double arrow

ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА И ДИПЛОМАТИЯ СТРАН КАСПИЙСКОГО РЕГИОНА


В Каспийском море сосредоточены значительные запасы энергетических ресурсов. По оценкам зарубежных источников, прогнозируемые запасы нефти составляют около 15-20 млрд тонн, запасы газа - около 12-18 трлн. м куб.

Нефтегазовые ресурсы не единственное богатство Каспийского моря. В нем сосредоточено около 90 % мировых запасов осетровых рыб.

В настоящее время внимание мирового сообщества привлечено к крупным международным проектам разработки и экспорта каспийских углеводородов на мировые рынки, реализация которых сталкивается с рядом проблем – таких, как финансирование этих проектов, обеспечение надежной и безопасной транспортировки.

Решение этих проблем во многом будет зависеть от нахождения баланса интересов в сложной дипломатической игре, в которой участвуют пять прибрежных стран (Азербайджан, Иран, Казахстан, Россия, Туркмения), ряд нерегиональных государств (США, страны-члены ЕС), а также ведущие международные корпорации.

Правовой режим в Каспийском регионе до распада СССР основывался на российско-персидских и советско-иранских договорах 1921, 1935 и 1940 годов, которые предоставляли равные права на осуществление морской деятельности на Каспийском море и СССР, и Ирану. Они закрепляли статус «закрытого моря» для судов других государств. Статья XI договора 1921 года предусматривал, что "обе Высокие договаривающиеся Стороны согласны, что, с момента подписания настоящего Договора, они будут в равной степени пользоваться правом свободного плавания по Каспийскому морю под своим флагом". Особо оговаривалось, что Иран не будет допускать на своей территории иностранных войск. Широко использовавшийся тогда термин "советско-иранское море" подчеркивал, что только эти два государства, их организации и граждане имели право на морепользование. Закрытость Каспия для третьих стран, их компаний и граждан четко сформулирована в статье 14 Договора 1935 года, в которой говорится: "На всем протяжении Каспийского моря могут находиться только суда, принадлежащие СССР и Ирану»




При заключении упомянутых договоров Россия не ставила вопрос об установлении границ на Каспии и разграничении территориальных вод, кроме как 10-мильной прибрежной рыболовной зоны, установленной Договором 1935 года.

Справедливо можно упрекнуть СССР и в том, что он, нарушая положение "равные права", с 1949 года активно добывал нефть за 10-мильной зоной – в нынешнем азербайджанском секторе Каспийского моря. Позже Советский Союз в одностороннем порядке определил линию государственной границы СССР по водной поверхности Каспия – согласно Закону о государственной границе СССР 1982 года, граница, "если иное не предусмотрено международными договорами СССР, устанавливается на озерах и иных водоемах по прямой линии, соединяющей выходы государственной границы СССР к берегам озера или иного водоема". Этот закон де-факто поделил Каспийское море между СССР и Ираном, и по нему около 88% водной площади моря принадлежало СССР и 12% Ирану.



После распада СССР в 1991 г. появление на карте Каспия вместо двух государств - СССР и Ирана - пяти независимых стран - России, Казахстана, Туркменистана, Азербайджана и Ирана поставило перед ними проблему определения статуса моря-озера, делимитации границ и раздела энергоресурсов моря между прикаспийскими государствами.

Делимитация границ (от лат. delimitatio — установление границ), в международном праве определение положения и направления государственной границы по соглашению между сопредельными государствами







Сейчас читают про: