Организация строительства местных дорог

ЛЕКЦИЯ № 11

Тема: «Особенности строительства и содержание местных дорог»

Вопросы:

1.Организация строительства местных дорог.

2.Машины и механизмы, используемые для строительства и ремонта дорог.

3.Организация ремонта и содержания дорог.

4.Проект организации строительства дороги и состав проектно-сметной документации.

Организация работ по строительству и ремонту дорог имеет следующие особенности:

- производство работ на большом протяжении;

- неравномерность распределения объема работ по трассе;

- большую зависимость дорожного строительства от климатических условий.

В зависимости от выполнения технологических операций по строительству дороги выделяют поточный и параллельный методы.

Наиболее прогрессивный метод – поточный, он характеризуется равномерным и непрерывным выполнением работ специализированными механизированными подразделениями. Его особенности – четкая организация строительства и комплексная механизация.

Для параллельного метода характерно выполнение работ рассредоточено на небольших самостоятельных участках.

В зависимости от равномерности распределения дорожно-строительные работы разделяются на линейные и сосредоточенные.

Линейные характеризуются сравнительно равномерным распределением повторяющихся по длине дороги видов работ. К ним относят: подготовительные работы, строительство малых мостов и труб, строительство земляного полотна и невысоких насыпей, выемок, устройство основания и покрытия и др. работы.

К сосредоточенным работам относятся строительство больших и средних мостов, устройство высоких насыпей и глубоких выемок. Эти работы выполняются механизированными бригадами.

Основным условиям правильной организации строительных работ поточным методом является увязка работ специализированных строительных подразделений с учетом объема работ и конкретных условий данного строительства. Работы по трассе выполняются в такой последовательности:

- организация связи, устройство временных бытовых, жилых и производственных построек;

- подготовительные работы;

- строительство мостов и труб;

- выполнение земляных работ по возведению земляного полотна и укрепительные работы;

- устройство основания дорожной одежды;

- устройство покрытия;

- отделочные работы.

Для правильной организации строительства составляются технологические карты. В них отражают требования технологии ведения работ, последовательность их выполнения, требования к качеству, методы организации строительства и технико-экономические показатели.

Основная производственная единица это дорожно-эксплуатационный участок.

Для выполнения крупных механизированных работ создаются специальные дорожно-строительные и мостостроительные организации. Районные дорожные организации выполнят все виды работ собственными силами и могут привлекаться к строительству дорог в сельхозпредприятиях, однако зачастую строительство местных дорог ведется силами самих хозяйств.

По мере роста грузонапряженности, изменения интенсивности и состава движения по дороге необходимо повышение ее технико-эксплуатационных показателей. Строительство дороги требует больших единовременных материальных и трудовых затрат, что определяет необходимость стадийного их строительства. На каждой стадии достигают определенного уровня эксплуатационных показателей дороги. Стадийный метод позволяет в наибольшей мере рационально использовать экономические возможности, последовательно потреблять материалы, средства механизации и трудовые ресурсы отдельных хозяйств.

Примером стадийного строительства может быть строительство дорог с переходным покрытием с постепенным его улучшением до капитального.

При разработке проектов стадийного строительства местных дорог, учитывают как ближайшую, так и отдаленную перспективу. На первых этапах ряд элементов сооружают с учетом расчетного срока (ширина земляного полотна, уклоны, радиусы кривых и др.), а некоторые – с учетом требований ближайшего времени (ширина проезжей части, одежда и др.).

Сроки и очередность строительства определяют в зависимости от народнохозяйственного значения дорог и связываемых ими пунктов. В основу ложится срок окупаемости вложений в строительство.

Существует очередность строительства. В первую очередь строительства включают дороги с большим грузовым и пассажирским движением; во вторую – менее важные, необходимость в которых обусловлена перспективами развития грузооборотных пунктов.

Дороги первой и второй очереди строят за счет средств, выделяемых в дорожный фонд всеми предприятиями АПК. В третью очередь включают дороги, обслуживающие в основном внутренние перевозки хозяйств и предприятий. Строятся за счет их собственных ресурсов колхозом и совхозов.

При возрастающем грузообороте целесообразнее построить более дешевую дорогу и реконструировать ее в будущем, чем сразу строить более дорогостоящую, которая ряд лет будет приносить убыток из-за неполного ее использования. На дорогах с малой интенсивностью движения, какими являются почти все местные дороги, применяют стадийное строительство с использованием облегченных конструкций и местных материалов. При этом важно правильно определить сроки реконструкции. Продолжительность стадийного срока устанавливается периодом, в течение которого благодаря снижению себестоимости перевозок будут не только возвращены средства, затраченные на строительство и эксплуатацию дороги, но и накоплены необходимые суммы для ее реконструкции.

Стадийное строительство предусматривает возведение водопропускных сооружений и земляного полотна с учетом требований расчетного срока (15…20 лет), а одежды проезжей части и обустройств дороги – требований ближайшей перспективы (5…10 лет). Для проектируемых грунтовых дорог во всех случаях должен быть обеспечен водоотвод и укрепление добавками проезжей части на труднопроезжаемых участках (переходы через водотоки, низкие места и др.).

Примером стадийного строительства внутрихозяйственной главной (магистральной) дороги может служить устройство на ней суженной проезжей части шириной 3…3,5 м из расчета однополосного движения и одной из обочин, уширенной до 3…5 м, предназначенной для движения сельскохозяйственных машин, гусеничных тракторов, конных повозок, разъезда встреченного транспорта и служащей в качестве резервной полосы для уширения проезжей части дороги в будущем.

На местных дорогах в процессе стадийного строительства в качестве одежды широко используют гравий. При строительстве гравийной дороги возможны следующие стадии:

первая – устройство водопропускных сооружений, земляного полотна на труднопроезжаемых участках, профилирование дороги, укрепление этих участков добавками гравия. После завершения первой стадии строительства дорожные условия еще не отвечают требованиям автомобильного движения;

вторая – устройство земляного полотна и водоотвода, укрепление гравием проезжей части на всем протяжении дороги. Дорога ограниченно удовлетворяет требованиям установившегося движения;

третья – устройство гравийной одежды на всем протяжении дороги, снегозащиты, озеленения, элементов оборудования дороги. Дорога удовлетворяет местному автомобильное движение;

четвертая – уширение проезжей части, усовершенствование покрытия (асфальтирование, устройство черного гравийного или щебеночного покрытия). Дорога соответствует требованиям современного автомобильного движения.

Таким образом, стадийное строительство характерно тем, что оно осуществляется в течение длительного периода и на каждой новой стадии технико-эксплуатационные показатели дороги повышаются.

Приемку законченной дороги производит специальная комиссия с участием представителей подрядной строительной организации, заказчика, районных органов и др. служб. Она должна проводиться в период времени, благоприятный для визуального обследования дороги, взятия проб грунта, строительных материалов, производства вырубок дорожной одежды и испытания ее прочности. Недопустима приемка дорог при наличии снежного покрова. В результате приемки дороги составляется акт, который содержит:

- краткую техническую характеристику принимаемых объектов;

- основные технико-экономические показатели и их соответствия утвержденному проекту;

- данные об утверждении проектной и сметной документации;

- общую оценку качества выполняемых работ;

- заключение о готовности объекта и решение комиссии о приеме его в эксплуатацию.

Машины и механизмы, используемые для строительства и ремонта дорог

Все виды работ, связанные со строительством дороги подразделяются на подготовительные, постройку искусственных сооружений, возведение земляного полотна, устройство оснований и дорожной одежды и оборудование дороги.

В зависимости от вида дорожных работ, способов их выполнения, типов и конструкций элементов дороги, применяются различные дорожно-строительные машины и механизмы.

При подготовке полосы отвода, для сооружения дороги, используются бульдозеры, кусторезы, корчеватели-собиратели и рыхлители.

Бульдозеры – применяют для корчевки мелкого леса, кустарников, пней и корней, срезки и перемещения плодородного слоя почвы и грунта, заделывания ям и впадин, рекультивирования земли.

Кусторезы-собиратели – используют для корчевки и уборки пней, корней, кустарника и мелкого леса.

Рыхлители – для рыхления плотных грунтов, удаление камней, корчевки, разрушения переустраиваемых дорожных одежд.

Скреперы – служат для снятия, перемещения и складирования плодородного слоя почвы, а также рекультивации нарушенных земель.

Для строительства искусственных сооружений применяют тракторные универсальные агрегаты, краны, дизель-молоты, вибропогружатели, вибромолоты, копры, вибраторы, бетономешалки и др. Тракторный агрегат имеет набор оборудования для забивки свай, рытья котлованов, сборки труб и мостов и выполнения других работ. Краны служат для разгрузки и монтажа элементов искусственных сооружений.

Машины для производства земляных работ на строительстве автомобильных дорог делят на три группы: землеройные, для уплотнения грунтов, для вспомогательных работ.

1. Землеройные машины обеспечивают полную механизацию возведения земляного полотна.

- экскаваторы циклического действия (с гибкой или жесткой подвеской рабочего оборудования);

- экскаваторы, непрерывного действия (роторные, цепные);

- землеройно-транспортные машины (скреперы самоходные и прицепные, бульдозеры, грейдер-элеваторы).

Экскаваторы - выполняют работы по выемке грунтов, их погрузке и отсыпке в отвал, а также по разгрузке щебеночных и гравийных материалов.

Скреперы – для послойной разработки и отсыпки грунта. Применяют для возведения насыпей, планировки площадей, вскрытии карьеров. Используют при перемещении грунта до 500 м.

Бульдозеры – используют для устройства выемок и насыпей до 1,5…2 м, разработки косогоров, засыпки траншей. Грунт с помощью бульдозеров перемещают до 100 м, наиболее экономично перемещение до 30 м.

При возведении высоких насыпей бульдозером отсыпают ее нижнюю часть, а скрепером – верхнюю.

Грейдер-элеватор – подрезает грунт дисковым плугом и с помощью транспортера перемещает его в направлении перпендикулярном движению. Им устраивают насыпи высотой до 1,5 м из бытовых резервов и разрабатывают выемки.

Применяют грейдеры-элеваторы при значительной протяженности (1…3 км) в связных грунтах, обладающих невысоким сопротивлением резанию. Прицепные и самоходные грейдеры используют для возведения невысоких (до 1 м) насыпей из боковых резервов, образования канав и корыта, дорожных оснований и одежд, планировки откосов насыпей и выемок.

2. Машины для уплотнения грунта:

- статического действия (самоходные катки, прицепные катки, пневмоколеса);

- динамическое действие (вибрационные катки самоходные и прицепные, трамбовочные машины).

3. Машины для вспомогательных работ:

- экскаваторы-планировщики с телескопической стрелой, кусторезы, корчеватели, рыхлители, бурильно-крановые и буровые машины.

4. Машины, используемые при строительстве дорожных одежд и оснований применяют комплекс машин в зависимости от типов и конструкций одежд. Корыто устраивают с помощью бульдозеров, грейдеров, скреперов. Для устройства основания и покрытия применяют фрезы, смесители, распределители цемента и извести, щебня, гравия и песка, асфальто- и бетоноукладчики, катки.

5. К машинам для ремонта и содержания дорог относят: дорожные щетки, утюги, роторные и плужные снегоочистители, асфальтосмесители, пескоразбрасыватели и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: