IV группа – методы контроля, самоконтроля и самооценки деятельности и поведения

III группа – методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения.

II группа – методы организации деятельности, общение, поведения.

Виды воспитания.

Понятие о методах воспитания.

ТЕМА: Методы и виды воспитания

Лекция 3

План лекции

1. Воспитание как целенаправленный процесс осуществляется определенными путями или методами.

Метод воспитания (от грец. “методос” – путь) – это путь достижения заданной цели воспитания. Также можно сказать, что методы – это образа влияния на сознание, волю, чувство, поведение воспитанников с целью формирования определенных целью воспитания качеств.

Понятие о методах воспитания как педагогическое явление сформировалось постепенно. Эмпирически искать наиболее совершенных образов влияния на подрастающее поколение, общество нагромоздило опыт, на основании которого можно было установить признаки метода и условия его наиболее эффективного использования. В процессе развития методы воспитания дифференцировались как методы обучения и методы воспитания. Первые – обеспечивают активное обретение знаний, умений и привычек, вторые – физическое развитие, формирование моральных качеств и творческих черт личности.

Методы воспитания имеют диалектическую природу. Они находятся в постоянном движении, развития, взаимосвязи как с методами обучения, так и между собой. Они всегда выступают в системе, каждый метод является структурным компонентом единого целого, действие которого зависит от других, что обеспечивает воспитательный эффект.

Никакую систему методов нельзя рекомендовать как постоянную. На ее движение и развитие влияет изменение цели, которую преследуют в воспитании, условия применения, возраст ребенка, степень ее воспитанности, конкретные обстоятельства жизни и т.п.

Каждая система методов выявляет себя универсально, то есть она влияет одновременно на формирование разных сторон и качеств личности. Определяется система методов педагогическими и общественными целями воспитания.

В педагогической науке имеют место много классификаций методов воспитания. Если подходить к ним рассмотрения из позиции целостного педагогического процесса, то выделяют четыре группы методов воспитания

I группа – методы формирования сознания личности (взглядов, убеждений, идеалов).

В основу распределения на указанные группы методов воспитания положена целостная структура деятельности, которая включает в себя осознание процесса деятельности, ее организацию, стимулирование деятельности, контроль и анализ результатов.

Первая группа методов воспитания включает в себя методы разносторонего влияния на сознание, чувство и волю личности с целью формирования взглядов и убеждений. Человек становится личностью не только и не столько благодаря внешней, предметной, практической деятельности. Большую роль всегда отыгрывала внутренняя, психическая деятельность сознания.

В духовной жизни и деятельности личности постоянно происходит борьба между бытовым и научным сознанием. Расширение сферы общения и деятельности, столкновенье с новыми явлениями жизни, обострение внимания к собственному внутреннему миру порождают в молодого человека глубокие раздумья, проблемы, стремление самостоятельно разобраться в них. В поисках ответа на эти вопросы человек придет к выводу, который накопленный ею опыт суждений и оценок есть недостаточным для объективного и всестороннего анализа общественных явлений и отношений, идеалов, эталонов и других человеческих ценностей жизни. Здесь на помощь молодому человеку приходят родители и учителя, которые вносят в ее сознание знания принципов, норм, правил, законов общества. На основе усвоения и осознание этих знаний составляется система взглядов и убеждений личности.

Как структурный элемент сознания, категория знания включает в себя представление и понятие. Формой существования понятия есть слово. Поэтому формирование сознания преимущественно связано с образами словесного влияния на личность, которыми есть: беседа, лекция, диспут, метод примера.

Назначение беседы привлечь самых учеников к самостоятельному оцениванию фактов, событий, явлений, поступков и на этом основании сформировать в них определенное отношение к действительности. В основу беседы должны быть положены факты, которые раскрывают социальное, моральное и эстетичное содержание тех или других сторон общественной жизни.

Беседа, как правило, начинается из определения и обоснования темы. Обоснование подготавливает учеников к ее обсуждению. На главном этапе беседы учитель или воспитатель дает материал для обсуждения, а потом задает вопрос, чтобы ученики имели возможность высказывать свои взгляды и убеждение, приходить к самостоятельным выводам и обобщениям. Чем меньше говорит сам учитель, тем успешнее будет протекать беседа. Задача учителя - направлять и поправлять учеников. В заключительном слове учитель подводит итоги, формулирует наиболее рациональное, с его точки зрения, решение проблемы, которую обсуждали.

Лекция – это развернутое и систематизированное изложения сущности тот или другого вопроса или проблемы исторического, социального, морального, эстетичного или другого содержания. Логическим центром лекции есть определенное теоретическое обобщение, которое относится к сферы научного сознания. Конкретные факты являются иллюстрацией или начальным, отправным моментом. В процессе лекции знания приобретают личностный понимание, становятся не пассивным багажом умственной деятельности, а принципом действия. Лекция содействует развитию критического отношения к событиям и логики мышления, обогащению сознания молодых людей.

Диспут является методом формирования суждений, оценок, убеждений на основе столкновенья мыслей, разных точек зрения. Диспут не требует определенных и завершенных решений. Он дает возможность анализировать понятие и доводы, защищать свои взгляды, убеждать в них других людей. Для участия в диспуте не достаточно высказать собственную точку зрения, необходимо найти сильные и слабые стороны противоположного суждения, подобрать доводы, которые опровергают ошибочные выражения и подтверждают достоверные.

Воспитатель или педагог не должен спешить опровергать ошибочные суждения, навязывать собственную точку зрения, а также вмешиваться в спор. Он должен быть терпеливым и тактичным. Только если верное решение не найдено самыми воспитанниками – вмешивается педагог.

Диспут требует тщательной подготовки как самого воспитателя, так и учеников. Вопросы, которые выносят на обсуждение готовят заранее.

Назначение диспутов – создать основу для творческих поисков и самостоятельных решений.

Метод примера. сознание молодой человека формируется под влиянием реально действующих, конкретных образцах. Поэтому основой метода примера есть явление наследования. Наследование не следует понимать как копирования: оно формирует у детей действия нового типа, они могут совпадать с оригиналом, также наследования может порождать новые, оригинальные действия, которые похожие за руководящей идеей. Путем наследования формируются соцільно-моральные цели поведения, образа деятельности.

В механизме наследования выделяют три этапа. На первом этапе в результате восприятия конкретного действия другого человека у школьника появляется образ этого действия, желание совершить аналогично. Но связь между примером для наследования и следующими действиями еще может не возникнуть. Эта связь образовывается на второму этапе. На третьем происходит синтез наследования и самостоятельных действий, на который активно влияют жизненные и специально созданные воспитательные ситуации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: