Этап изучения нового материала

Образовательные задачи этапа

1. Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание учащимися изучаемого материала:

- существенных признаков понятий, законов, теорий и др.;

- правил и построенных на их основе алгоритмов деятельности.

2. Содействовать усвоению учащимися способов, средств, которые при­вели к определенному содержательному выводу, обобщению.

3. Обеспечить усвоение учащимися методики воспроизведения изучен­ного материала.

4. Содействовать философскому осмыслению усваиваемых учащимися

понятий, законов, правил и др.

5. Обеспечить осознание школьниками своих способов проработки

учебной информации.

Содержание этапа учебного занятия

1. Организация внимания учащихся.

2. Сообщение основной идеи изучаемого материала (принципа, правила,

закона и др.)

3. Обеспечение осмысления учащимися методов исследования изучае­мых знаний, способов и средств, которые привели к сделанным со­держательным выводам.

Для «онаучивания» субъектного опыта учащихся принципиальное значение имеет не столько сам результат, выраженный в форме знаний, сколько процесс, определяющий логику получения этого результата. Эта логика не существует в одном варианте. Как правило, существуют разные способы достижения предметного результата. Поэтому учителю следует демонстрировать учащимся, каким образом он пришел к выводам, к оп­ределенному знанию. Если возможно, то желательно предъявить школь­никам и другие возможные «пути движения» к полученному результату. Благодаря этому ребенок получает возможность выбрать тот путь пости­жения истины, который соответствует его интеллектуальным структурам

4. Обеспечение усвоения методики изучаемого материала (с чего и ка

начинать, из чего исходить, к чему переходить и как аргументировать

выводы).

В результате введения учителем нового материала, в сознании школьника должна возникнуть четкая, стройная, согласованная с его субъектным опытом картина рассматриваемого явления или процесса Это, в первую очередь, достигается безукоризненной логической последовательностью самого предъявления учащимся.познавательного объек­та. И уж совсем было бы хорошо, если логика предъявления явления или процесса была построена в совместной деятельности учителя и учащихся.

Если же объяснение с точки зрения логики напоминает «броунов­ское движение» или отдельные положения выпадают, нельзя надеяться, что учащиеся усвоят учебный материал на хорошем уровне.

Избежать такого объяснения помогает план изложения учебного материала (или структурно-логическая схема изложения), к которому учитель постоянно обращается в процессе предъявления нового познава­тельного объекта.

5. Создание содержательных и методических условия для философского осмысления детьми изучаемого материала.

Показатели выполнения образовательных задач

1. Максимальное использование самостоятельности учащихся в добыва­нии знаний и овладении способами деятельности.

2. Если учитель использовал методы:

- лекцию, объяснение, рассказ, самостоятельную работа по учеб­нику и дополнительной литературе, то показателем выполнения задач учебного занятия может служить качество (правильность, осознанность, полнота, действенность, систематичность знаний) ответов учащихся на последующих этапах учебного занятия;

- эвристическую беседу, самостоятельную работу учащихся, в со­четании с методом беседы, работу учащихся с модулями, то по­казателем эффективности усвоения школьниками знаний и спо­собов действий является правильность и осознанность ответов в процессе беседы и выполнения заданий в модулях, а также ак­тивное участие детей в подведении итогов беседы или само­стоятельной работы.

3. Философское осмысление изучаемого учебного материала.

4. Использование учителем при изложении нового материала субъектно­го опыта учащихся.

Условия выполнения образовательных задач

1. Полное и точное определение учителем ведущих признаков изучае­мых познавательных объектов.

Нередко учителя, излагая материал, не умеют выделять в нем самое существенное, главное. Для них все кажется одинаково существенным. В результате получается, что учитель больше внимания как раз уделяет второстепенным фактам и признакам в ущерб существенным.

Как установлено специальными исследованиями, процесс выделе­ния главного в учебном материале включает следующие действия:

- выделение предмета мысли (понятия, законы, идеи и др.) и цели его рассмотрения;

- разделение материала на логически завершенные части;

- нахождение ключевых понятий, смысловых опорных пунктом;

- группировка материала, вывод о главной мысли;

- знаковое оформление вывода (схема, модель, алгоритм, план и т.п)
Изучение свойств видовых понятий осуществляется по такой схеме:

- представление определения понятия, его схематическое изобр
жение с выделением родового понятия и видовых признаком.

Поэтому предъявлять познавательный объект учащимся необходи­мо сразу в нескольких формах: словесной, графиче­ской (построение в процессе объяснения структурно-логических схем); знаково-символической (опорные сигнала-образы символы - их можно обозначать на структурно-логической схеме).

4. Подача материала логически завершенными в смысловом отношении частями-блоками.

5. Реализация дифференцированного подхода в процессе изложения но­вого материала.

На какого учащегося необходимо ориениРоваться в процессе предъявления учебного материала?

Конечно же при изучении нового материала учащимся предлагают­ся программные знания (зафиксированные в статдартных учебных про­граммах). Однако, при этом акцентируется внимание на минимально не­обходимом объеме знаний, которые необходимо запомнить.

6. Осуществление этапа посредством создания ситуаций, в которых уче­ник является субъектом деятельности.

Это условие ориентирует учителя на использование в процессе изучения нового материала преимущественно диалогических форм взаи­модействия учащихся.

7. Обеспечение вариативности взаимодействия учителя с учащимися
(экстроактивный, интроактивный и интерактивный режимы. Включение в содержание проблем человека и его деятельности, методов познания (обеспечение единства гуманитарной и естественнона­учной культур).

(обеспечение философского осмысления учащимися изучаемых позна­вательных объектов.

(Выделение и поддержка тонкости жизненных наблюдений учащихся.

11. Ориентация в процессе изложения нового материала на структуру предметного знания, а не на объем информации.

I2. «Сталкивание» ученика с проблемами, решения которых лежат за пре­делами изучаемого курса.

I3. Создание условий для освоения учащимися знаний преимущественно

15 форме деятельности.

Педагогические техники, позволяющие решать образовательные задачи этапа

1. «Работа» с определением вводимых понятий (родовое слово и видовые


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: