double arrow

АЗЕРБАЙДЖАН. Схема № 2: транзит через Иран и/или посредством своп-операций с Ираном


Схема № 2: транзит через Иран и/или посредством своп-операций с Ираном

Схема №1: транзит через Россию, либо посредством своп-операций с Россией

ИПИ Иран—Пакистан-Индия: конкурентный проект

У Туркменистана есть конкурент, готовый поставлять газ в азиатские страны, – Иран.

Конкурентный проект – это газопровод Иран—Пакистан-Индия - является по сути альтернативным ТАПИ проектом. Ирано-пакистанское соглашение о строительстве газопровода было подписано еще в 1995 году. Трубопровод рассчитан на прокачку 22 млрд. кубометров газа в год с возможностью увеличения до 55 млрд. Газ планируется поставлять с месторождения Южный Парс (Иран).

Главным препятствием для реализации проекта ИПИ называют противодействие США и отсутствие средств для его финансирования. Необходимо найти 500 млн долл. Недавно были получены предложения от Китая и от России в оказании финансовой помощи проекту. «Газпром» готов присоединиться к проекту также в качестве главного подрядчика проектирования, материально-технического обеспечения и строительства и предоставить 1,5 млрд. долл. кредита для строительства газопровода ИПИ.




Поставки туркменского газа на европейский рынок реальны по следующим схемам:

- схема №1: транзит через Россию и/или посредством своп-операций с Россией;

- схема №2: транзит через Иран и/или посредством своп-операций с Ираном;

- схема №3: реализация проекта «Набукко».

Данная схема представляется наиболее реальной, наименее финансово затратной и взаимовыгодной для всех заинтересованных сторон. Туркменский газ может поставляться в Европу по газовым сетям «Газпрома». Тем более, что с пуском в ноябре 2011 года газопровода «Северный поток», пропускная способность российской газопроводной системы в европейском направлении увеличилась. Соответственно этому, увеличились возможности «Газпрома» по транзиту туркменского газа. Как представляется, Евросоюзу, России и Туркменистану не составит сложности договориться о взаимоприемлемых условиях поставок.

Помимо этого, возможна реанимация идеи строительства Прикаспийского газопровода «Туркменистан – Казахстан – Россия» (пятая нитка САЦ), протяженностью 1700 километров и пропускной способностью до 20 млрд. м3 в год, о чем еще в 2008 году было подписано соглашение между Россией, Казахстаном и Туркменистаном. В этом случае, «российское направление» сможет пропустить не менее 90 млрд. м3 туркменского газа в год. Стоимость российского транзита окажется меньшей, нежели строительство чрезвычайно дорогостоящих газопроводов в обход российской территории.

С вводом в строй газопровода «Прикаспийский» Казахстан и Туркменистан получат возможность увеличить свои экспортные поставки природного газа в страны Евросоюза через газотранспортную сеть России и Украины.



Кроме того, поставки туркменского газа в Европу возможны в рамках своп-операций: например, Туркменистан поставляет газ в Россию, а «Газпром», в свою очередь, поставляет эквивалентные объемы российского газа в Европу.

Данная схема, по своей сути, аналогична схеме №1, но является гораздо менее привлекательной. В первую очередь, это связано с высоким политическим риском, учитывая конфликтные отношения Ирана с Западом. Помимо этого, возможности транзита туркменского газа через Иран ограничены невысокой пропускной способностью газопроводов в иранском направлении (2 газопровода, общей пропускной способностью 20 млрд. м3 в год). Тем более, что для кардинального увеличения объемов экспорта газа из Туркменистана в Иран потребуются масштабные инвестиции для создания в приграничных с Туркменистаном северных провинциях Ирана мощной газопроводной системы, которая сегодня отсутствует.

Схема №3: реализация проекта «Набукко»

Лоббируемый Евросоюзом с 2002 года проект «Набукко» первоначально предполагал обеспечение поставок газа в Европу из Ирана, Азербайджана, Туркменистана минуя территорию России. Проектная мощность газопровода — 26 млрд. м3 в год с последующим увеличением до 32 млрд. м3. Поставки газа предполагалось осуществлять с ряда месторождений Ирана («Южный Парс»), Азербайджана («Шах-Дениз»), Туркменистана («Довлетабад», «Южный Иолотань»). Первоначально строительство данного газопровода планировалось начать в 2011 году, а завершить в 2014 году. При этом стоимость проекта оценивалась примерно в 7,9 млрд. евро (около 9,1 млрд. долларов).



Однако в мае 2011 срок начала строительства газопровода «Набукко» был перенесен на 2013 год, а срок введения в эксплуатацию – на 2017 год. Причем стоимость проекта была пересмотрена в сторону повышения: с первоначальных 7,9 млрд. евро до 15 млрд. евро (около 18,6 млрд. долларов).

В настоящее время проект «Набукко» пока остается «на бумаге», а перспективы его реализации неясны. Основным официальным препятствием является чрезмерная дороговизна проекта, что в условиях обостряющегося финансово-экономического кризиса в Евросоюзе кардинально снижает вероятность его масштабного финансирования. К тому же, сегодня уже близок к завершению конкурирующий по отношению к «Набукко» проект (гораздо менее дорогостоящий) по доставке азербайджанского газа в Европу: британская компания ВР прокладывает газопровод, длиной около 1300 километров и пропускной способностью до 10 млрд. м3 в год, который свяжет азербайджанское месторождение «Шах-Дениз» с западом Турции, откуда азербайджанский газ сможет транспортироваться в Австрию. Если же учесть то, что газовый экспорт в Европу помимо Азербайджана планирует также и Иран, то азербайджанский и иранский газ на первых порах (пока Европа находится в кризисе) смогут восполнить дефицит газа в Европе. Как представляется, туркменский газ будет востребован тогда, когда Европа преодолеет кризис и станет кардинально наращивать объемы потребления газа.

***

В целом, с позиций сегодняшнего дня наиболее реальной является перспектива поставок туркменского газа в Европу через территории Казахстана и России по схеме №1. Несмотря на то, что Евросоюз стремится к снижению зависимости от России в плане поставок газа, альтернативные схемы сопряжены с еще более высокими политическими и финансовыми рисками. Например, зависимость Евросоюза от Ирана в плане поставок газа по схеме №2 с политической точки зрения представляется для Евросоюза еще более неприемлемой, чем в случае с Россией. Тем более, что в отношении Ирана со стороны Запада до сих пор действуют и, более того, ужесточаются экономические санкции.

В свою очередь, реализация схемы №3 (проект «Набукко») представляется малоперспективной, учитывая уже упомянутую дороговизну проекта и набирающий обороты финансово-экономический кризис в Еврозоне. К тому же, даже если проект «Набукко» получит адекватное финансирование (что в условиях острого кризиса маловероятно), то даже в этом случае для транспортировки туркменского газа по газопроводу «Набукко» необходимо строить Транскаспийский газопровод (по дну Каспия), что представляется нереальным в условиях нерешенности статуса акватории этого моря. Тем более, что Россия и Иран выступают категорически против строительства Транскаспийского газопровода.

В итоге, если Евросоюз действительно заинтересован в поставках туркменского газа, то он просто обречен на сотрудничество по данному вопросу с Россией, а также Казахстаном, Узбекистаном и Украиной, так как по территориям этих стран туркменский газ может поступать в Европу. Как представляется, заключение специального межгосударственного соглашения о транзите туркменского газа в Европу с участием ряда стран ЕС, России, Казахстана, Узбекистана и Украины будет наиболее эффективным решением вопроса экспорта туркменского газа на европейский рынок, нежели строительство дорогостоящих газопроводов в обход России.

Имеет крупное газоконденсатное месторождение Шах-Дениз, запасы которого оцениваются в 1,2 трлн м3 газа и 240 млрд м3 газового конденсата. Разрабатывают месторождение ВР (ей принадлежит в проекте 25,5 процента), Statoil (25,5 процента), ГНКАР, "Лукойл", NICO и Total (по 10 процентов), а также TPAO (9 процентов). Власти Азербайджана уже договорились о поставках газа с первой очереди месторождения с Турцией и Грузией.

В конце прошлого года Азербайджан подписал соглашение с Турцией соглашение о строительстве газопровода в Европу. Затраты на сооружение Трансанатолийского газопровода (TANAP), который должен пройти из Азербайджана в Грецию или Болгарию через турецкую территорию, в мае 2012 года оценили в 6-7 миллиардов долларов. Участниками проекта изначально станут ГНКАР и турецкая Botas, а позднее к нему могут присоединиться и другие участники. Поставки в Европу могут начаться в 2017 г.

По прогнозам, добыча газа в Азербайджане к 2020 году составит 30 млрд3, а к 2025-му - 50 млрд. В 2011 году этот показатель достиг 26 млрд м3.

В Содружестве независимых государств образованы специализированные международные организации по развитию энергетического сотрудничества:

- Электроэнергетический совет СНГ;

- Межправительственный совет по нефти и газу;

- Топливно-энергетический совет СНГ;

- Евразийское Экономическое Сообщество (ЕврАзЭс) – Россия, Казахстан, Белоруссия, Киргизия, Таджикистан;

- Центрально-Азиатское Экономическое Сообщество (ЦАЭС) – Узбекистан, Казахстан, Киргизия.

Цели энергетического сотрудничества - обеспечение энергетической безопасности государств – участников СНГ и устойчивого роста национальных экономик на основе эффективно использования энергетических ресурсов, а также увеличение экспортного потенциала наших стран.

В настоящее время правовой основой энергетического сотрудничества между странами СНГ являются межгосударственные (межправительственные) многосторонние и двусторонние соглашения по различным направлениям, которые носят долгосрочный характер:

- в 1996г. - Соглашение о проведении согласованной политики в области транзита нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;

- в 2002 г. - Соглашение о сотрудничестве государств – участников СНГ в области обеспечения энергоэффективности и энергосбережения;

- в 2004г. - Соглашение о создании ресурсов и их эффективном использовании для обеспечения устойчивой параллельной работы электроэнергетических систем государств - участников СНГ;

- в2005 г. - Соглашение о формировании общего электроэнергетического рынка государств – участников СНГ и Соглашение о гармонизации таможенных процедур при перемещении электрической энергии через таможенные границы государств – участников СНГ;

- в2008 г. - Договор об обеспечении параллельной работы электроэнергетических систем государств – участников СНГ, на базе которого в январе 2008 года было принято Соглашение о транзите электрической энергии и мощности.







Сейчас читают про: