ПЛАН
1. Предмет и объект языкознания. Задачи языкознания. Разделы и аспекты языкознания.
2. Феномен человеческого языка и его функции.
3. Дихотомия язык и речь.
4. Язык и мышление.
5. Язык и общество.
6. Знаковый характер языка.
7. Язык как системно-структурное образование. Уровни и подуровни языка, их основные единицы.
Обычно люди не задумываются о том, на каком языке они говорят. Ребёнок учится языку совершенно бессознательно. Потом человек говорит, столь же бессознательно подбирая нужные слова и составляя из них предложения. Лишь изредка приходится обращать внимание на язык. Во-первых, при обучении грамоте письменный язык в отличие от устного можно освоить только осознанно. Во-вторых, при тех или иных трудностях в использовании языка, когда человек не может найти подходящих слов для выражения мысли или не знает слова, которое слышит. И самое главное — он может оказаться среди людей, с которыми у него в буквальном смысле не окажется общего языка. В таких случаях приходится задумываться над тем, каким языком владеешь.
|
|
Язык или языки? Каждый народ на определённом этапе развития считает свой язык единственным «настоящим», а чужие языки — как бы и не языками. Отсюда происхождение слов немцы («немые») и варвары («бормочущие»). Если же этот народ культурно превосходил соседей, то такое представление могло только усилиться. Для древних греков и в течение многих веков для китайцев вообще существовал один язык, а «бормотание» варваров приравнивалось к лаю или мычанию. Однако этот взгляд никогда не распространялся на языковые различия между «своими». Греки игнорировали языки других народов, но обращали внимание на то, что греки разных провинций говорили по-разному. Такие разновидности внутри одного языка получили название диалектов, этот греческий термин дожил до наших дней.
И в Индии, и в Китае, и в Древней Греции считалось, что есть один язык, дарованный людям высшими силами. Он может иметь высокий и низкий варианты, а также территориальные (т. е. диалекты), но никаких других языков быть не должно. Не случайно самые разные народы считали, что каждый предмет и каждый человек имеют «настоящее» имя, тем или иным образом отражающее его свойства. У древнегреческого философа Платона есть диалог, где ведётся спор «за» или «против» такого мнения, а у китайцев была целая система «исправления имён»: например, если правление какого-то императора оказывалось несчастливым, значит, неправильным был девиз его правления, и тогда девиз менялся. Все эти идеи были бы невозможны, если бы люди представляли, что языков много.
Автоматическое пользование языком приводит к тому, что он не воспринимается как предмет изучения. Многие великие цивилизации древности обходились без изучения языков, хотя у них существовала письменность. Самые первые свидетельства изучения языка — вавилонские клинописные таблички II тысячелетия до н.э. Среди них есть прописи людей, учившихся писать. Наиболее интересны таблички, в которых то или иное слово записано в разных грамматических формах (вроде наших таблиц склонения и спряжения). Значит, уже тогда у жителей Вавилона было чёткое представление о слове, формах слова и его изменении. С этих глиняных табличек начинается наука о языке.
|
|
1. Языкознание, или лингвистика, — это наука о языке, его общественной природе и функциях, его внутренней структуре, о закономерностях его функционирования и исторического развития и классификации конкретных языков.
В первую очередь языкознание изучает язык. ЯЗЫК определяется следующим образом.
1. Система фонетических, лексических и грамматических средств, являющаяся орудием выражения мыслей, чувств, волеизъявлений и служащая важнейшим средством общения людей. Будучи неразрывно связанным в своем возникновении и развитии с данным человеческим коллективом, язык представляет собой явление социальное. Язык образует органическое единство с мышлением, так как одно без другого не существует.
2. Разновидность речи, характеризующаяся теми или иными стилистическими признаками (книжный язык, разговорный язык, поэтический язык, газетный язык). Язык и речь тесно между собою связаны и друг друга взаимно предполагают: язык необходим, чтобы речь была понята и производила свое действие; речь же в свою очередь необходима для того, чтобы установился язык; исторически факт речи всегда предшествует языку.
Языкознание есть систематическое, научное исследование явлений языка в их причинной связи. В более обширном смысле под языкознанием следует понимать всякое исследование языка, всякое мышление о языковых фактах, хотя бы даже не научное и не систематическое. Человека, занимающегося языкознанием, зовут по-русски языковедом, лингвистом, глот-тологом, даже язычником. Языкознание, как наука, обнимает собой ознакомление с языком или речью человеческой во всем ее разнообразии и ее научное исследование.
Как и все другие ряды явлений, точно так же и явления языка представляют с первого взгляда хаос, беспорядок, путаницу. Человеческому уму свойственна врожденная способность освещать этот мнимый хаос и открывать в нем стройность, порядок, систематичность, причинную связь. Проявление упорядочивающей, систематизирующей деятельности человеческого ума в применении к явлениям языка и составляет языкознание. Подготовительные работы совершаются здесь бессознательно, а отчасти и сознательно, каждым человеческим умом, даже вовсе научно неподготовленным. Каждый человеческий ум систематизирует, обобщает, ищет причины. В применении к языку каждый отличает, прежде всего, самого себя от других, свою собственную речь от речи других людей; каждый отличает собственный, отечественный язык от других языков, если только имел возможность их слышать; каждый отличает предложения и фразы со смыслом от того, что не составляет предложения и осмысленной фразы; каждый выделяет отдельные слова со свойственным им значением, в отличие от того, чего нельзя считать словом; никому не чужда разница значения так называемого внутреннего содержания и звуковых сочетаний, служащих для передачи этого значения. Быть может, не каждый даст себе отчет в этом своем понимании, не каждый в состоянии высказать его и формулировать, но что каждому нормальному человеку свойственно подобное понимание, хотя бы только в виде бессознательного чаяния — в этом не может быть ни малейшего сомнения.
|
|
С древности и до наших дней лингвистика пытается ответить на вечные вопросы: «Что такое язык? Как он устроен? Как функционирует? Как изменяется и развивается?» Несмотря на многовековое развитие лингвистики, их нельзя считать решёнными. Сегодня эти вопросы представляются ещё более неизученными, чем это казалось, например, в начале XX столетия.
Круг задач, решаемых языкознанием, можно примерно представить в следующем виде:
1. Установить природу и сущность языка.
2. Рассмотреть структуру языка.
3. Понимать язык как систему, так как язык представляет собой не разрозненные факты, не набор слов, это есть целостная система, все члены которой взаимосвязаны и взаимообусловлены.
4. Изучать вопросы развития языка в связи с развитием общества: как и когда возникли и то, и другое.
5. Изучить вопрос возникновения и развития письма.
6.Классифицировать языки, то есть объединить их по принципу их
сходства.
7. Выработать методы исследования.
8. Изучить вопросы, связанные с языковой интерференцией. Под языковой интерференцией понимается проникновение знаний родного языка или одного из изученных иностранных языков на знания, получаемые при изучении нового иностранного языка.
9. Рассмотреть связь лингвистики с другими науками (историей, психологией, логикой, литературоведением, математикой, и т.д.).
В зависимости от поставленных задач различаются наиболее общие и частные разделы языкознания.
Общее языкознание изучает общие особенности человеческого языка, сущность и природу языка, законы его развития, разрабатывает методы его исследования. В его рамках выделяют типологическое языкознание, занимающееся сопоставлением характеристик родственных и неродственных языков, формулирующее языковые универсалии. Например, универсалиями являются деление всех звуков языка на гласные и согласные, наличие имен собственных; если есть различие по грамматическому роду, то есть различие по числу, и т.д.
|
|
Языкознание (лингвистика) – наука, изучающая языки в целом. Как наука оно возникло в связи с практическими потребностями, но постепенно, как и всякая наука, развилось в сложную и разветвленную систему дисциплин как теоретического, так и прикладного направления. Так, различают:
● частное языкознание, которое занимается отдельным языком (русским, английским, китайским, немецким и т.д.) или группой родственных языков (славянских, германских);
● синхроническое языкознание анализирует факты языка в какой-то момент его исторического развития (например, современный русский язык);
● диахроническое языкознание прослеживает развитие языка на протяжении определенного отрезка времени (язык с начала 19 в. по начало 20 в., новораннеанглийский период, и т.д.).
Прикладное языкознание решает задачи, направленные на решение практических языковых проблем: создание и совершенствование письменности, обучение письму, культуре речи, неродному языку, создание систем для автоматического поиска информации, распознавания и синтеза речи.
Языкознание тесно связано с другими науками о языке, человеке и обществе и нередко использует их данные для трактовки языковых феноменов. Это такие науки, как философия, социология, история, этнография, социология, психология, литературоведение, филология и др.