материальные ресурсы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: