ПЛАНИРОВАНИЕ ГРУЗОВЫХ ПЕРЕВОЗОК
1.1 Методика планирования грузовых перевозок
Основными показателями грузовых перевозок являются:
– количество перевезенных тонн груза (объем перевозок);
– грузооборот;
– количество отправок;
– густота перевозок;
– средняя дальность перевозки;
– неравномерность перевозок.
Планирование грузовых перевозок имеет важное практическое значение, так как является исходной базой для разработки других разделов плана производственно-хозяйственной деятельности железных дорог (труд и заработная плата; основные и оборотные фонды; эксплуатационные расходы и себестоимость и др.).
Количество перевезенных тонн груза (объем перевозок) измеряется, как правило, на момент отправления. На дороге объем перевозок
определяется как сумма отправлений (погрузки) со всех станций дороги
и приема грузов с соседних дорог
, то есть:
=
.
Объем перевозок по дорогам распределяется на прибытие груза в пределах данного подразделения и сдачу в другие подразделения, то есть:
.
Затем общий объем перевозок по дороге распределяется по видам сообщения (рис. 1.1).
В местном сообщении осуществляются перевозки в пределах одной и той же дороги, а в прямом – перевозки на участках двух и более дорог.
В прямом сообщении выделяют:
Прямое сообщение
Транзит
Ввоз Вывоз
Местное сообщение
Рис. 1.1 Распределение объема перевозок по видам сообщения
– в в о з, т.е. прибытие грузов со станций других дорог на данную дорогу;
– в ы в о з, т.е. отправление грузов со станций данной дороги на другие дороги сети;
– т р а н з и т, т.е. перевозку грузов, поступающих с других дорог и следующих через данную дорогу на другие дороги сети.
Таким образом, объем перевозок по дороге равен:
.
Прием груза можно рассматривать как сумму ввоза и транзита:
,
а сдачу груза – как сумму вывоза и транзита:
.
Отправление груза, в свою очередь, равно сумме вывозимых грузов и грузов, перевозимых в местном сообщении:
,
а прибытие – сумме ввозимых грузов и грузов, перевозимых в местном сообщении:
.
Грузооборот – это работа по перемещению груза, определяемая как произведение массы груза и расстояния перевозки. Измеряется грузооборот в тонно-километрах. Различают грузооборот нетто – это работа транспорта, учитывающая только перемещение груза, и грузооборот брутто, учитывающий перемещение груза вместе с массой тары подвижного состава.
Грузооборот нетто может быть тарифным и эксплуатационным.
Т а р и ф н ы й грузооборот рассчитывается по так называемым тарифным расстояниям в перевозочных документах (накладная и дорожная ведомость).
Э к с п л у а т а ц и о н н ы й грузооборот определяется по фактическому пробегу груза из маршрута машиниста.
Соотношение грузооборота нетто и грузооборота брутто можно охарактеризовать коэффициентом полезного действия железнодорожного транспорта:
.
Количество отправок – специфический показатель транспорта. Отправкой называется партия груза, оформленная одним перевозочным документом (дорожной ведомостью). Одной отправкой может быть целый состав, следующий от одного отправителя к одному получателю (маршрутная); может быть один или несколько вагонов (повагонная) или контейнер (контейнерная), а может быть и один ящик в вагоне (мелкая). В курсовом проекте количество отправок не рассчитывается.
В плане перевозок определяется густота перевозок – количество тонн груза, перевезенного через 1 км транспортной сети за единицу времени. Густота перевозок устанавливается общая и по направлениям: грузовое (четное) и порожнее (нечетное).
Значение густоты перевозок равно средней арифметической величине от значения густоты на входе и выходе с участка в каждом направлении.
Средняя густота, или грузонапряженность, грузовых перевозок в целом по дороге определяется как частное от деления грузооборота нетто
на соответствующую эксплуатационную длину
:
.
Средняя дальность перевозок – это расстояние, на которое перевозится каждая тонна груза в среднем; она определяется как отношение грузооборота нетто
к объему перевозок
:
.
Неравномерность перевозок. Грузовые перевозки характеризуются неравномерностью по времени и по направлениям.
Неравномерность перевозок по времени определяется коэффициентом
, который рассчитывается как отношение максимального месячного объема перевозок
к среднемесячному за год
.
Неравномерность перевозок по направлению характеризуется коэффициентом обратности
, который определяется как отношение объема перевозок грузов в порожнем направлении к объему перевозок грузов в грузовом (груженом) направлении:
.
При этом грузовым (груженым) направлением принято называть направление с преобладающим грузопотоком, в то время как обратное направление называют порожним.
Коэффициенты неравномерности в курсовом проекте не рассчитываются.
1.2 Расчет показателей плана перевозок
Исходными данными для расчета показателей плана перевозок для условной дороги служат размеры грузопотоков, которые приведены в таблице № 1. Схема условной железной дороги представлена на рис. 1.2.
|
Четное направление ![]() | |||||||||||
| |||||||||||
![]() | |||||||||||
![]() | |||||||||||
| |||||||||||
| |||||||||||

Нечетное направление

Рис. 1.2 Схема условной железной дороги
Для определения грузооборота нетто на основе исходных данных необходимо разработать схему грузопотоков (рис. 1.3).
Рассматриваемая дорога ограничена участковыми станциями А, В, входящими в ее состав.
На станции А расположено основное депо, на ст. В – оборотное. Станция Б – пункт смены локомотивных бригад.
Станция Б – грузовая.
– эксплуатационная длина соответствующего участка, км.
По каждой станции и участку в числителе показывают погрузку (+), в знаменателе – выгрузку (–).
По станции А сдача (
) на участок А–Б:
= прием – выгрузка + погрузка =
.
=38000 – 500 + 490 =37990 (тыс. тонн)
Прием на станцию Б (
) определяется:
=
= 37990 – 220 + 210 =37980(тыс. тонн)
Аналогично распределяются показатели грузопотоков по другим станциям дороги.
![]() | |||||||||
| |||||||||
![]() | |||||||||
![]() | |||||||||
![]() | |||||||||
=30300
|
=30295
=37960
=30290
=37955
=30285
=37950
|
=30275
=37980
=30275
=37985
![]() | |||
![]() | |||
=30275
=37990
|
=30270
=38000
![]() |
Рис. 1.3 Схема грузопотоков, тыс. т
Данные разработанной схемы грузопотоков вношу в табл. 1.1.
Т а б л и ц а 1.1
Определение грузопотоков и грузооборота дороги
| Участок | Длина участка L, км | Грузопоток G, тыс. т | Грузооборот , млн т-км |
| А – Б | 7597000,00 | ||
| Б – А | 6055000,00 | ||
| Б – В | 7211450,00 | ||
| В – Б | 5755100,00 | ||
| Итого | 68252,5 | 26618550,00 |
При известных значениях грузопотока участка по конкретному направлению (
) и протяженности этого участка (
) рассчитывают грузооборот (т-км нетто) по каждому участку и направлению:
=
.
На основе данных грузооборота следует рассчитать показатели плана перевозок дороги в целом (табл. 1.2).
Т а б л и ц а 1.2
Показатели плана перевозок дороги
| Показатель | Условные обозначения | Единица измерения | Величина показателя |
| 1. Отправление | | тыс. тонн | |
| 2. Прием | | тыс. тонн | |
| 3. Прибытие | | тыс. тонн | |
| 4. Сдача | | тыс. тонн | |
| 5. Перевозки, в том числе: | | тыс. тонн | |
| ввоз | | тыс. тонн | |
| вывоз | | тыс. тонн | |
| транзит | | тыс. тонн | |
| местное сообщение | | тыс. тонн | |
| 6. Грузооборот нетто | | млн т-км | 26618,55 |
| 7. Средняя дальность | | км | 369,57 |
| 8. Средняя густота перевозок | | млн т-км / км | 68252,69 |
Для расчета показателей ввоза и вывоза из суммы отправления (погрузка) и суммы прибытия (выгрузка) необходимо вычесть значение показателя перевозки в местном сообщении, так как в наличии две грузовые операции (погрузка и выгрузка):
=3795 – 0 =3795(тыс.тонн)
=3725 – 0 = 3725 (тыс. тонн)
Показатель транзита определяется:
=68230 – 3795 =64505(тыс. тонн)
.
Средняя дальность
, км:
= 369,57 (км)
Средняя густота
, млн. ткм / км (грузонапряженность по дороге):
(млн. т-км/км)
ПЛАНИРОВАНИЕ ЭКСПЛУАТАЦИОННОЙ РАБОТЫ








, млн т-км






