Предприятия, в том числе и малые, могут выступать в качестве прямых участников внешних экономических связей, открывать собственные валютные счета, вести внешнеторговые операции, заключать различного рода контракты с иностранными партнерами и создавать с ними совместные и другие предприятия. Однако, ввиду отсутствия достаточной информации о зарубежных рынках вообще и отдельных фирмах в частности, легко попасть в трудное положение. Кроме того, предприниматели далеко не всегда могут определить истинную ценность своих товаров на внешнем рынке, неся неоправданные потери, предлагая зарубежным партнерам не нужные им изделия. Отсутствуют также знания о возможностях и условиях коммерческого продвижения товаров на зарубежном рынке. Поэтому организационное, правовое, финансовое и информационное обеспечение выхода вашего предприятия (бизнеса) на внешний рынок - существенная часть бизнес-плана.
Структура раздела имеет следующий вид.
Организационное обеспечение внешнеэкономических связей. Необходимо иметь четкое представление о том, как построено законодательство в области внешнеэкономических связей, а именно:
|
|
• Каков порядок регистрации вашего предприятия (бизнеса) как участника внешнеэкономических связей?
• Конкретизируйте способы и сроки оформления тех возможностей, которые вы получили в результате регистрации (открытие валютного счета, формирование лицензионных запросов и т. д.)
• Каковы таможенные процедуры, процедуры декларирования имущества и товаров, проходящих через границу, сроки оформления и прохождения товаров применительно к вашему бизнесу?
• Каковы особенности лицензирования в вашей области бизнеса? Учтите особенности законодательства страны партнера вашего бизнеса, а также международные правила торговли и денежного регулирования.
Экономическое обеспечение внешнеэкономических связей. Учтите особенности ведения расчетов в вашей области бизнеса, выясните особенности регулирования бартерных операций в вашей области бизнеса при выходе на внешний рынок. Определите уровни таможенного тарифа, правила взимания и размеры таможенных пошлин. Оцените, является ли благоприятным режим тарифного регулирования в данной области бизнеса, и каковы его перспективы.
Косвенные формы выхода на внешний рынок. Одной из форм, облегчающей выход на внешний рынок, является косвенный метод экспортирования через фирму-посредника (фирму-представителя), реализующую экспортное продвижение вашего товара. При выборе этой фирмы ключевыми становятся вопросы об особенностях реализации товаров и услуг и экономической целесообразности самостоятельных действий. Установите фирму-посредника, через которую вы будете осуществлять внешнеторговые операции.
При положительном ответе на вопрос «Является ли приемлемой формой выхода на внешний рынок организация совместного предприятия?» следует дополнительно рассмотреть вопросы финансирования, налогообложения, распределения прибыли, условий функционирования совместного предприятия и т. д.