Дальний восток

Рост экономик стран Азиатско-Тихоокеанского региона дает уникальный шанс развитию Дальневосточного топливно-энергетического комплекса. Зацепившись за этот топливный локомотив, третья часть России может превратиться из далекой окраины в динамично развивающийся регион.


Превращение Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) в третий мировой центр силы совершилось быстро и неожиданно. Особенно в этом преуспел в последние два десятилетия Китай, который летом прошлого года уже обогнал США по объему торговли с Евросоюзом. Промышленное производство в КНР растет на 13–18%, экспорт – на 20–30%, валовой внутренний продукт – на 9–10% ежегодно. Естественно, такой рост требует огромного количества ресурсов. Поэтому по объему импорта нефти Китай уже обогнал Японию и вплотную приблизился к крупнейшему мировому импортеру нефти – США.

Российское государство, занятое в постсоветское время решением внутренних политических проблем и ориентирующееся преимущественно на Запад, этот экономический взрыв на своих юго-восточных границах пропустило. Однако у нас есть еще немного времени, чтобы встроиться со своим товаром – нефтью, газом, углем и электричеством – в экономику стран АТР (об экспорте российских высоких технологий сейчас можно говорить только в отношении атомной промышленности и отчасти военно-промышленного комплекса).


Экспортный потенциал Дальнего Востока по газу и нефти очень высокий. Во-первых, в регионе есть много разведанных запасов этих полезных ископаемых, и их еще не начали разрабатывать. Во-вторых, многие территории до конца не обследованы, и там могут находиться запасы полезных ископаемых, в разы превышающие уже известные. В-третьих, в регионе строятся новые объекты нефте-газотранспортной инфраструктуры, что облегчает задачу экспорта. И в-четвертых, сам регион расположен относительно близко к ключевым потребителям этих ресурсов – быстрорастущим экономикам стран Азии в целом и Китая в частности, что делает экспорт рентабельным из-за небольшой транспортной составляющей в цене товара.

Нефть
Общая ситуация с развитием нефтедобычи на Дальнем Востоке, по сути, изменилась только лет пять-семь назад, когда на уровне государства было принято решение наконец-то диверсифицировать экспортные поставки нефти и газа, дополнив традиционное западное направление, в Европу, восточным – в страны АТР. По нефти это решение претворилось в начало строительства в 2006 году новой меганефтяной трубы Восточная Сибирь – Тихий океан (ВСТО).

В конце 2009 года была запущена первая очередь ВСТО от Тайшета (Иркутская область) до Сковородина (Амурская область) производительностью 30 млн. тонн нефти в год. Половина из них по нефтепроводу-отводу поступает в Китай, остальное – по железной дороге в порт Козьмино в Приморье, где и перегружается на морские танкеры, идущие не только в страны АТР, но и в США. Полностью этот нефтепровод «Транснефть», по словам ее главы Николая Токарева, намерена сдать в эксплуатацию уже ноябре 2012 г.


Конечно, эта труба в первую очередь будет наполняться за пределами Дальнего Востока – с Ванкорского и Юрубченского месторождений «Роснефти» в Красноярском крае, Верхнеоченского (ТНК-ВР) в Приангарье и других новых восточносибирских месторождений. Но появление ВСТО дало возможность начать промышленную добычу нефти и на юго-западе Якутии. В 2009 году там было добыто 250 тыс. тонн нефти, а в 2010 году – уже 3,5 млн. В 2011 году, как заявил глава «Сургутнефтегаза» Владимир Богданов, объем добычи его компанией нефти на Талаканском месторождении увеличился до 5,3 млн. тонн. За девять месяцев прошлого года компания пробурила в Якутии 34,3 тыс. метров поисково-разведочных скважин (в полтора раза больше, чем за аналогичный период 2010 года) и прирастила запасы нефти по категории С1 на 8,8 млн. тонн. До этого извлекаемые запасы нефти Талакана оценивались в 105,5 млн. тонн, газа – в 44 млрд. кубометров, газового конденсата – в 375 тыс. тонн.


Дело дошло до того, что «Сургутнефтегаз» объявил, что до конца нынешнего года построит на месторождении собственный аэропорт стоимостью 5 млрд. рублей, способный принимать воздушные суда Ту-154, Boeing 737–400, MIL-26Е. «Строительство аэропорта Талакан ускорит развитие транспортной сети в Западной Якутии как в промышленных, так и в социальных целях, а также увеличит темпы формирования нового центра нефтегазодобычи на востоке России», – подчеркнули в компании.


В 2014 году первая нефть должна пойти и из нефтяной оторочки расположенного неподалеку от Талакана Чаяндинского нефтегазоконденсатного месторождения, лицензия на разработку которого принадлежит Газпрому.

А на Сахалине в первом полугодии 2011 года было добыто 8 млн. тонн нефти (105% к аналогичному периоду 2010 года) и 13 млрд. кубометров газа (103%). К 2014 году по всем трем проектам – «Сахалин-1», «Сахалин-2» и «Сахалин-3» – планируется довести добычу нефти до 16 млн. тонн в год, газа – до 37 млрд. кубометров, к 2025 году Сахалин выйдет на 25 млн. тонн нефти и 60 млрд. кубометров газа ежегодно.


Газ

По оценкам специалистов, начальные суммарные ресурсы газа суши Восточной Сибири и Дальнего Востока составляют 52,4 трлн. м3, шельфа – 14,9 трлн. м3 (притом что геологами пока изучено не более 8% этой территории). Однако газ, впрочем как и нефть, – это прежде всего трубы, по которым он транспортируется. Есть труба – добыча растет, нет трубы – нет ни нефти, ни газа в промышленных масштабах. Поэтому реальное освоение газовых запасов Дальнего Востока началось после того, как в конце 2006 года «Газпром» получил контроль в проекте «Сахалин-2», запасы которого составляют 900 млрд. м3 газа. А летом 2007 года он был назначен координатором правительственной программы «создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи, транспортировки газа и газоснабжения с учетом возможного экспорта газа на рынки Китая и других стран АТР» (Восточная газовая программа).


Восточная газовая программа предполагает создание пяти новых крупных газодобывающих центров на востоке страны – Камчатского, Сахалинского, Якутского, Иркутского и Красноярского. К 2030 году здесь совокупно должно добываться свыше 150 млрд. м3 газа в год. Центры со временем будут связаны единой газотранспортной системой, которая, в свою очередь, станет составной частью как Единой системы газоснабжения России, так и создаваемой Евроазиатской газопроводной системы. Общий объем инвестиций в ВГП оценивается в двадцатилетней перспективе в 2,4 трлн. рублей. Совокупный макроэкономический эффект от ее реализации – более 27,8 трлн. рублей. Только налогов в федеральный и региональные бюджеты за весь период реализации программы планируется получить почти 4 трлн. рублей.

Кроме того, реализация ВГП в период с 2015 по 2030 год обеспечит дополнительный рост валового продукта на востоке России от 3,5 до 13,4% в год. Объем экспорта природного газа по трубопроводам при этом должен составить около 50 млрд. кубометров в год, экспорт сжиженного природного газа – не менее 28 млрд. кубометров.

В прошлом году был введен в эксплуатацию первый пусковой комплекс газопровода Сахалин–Хабаровск–Владивосток, доставивший топливо в столицу Приморья, Южно-Сахалинск и на остров Русский, где состоялся саммит АТЭС. В дальнейшем его мощность будет увеличена с 6 до 30 млрд. кубометров газа в год, в том числе за счет ввода в промышленную эксплуатацию Киринского месторождения (проект «Сахалин-3») на шельфе Охотского моря. Сейчас там ведется монтаж подводного добычного комплекса и укладываются морские трубопроводы.

Вместе с японскими компаниями Газпром подготовил технико-экономическое обоснование строительства СПГ-завода во Владивостоке стоимостью около 7 млрд. долларов и мощностью 10 млн. тонн в год. На это предприятие в 2016–2017 годах должен прийти первый газ с Чаяндинского месторождения. При выходе на промышленную эксплуатацию Чаянда будет ежегодно давать по 25 млрд. кубометров газа. Для его вывода с месторождения в 2012 году газовый концерн намерен начать строить газопровод длиной 2,7 тыс. километров.

Летом прошлого года в ходе встречи ныне покойного лидера КНДР Ким Чен Ира и российского президента Дмитрия Медведева была достигнута договоренность о строительстве газопровода из Владивостока в Южную Корею через территорию Северной. В результате реализации этого проекта доля Газпрома на южнокорейском рынке вырастет до 29% – за это стоит побороться. Физические объемы газа по трубе будут значительно превышать поставки СПГ даже с учетом выхода завода на полную мощность. Нельзя забывать и о косвенном эффекте успешной реализации проекта – притоке инвестиций в другие отрасли России. Например, корейцы подписали соглашение об инвестициях в развитие угольной генерации (пять ТЭЦ по 200 МВт) регионов Северного Кавказа, а они – мировые лидеры в вопросах сжигания угля на 90%.

Уголь

Не меньшее значение для азиатской экономики имеет и российский уголь. Особенно для Китая, где три четверти выработки электроэнергии дают тепловые электростанции, работающие на угле. Уже в 2011 году на эту страну пришлось 46% мирового потребления угля – 3,2 млрд. тонн. Наращивая мощности тепловых электростанций, к концу 2015 года Китай сможет ежегодно сжигать до 4 млрд. тонн угля в год.


Россия готова увеличить поставки в Азию своего угля. Отчасти и поэтому Программа развития угольной промышленности России до 2030 года предполагает увеличение в ближайшие 20 лет объемов добычи угля в стране с 323 млн. до 450 млн. тонн в год. До 60 млн. тонн, по прогнозам Минэнерго, будет увеличен экспорт в страны АТР (в том числе и из-за остановки Японией своих атомных станций). Удвоится – до 20 млн. тонн – и экспорт в Китай.


При этом надо принимать во внимание, что основные угледобывающие регионы страны находятся на огромных расстояниях от рынков сбыта. Кузбасские шахты отдалены от порта Ванино, например, на 6 тыс. километров. И по данным департамента ТЭК администрации Кемеровской области, транспортные издержки составляют 35–40% в конечной цене кузбасского угля.


Эта ситуация открывает новые перспективы для освоения дальневосточных угольных запасов, находящихся в непосредственной близости к странам АТР.

Геологические же запасы всего Южно-Якутского каменноугольного бассейна оцениваются в 57,5 млрд. тонн коксующихся углей. Чуть южнее, в Амурской области, к освоению Огоджинского месторождения с запасами каменного угля 83 млн. тонн готовится совместное предприятие российской госкомпании «Ростоппром» и крупнейшей профильной китайской корпорации China Shenhua Energy Company. При выходе на проектную мощность угольный разрез будет выдавать на-гора 3 млн. тонн каменного угля в год. Для этого, правда, надо еще построить 100 км железной дороги, связывающей Огоджу с ближайшей станцией БАМа, Февральском, стоимостью около 10 млрд. рублей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: