Проект организации строительства дороги и состав

Содержание и ремонт дорог

Все дорожно-ремонтные работы подразделяют на работы по содержанию, текущий, средний и капитальный ремонт.

Виды, объемы и сроки работ устанавливают в зависимости от прочности и эксплуатационных качеств дорожных одежд и сооружений, сроков их службы, состава движения, влияния природных факторов.

В состав работ по содержанию входит постоянный уход за дорогой и всеми сооружениями с целью поддержания их в состоянии, обеспечивающем безопасное движение. Это очистка полотна от пыли, грязи, снега и льда, пропуск паводков, исправление мелких поломок, техническое обслуживание и инвентаризация дорожных сооружений, сторожевая охрана и другие работы. Их проводят непрерывно в течение года.

Текущий ремонт дорог включает систематическое исправление кромок, рассыпку каменной мелочи, мелкий ремонт сооружений и обстановки пути.

К среднему ремонту относят периодические работы по неполному возмещению износившегося верхнего слоя покрытия, обновлению и усилению элементов дороги, ремонт земляного полотна, искусственных сооружений и системы водоотвода. Средний ремонт выполняют один раз в несколько лет.

Капитальный ремонт – это периодические комплексные работы, направленные для полного обновления и улучшения эксплуатационных качеств сооружений и отдельных участков дороги. При капитальном ремонте возможно частичное изменение дороги в плане и в продольном профиле.

В некоторых случаях выделяют работы по реконструкции дороги, которые проводятся для улучшения ее технических показателей и повышения категории. Они включают подъем и уширение земляного полотна и проезжей части, спрямление в плане, увеличение радиусов кривых, усиление одежды, переоборудование объектов дорожной службы и др.

Содержание дорог. Состав работ по содержанию дорог зависит от сезона года и интенсивности движущегося транспорта и природных факторов. Поэтому главная задача в весенний период – обеспечение быстрого и полного отвода и пропуска талых вод, очистка дороги от снега, льда и грязи, принятие мер для сохранности дорожной одежды во время пучинообразования.

Летом высокая температура воздуха и недостаток осадков приводят к образованию пыли, интенсивному истиранию покрытия. Содержание дороги в этот период сводится в основном к поддержанию ее в чистоте, обеспыливанию проезжей части, уходу за обстановкой пути.

В весьма неблагоприятных условиях работает дорога осенью. Большое количество осадков при низких положительных температурах вызывает загрязнение проезжей части, что снижает прочность покрытия и безопасность движения по дороге. Характерные работы по содержанию дорог осенью – очистка их от грязи, водоотвод, борьба со скользкостью, подготовка к эксплуатации в зимний период.

Условия работы дороги зимой сложнее, чем во все другие периоды года. В зимнее время независимо от технического состояния дороги могут оказаться непроезжими из-за накопления на них снега и льда. Основная задача в зимний период – снегозащита, снегоочистка, борьба с гололедом и пучинообразованием. Оба эти мероприятия должны сочетаться и дополнять друг друга.

Для задержания снега у дорог применяют различные задерживающие ограждающие устройства: переносные щиты, ограждения, а также древесно-кустарниковые насаждения. Конструкция ограждения и расстояние его от дороги зависит от количества приносимого к ней снега. Однако снегозащита не может полностью устранить отложения снега на дорожном полотне. Поэтому наряду с ней применяют очистку. Исключительное значение при этом имеют ее быстрота и своевременность, так как опоздание с уборкой ведет к уплотнению и смерзанию снега и образованию в дальнейшем снежных заносов.

Одна из важных мер содержания дорог зимой – борьба с гололедом, особенно на участках со значительными продольными уклонами: с проезжей части удаляют лед или снежно-ледяную корку, посыпают ее материалами, повышающими сцепление колес автомобиля с покрытием. Для удаления льда применяют скалывающие машины и автогрейдеры, снабженные зубчатым ножом. Для посыпки оледеневших участков используют песок, мелкий гравий, каменную мелочь, шлак, золу, хлористый натрий и кальций, и другие материалы.

Состав работ по содержанию и ремонту определяется типом и конструкцией дорожной одежды и сооружений. Устойчивость земляного полотна зависит от степени его уплотнения, системы водоотвода движения. Под действием различных факторов в полотне могут образоваться просадки, ямы, колеи, размывы, оползни, пучины, что требует их устранения.

Содержание и ремонт грунтовых дорог заключается в выравнивании земляного полотна и отводе поверхностных вод, заделывании ям и неровностей, восстановлении поперечного профиля путем добавок гравийного материала, а также путем профилирования.

Щебоночные покрытия требуют систематического ухода за поверхностью, заделки выбоин, проломов, восстановления слоя износа, повышения прочности покрытия путем его утолщения и обработки вяжущими материалами.

К характерным повреждениям усовершенствованных покрытий относят нарушение кромок, образование просадок, продольных и поперечных складок, трещин, отслаивание верхнего слоя одежды.

Ремонт таких покрытий заключается в ликвидации выбоин, просадок, волн, бугров, повреждений кромок, трещин, в восстановлении слоя износа, утолщении и уширении покрытия. Аналогичные ремонтные работы характерны также для асфальтобетонных покрытий.

В цементобетонных покрытиях под действием движения транспорта и природных факторов образуются трещины, повреждения кромок, швов, краев плит, отколы углов и местные проломы, выбоины, вертикальные смещения краев плит. Содержание этих покрытий заключается в очистке от пыли и грязи, снега и льда, заливке поврежденных швов и трещин. В состав ремонтных работ входит заделка трещин, исправление разрушенных кромок, раковин, замена отдельных плит, их выравнивание, усиление покрытия на отдельных участках.

Для лучшей организации движения и повышения его безопасности выполняют горизонтальную и вертикальную разметку дорог и улиц в виде линий, надписей и обозначений на проезжей части, бордюрах, дорожных сооружениях. Для повышения безопасности движения устанавливают направляющие устройства (сигнальные столбики, тумбы, барьеры, щиты и др.) и ограждения (балочные, тросовые, парапеты, высокие бордюры, сетки, заборы, средства защиты от ослепления светом факр встречного транспорта, от воздействия сильного ветра и др.).

Для обслуживания автотранспорта, а также пассажиров на автомобильных дорогах общего пользования устраивают грузовые и пассажирские автостанции, автозаправочные станции, станции технического обслуживания, моечные пункты, стоянки, площадки отдыха и другие сооружения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: