double arrow

ЛЕКЦИЯ 11. ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА


1. Развитие мотивации достижения успехов.

2. Становление жизненной позиции.

3. Межличностные отношения младшего школьника.

Л и т е р а т у р а :

1. Немов Р.С. Психология Книга 2. Психология образования. М.,1995, С. 171-178

2. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. М., 1991, С. 26-28

3. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. Петровского А.В. М., 1979, С. 96-100

4. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе (II) // Избранные психологические труды. М., 1995, С. 89-103

5. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М., 1996, С. 260-277

* * *

Поступление ребёнка в школу знаменует собой не только начало перехода познавательных процессов на новый уровень развития, но и возникновение новых условий для личностного роста человека.

Ведущей для ребёнка становится учебная деятельность. Однако наряду с ней, на личностное развитие активно влияют и другие виды деятельности, в которые включён ребёнок, – игра, общение и труд.

В учении и иных видах деятельности складываются многие деловые качества ребёнка, которые отчётливо проявляются уже в подростковом возрасте.

Предпосылки к формированию мотива достижения начинают складываться у детей ещё в дошкольные годы.




Для младшего школьника характерно безграничное доверие к взрослым, главным образом учителям, подчинение и подражание им. Доверительность и открытость к внешним воздействиям, исполнительность создают хорошие условия для воспитания ребёнка как личности, но требуют от взрослых большой ответственности.

Сознательный контроль ребёнком собственных действий в младшем школьном возрасте достигает такого уровня, когда дети уже могут управлять поведением на основе принятого решения, долгосрочной поставленной цели. Когда дети увлечены игрой, принятая цель или возникшее намерение управляют поведением, не позволяя вниманию ребёнка отвлекаться на другие дела.

У человека с достижением успехов связаны два разных мотива: мотив достижения успехов и мотив избегания неудач. Если взрослые люди, обладающие авторитетом для детей, мало поощряют их за успехи и больше наказывают за неудачи, то в итоге формируется и закрепляется мотив избегания неудачи, не являющийся стимулом к достижению успеха.

Ш.А. Амонашвили, исходя из этого положения, рекомендует в начальных классах не использовать оценок, особенно низких, чтобы не вызывать у детей тревожность и беспокойство, связанные с формированием мотива избегания неудач.

На мотивацию достижения успеха влияют также самооценка и уровень притязаний.

* * *

В младшем школьном возрасте ведущим фактором становления произвольного поведения является учебная деятельность и отчасти, труд в семье.



Для развития произвольного поведения важно умение ребёнка не только руководствоваться целями, которые ставит перед ним взрослый, но и умение самому ставить такого рода цели и в соответствии с ними самостоятельно контролировать своё поведение и деятельность.

В первом-втором классах для детей всё ещё характерен невысокий уровень произвольности в поведении, они весьма импульсивны и несдержанны. Дети ещё не могут самостоятельно преодолевать даже незначительные трудности, с которыми сталкиваются в обучении. Поэтому в данном возрасте воспитание произвольности заключается в том, чтобы систематически учить детей ставить цели своей деятельности, настойчиво добиваться их достижения, т.е. учить их самостоятельности.

При этом следует отметить мощное побудительное значение цели для преодоления трудностей. Но цель тогда выполняет свою конструктивную функцию, когда она формируется перед началом деятельности и если она связана с не очень большим объёмом предстоящей работы. В противном случае ребёнок отказывается от деятельности.

Следующий момент в развитии личности и произвольности поведения связан с ростом значения отношений между школьниками. Именно в этот период возникают коллективные связи, формируется общественное мнение, взаимная оценка, требовательность и другие феномены общественной жизни. На этой основе начинает формироваться и определяться направленность, появляются новые нравственные чувства, усваиваются нравственные требования.



Всё сказанное имеет значение в жизни третьеклассников и четвероклассников, но слабо проявляется в жизни учеников первого-второго классов. Пока они всё ещё остаются безразличными к тому, получили ли они замечание наедине с учителем или в присутствии всего класса; в то же время замечание, сделанное в присутствии товарищей ученику третьего-четвёртого класса, переживается гораздо острее.

Выраженное стремление к общению с товарищами наблюдается на пороге 4-5 классов. Причём эта потребность резко возрастает у тех детей, у которых ранее она была едва заметна. Ведь каждый ребёнок хочет найти своё место, быть принятым и признанным своими товарищами. В этом возрасте отмечается сильная текучесть взаимоотношений между детьми, в основе чего лежит стремление ребёнка найти для себя наиболее близкого товарища и друга.

Произвольность поведения обуславливает становление и развитие у учеников 4-5 классов чувства взрослости. Различают:

- социально-моральную взрослость, которая проявляется в отношениях со взрослыми, в участии ребёнка в заботах о семье, её благополучии, систематической помощи взрослым;

- интеллектуальную взрослость, для которой характерно наличие элементов самообразования;

- взрослость во внешнем облике и манерах поведения, как результат прямого подражания взрослым.

Показателем возникновения чувства взрослости можно считать:

- возникновение желаний и требований “взрослого” к себе отношения со стороны окружающих;

- стремление к самостоятельности и желание оградить некоторые сферы своей жизни от вмешательства взрослых;

- наличие собственной линии поведения, собственных взглядов и стремление их отстоять.







Сейчас читают про: