УТВЕРЖДЕНО
Калининград, 2007
государственного технического
университета «____» _________2007 г.
АВТОР – Даниленков В.Л., к.э.н., доцент кафедры экономики и предпринимательства Калининградского государственного технического университета
Учебно-методическое пособие рассмотрено и одобрено кафедрой экономики и предпринимательства Калининградского государственного технического университета «___» _____________2007 г.
Рецензент – кафедра экономики и предпринимательства Калининградского государственного технического университета
Содержание
Введение
Тема 1. Концепция планирования
1.1 Сущность планирования
1.2 Классификация планов
1.3 Методология планирования
1.4 Организация планирования
Тема 2. Бизнес- планирование фирмы
2.1 Сущность и роль бизнес - плана
2.2 Методологические основы разработки бизнес-плана
2.3 Типы бизнес-планов и практика их применения
Тема 3. Разработка бизнес-плана
3.1 Процесс бизнес – планирования
3.2 Последовательность разработки бизнес-плана
Тема 4. Оценка эффективности бизнес-плана и рисков инвестирования
4.1 Классификация инвестиций и их источников
4.2 Целевые ориентиры участников инвестирования и типы инвесторов
4.3 Целевые ориентиры участников инвестирования и типы инвесторов
4.4 Оценка рисков инвестирования
Тема 5. Аудит бизнес-плана инвесторами и принятие решения об инвестировании
5.1 Аудит бизнес-плана инвесторами
5.2 Принятие решения об инвестировании проекта
Тема 6. Продвижение бизнес-плана как условие его эффективной реализации
6.1 Презентация бизнес-плана как способ поиска партнеров-инвесторов
6.2 Переговоры как начало деловых отношений с будущими партнерами-инвесторами
6.3 Особенности переговоров по внешнеэкономической деятельности
6.4 Реклама бизнес-плана
Тема 7. Реализация бизнес-плана
7.1 Содержание работ по реализации бизнес-плана
7.2 Стадии реализации бизнес-плана
7.3 Управление реализацией бизнес-плана по результатам
7.4 Контроль и систематическое перепланирование
Приложения
Тема 1. Концепция планирования
1.1 Сущность планирования
Среди предпринимателей редко можно встретить человека, который пассивно наблюдает за происходящими событиями. Любой собственник стремится реализовывать свои личные интересы посредством использования потребностей других людей. А это требует осознания целей деятельности и волевых усилий по их достижению. Поэтому на уровне субъекта хозяйствования процесс прогнозирования органично трансформируется в процесс планирования, при котором к пониманию объективных условий жизни добавляются субъективные факторы, отражающие интересы предпринимательства. Рациональное достижение субъективных факторов в бизнесе претворяется посредством планов.
План- это рабочий инструмент достижения поставленной цели _субъектом предпринимательства, созданный на основе конъюнктурного прогноза среды хозяйствования и расписанный по исполнителям, времени и средствам.
Приведенное определение плана содержит следующие ключевые слова:
"инструмент" — означает, что план не самоцель, а средство достижения цели. Арсенал средств достижения цели может включать экономические, психологические, коммерческие, организационные, кадровые, технологические и иные действия. Средства достижения цели могут меняться, и в этом заключается смысл понятия "рабочий инструмент", когда в механизме планирования предусматривается постоянная возможность уточнить используемые средства, если это потребуют цель и изменившиеся условия бизнеса. Такой подход означает доминанту адаптации плана над его стабильностью;
"достижения поставленной цели" — определяет удовлетворение личных и коллективных интересов работников объекта хозяйствования. Цель — как желаемый результат, как центр стремлений в плане — должна осуществляться точно к намеченному cpoкy;
"на основе конъюнктурного прогноза" — означает, что в основе субъективных действий исполнителей плана находится их понимание объективных закономерностей существования хозяйственной среды и ее использование: знание механизма рынка, в том числе по рынку своего товара, и разработка прогноза как предварительной части планирования;
"расписанный по исполнителям, времени и средствам" — означает, что план действий обязательно должен быть обеспечен ресурсами: временными и пространственными, т. е. должен быть обеспечен по срокам исполнения материальными, трудовыми, финансовыми и интеллектуальными средствами. Без такого обеспечения план превращается в фантазию, но никак не в реально достижимое событие.
На основании приведенного определения плана можно дать определение основной цели и основной задачи планирования. Основной целью плана является реализованное событие. Основной задачей планирования является выбор волевых ответственных действий в условиях имеющихся ресурсных ограничений, сбалансированных по исполнителям, времени, ресурсам.
Основные характеристики плана:
♦ волевое и активное воздействие на будущее;
♦ отражение субъективного представления о будущем;
♦ является разновидностью управленческой деятельности;
♦ является дешифратором целевых установок;
♦ может использоваться для достижения любых целей, в том числе неправых или справедливых в понятиях отдельной группы людей;
♦ представляет собой числовую модель будущего развития;
♦ предполагает ответственность за осуществление будущего;
♦ отражает учет условий внешней среды хозяйствования, в том числе конъюнктуру рынка;
♦ учитывает возможности внутренней среды хозяйствования, в том числе имеющиеся ресурсы;
♦ должен быть реальным, т. е. выполнимым;
♦ определяет представление о рациональном соотношении внешнего и внутреннего для субъекта хозяйствования;
♦ определяет порядок поведения для достижения лучших условий существования;
♦ является мотивированной схемой действий на будущее;
♦ является первопричиной мотивации персонала и оценки его работы;
♦ должен иметь резервы для форс-мажорных обстоятельств;
♦ может предусматривать меры ответственности для исполнителей;
♦ должен отражать интересы всех структурных подразделений фирмы;
♦ оформляется документально в письменной форме;
♦ является внутренним документом фирмы;
♦ может использоваться для установления контактов с партнерами и инвесторами, для чего обычно используется сокращенный вариант плана;
♦ утверждается руководством фирмы;
♦ должен быть достаточно стабильным по времени;
♦ должен иметь возможности корректировок и адаптации к новым условиям работы.
Планирование - процесс экономического обоснования paционального поведения субъекта хозяйствования для достижения своих целей. Планирование представляет собой процесс формирования целей, определения приоритетов, средств и методов достижения. Оно зачастую рассматривается как завершающий этап прогнозирования, в процессе которого принимаются решения на основе выбора тех или иных альтернатив развития.
Планирование имеет как преимущества, так и недостатки.
Преимущества планирования:
♦ стремление решить задачу рационально и с меньшими затратами;
♦ обдуманная подготовка к использованию будущих преимуществ среды хозяйствования;
♦ улучшение координации действий исполнителей;
♦ усиление коллективных возможностей приложения сил за счет совместных действий заинтересованных лиц;
♦ более рациональное использование ограниченных ресурсов;
♦ возможность контроля за событиями и определение проблем в деятельности.
Недостатки планирования:
♦ невозможность отразить в плане все многообразие жизненных условий, особенно в сложно организованных системах;
♦ стабильность принятого решения, что может обернуться убытком при динамичных обстоятельствах бизнеса;
♦ необходимость ресурсов (времени и средств) для разработки плана.
Зарубежные специалисты по планированию так высказывают свое отношение к разработке плана:
1) успех приносит долговременный опыт планирования, (как правило, более 2 лет);
2) для предпринимателя крупные успехи чаще всего являются следствием не планирования, а удачи, его деловых и творческих способностей;
3) планирование скорее создает преимущества в деятельности, чем приносит отрицательный эффект.
План нельзя считать панацеей от всех бед. Его применение имеет ряд ограничений, которые обусловлены:
♦ неопределенностью, многомерностью и стохастичностью среды хозяйствования. Поэтому для исполнителя так важны: во-первых, поиск дополнительной достоверной
(в том числе новой) информации и, во-вторых, прогноз и определение степени его вероятности;
♦ несовершенством законодательной базы страны;
♦ ограничениями по ресурсам;
♦ проблемами этического свойства, если в обществе не сформированы устои предпринимательской этики и отсутствует культура бизнеса.
Кроме того, возможно искажение роли планирования по следующим причинам:
♦ авторитарность руководства фирмы;
♦ субъективизм взглядов исполнителей;
♦ неточная и неполная информация;
♦ форс-мажорные обстоятельства;
♦ отсутствие финансового обеспечения действий исполнителей;
♦ ошибки в экономических расчетах.
План деятельности должен быть выражен в письменной форме. Собственно, возможен мысленный и устный план, как контур будущего. Но если план одного человека может быть у него в голове, то план нескольких лиц должен иметь вербальную форму, выраженную письменно, что необходимо для его лучшего понимания исполнителями. Кроме того, такой план в дальнейшем легче проконтролировать.
Поэтому с точки зрения удобства использования можно говорить о форме плана в виде:
►набора обязательных документов;
►структуры, отражающей внутреннюю логику построения;
►перечня исполнителей с указанием их дифференцированных задач;
►перечня необходимых действий по осуществлению предусмотренных задач;
►сроков исполнения, указанных в соответствии с последовательностью необходимых действий;
►сметы расходов;
►расчета экономического эффекта как числового выражения поставленных задач.
В современной практике внутрифирменного планирования имеются свои особенности. К ним относятся:
♦ дифференциация функций планирования;
♦ повышение сложности плана;
♦ учет требований маркетинга;
♦ значительный объем элементов перераспределения ресурсов.
Критерием эффективности внутрифирменного планирования выступает степень использования плана в реальной хозяйственной жизни как руководства к действию, степень соответствия плана реальным условиям. Поэтому в настоящее время планирование фирмы представляет собой непрерывный процесс, направленный на адаптацию временных решений, относящихся к будущему, с учетом постоянного обновления информации о состоянии дел фирмы и условиях ее деятельности.
В рыночной экономике адаптация плана стала основной проблемой планирования. Она зависит от выбора момента принятия планового решения. Затягивание этого момента ради сбора и учета полной информации может привести к замедлению и потере времени. Поэтому необходим выбор времени принятия планового решения, а затем разработка процесса его адаптации с учетом вновь поступающей информации.
Таким образом, план — не цель, а возможное средство достижения цели. Это средство помогает улучшить будущее. Его действенность определяется объективным пониманием жизни и субъективными управленческими решениями, которые должны стать действиями по саморегуляции объекта хозяйствования ради достижения выбранных целей жизнедеятельности.
1.2 Классификация планов
В деятельности субъекта хозяйствования используются различные планы. Их классификация подчиняется задачам систематизации по типовым признакам, что позволяет определить место каждого из них и обозначить роль согласно предназначению. Установление сходства и различий между видами планов благодаря их классификации позволяет лучше понять природу планирования.
Планы классифицируются следующим образом.
1. По времени:
♦ долгосрочные (на 10—25 лет);
♦ среднесрочные (на 3—10 лет);
♦ краткосрочные (на 1—3 года);
♦ текущие (на 1 год, в том числе сезонные);
♦ оперативные (до 1 года).
2. По объектам хозяйствования:
♦ государственные, в том числе региональные, республиканские, областные и муниципальные;
♦ внутрифирменные.
В настоящее время правительства многих экономически развитых стран мира применяют планы в управлении общественно-экономическим развитием. Составляются планы в США, Японии. Франции, Великобритании, Германии, Канаде, а сейчас — и в ЕС. Кроме того, существует большая группа разновидностей региональных планов, в том числе местных. В государственном планировании особое место занимают программы социально-экономического развития.
Внутрифирменное планирование означает разработку планов внутри отдельной фирмы, в том числе по ее предприятиям. План такого уровня отличается от государственного большей детерминированностью, обязательностью, маневренностью и нацеленностью на экономический результат.
3. По степени определения параметров:
♦ детерминированные (с четко определенными параметрами);
♦ вероятностные (с нечеткими параметрами).
4. По признаку временной ориентации:
♦ реактивные, т. е. ориентированные на закрепление достижений прошлого;
♦ инактивные, т. е. инертные по планируемым действиям;
♦ преактивные, т. е. с высоким уровнем активности, направленным на существенное преобразование действительности.
5. По назначению:
♦ директивные, обязательные для выполнения;
♦ индикативные, т. е. рекомендательные для выполнения. Как уже отмечалось, на уровне фирмы принимаются в основном директивные планы, а на уровне государства — индикативные. Но есть и исключения, например, бюджетные или налоговые планы страны.
6. По масштабности целей:
♦ стратегические, предусматривающие глобальные цели;
♦ бизнес-планы, т. е. ориентированные на достижение отдельной сделки, операции или применительно к предприятию малого бизнеса, ориентированные на небольшой срок.
7. По конкретной установке:
♦ функциональные, предназначенные для внедрения управленческих решений в сфере деятельности фирмы, выполняющей определенную функцию. Эти планы играют особую роль в управлении, поэтому есть смысл выделить их в отдельную классификацию;
♦ единовременные, создаются с внедрением какого-либо проекта или программы и выполняют вспомогательную роль во внедрении общей стратегии. Единовременные планы могут быть: программными и проектными. Программный план создается с целью координации различных видов деятельности при реализации сложной программы. Проектный план может быть частью программного плана и применяется для контроля за менее сложными процессами, например, план размещения дистрибьютерской сети, проект рекламной кампании;
♦ стабильные, т. е. содержащие разработку конкретных указаний для регулярно повторяющихся операций типичного характера. Они представляют собой свод правил, инструкций и рекомендаций по осуществлению стандартных видов деятельности. К ним можно отнести инструкции, правила и рекомендации.
8. По функциям деятельности — это так называемые функциональные планы:
♦ маркетинга, в том числе сбыта;
♦ прибыли и рентабельности;
♦ инвестиций;
♦ издержек производства и обращения;
♦ персонала;
♦ доходов;
♦ финансов и др.
9. По отношению к действительности:
♦ основные, т. е. официально принятые руководством;
♦ вероятностные {случайные), представляют собой альтернативный курс действий, который будет предпринят в случае наступления непредвиденного события (событий), не предусмотренного основным планом. Он бывает необходим фирмам, работающим в сложной и динамичной внешней среде. Осуществление плана обычно поручается специальной "кризисной" команде, которая начинает свою работу лишь в случае наступления критической ситуации.
Любая научная классификация несет в себе элемент условности. В реальной действительности отдельное явление бывает трудно классифицировать из-за размытых границ его признаков. С точки зрения практического применения важна не чистота научной классификации плана, а его действительная польза как средства достижения искомых результатов.
В современной практике планирования используются различные планы. В последние годы наибольшую популярность приобрели индикативные и стратегические планы, а также бизнес – планы.
1.3 Методология планирования
Процесс планирования осуществляется по своим внутренним законам согласно логике обоснования показателя, т. е. в соответствии с методологией планирования. Методология планирования — это учение о совокупности основных принципов, методов, о системе применяемых показателей, мер (и действий), необходимых для выполнения плана, а также его мониторинга. Методология планирования как научная рекомендация по осуществлению процесса планирования не является раз и навсегда данной, незыблемой. Она может совершенствоваться с появлением новых знаний в области экономики и планирования.
Рассмотрим элементы методологии планирования. Прежде всего, раскроем содержание основных принципов планирования. К ним относятся:
1. Принцип единства, т. е. холизма, означает, что используемые в планировании показатели надо обосновывать в их единстве, с учетом теоретической и практической взаимозависимости. Разработка плановых показателей должна осуществляться в направлении единого вектора цели. Соблюдение принципа требует координации и интеграции действий служб и подразделений системы, отражаемых в соответствующих плановых показателях. Плановое изменение показателя-фактора обязательно вызывает плановое изменение зависимого показателя деятельности.
2. Принцип непрерывности определяет процесс планирования как непрерывный, когда на смену одному выполненному плану приходит другой новый план, а на смену второму — третий и т. д. Принцип касается прежде всего планов различного периода: краткосрочный план является частью среднесрочного, а среднесрочный — долгосрочного. Такое понимание включает и связь планирования с прогнозированием, когда план есть производная от прогноза. Принцип также определяет кругооборот и последовательность этапов планирования. Однако их последовательность важна лишь для разработки отдельного показателя и календарного периода. Этапы планирования показателей разных планов в одной системе могут осуществляться как одновременно, так и различаясь по времени.
3. Принцип гибкости означает способность плана менять свою направленность при изменившихся условиях деятельности и иметь определенные резервы. Принцип диктует наличие механизма изменения плановых величин, т. е. их возможную корректировку для адаптации к изменившимся обстоятельствам бизнеса. Кроме того, гибкость в планировании означает наличие определенных резервов или надбавок на безопасность", которые должны амортизировать результаты работы при ухудшении условий деятельности.
4. Принцип точности требует обоснованности, детализации и конкретизации планового показателя. Обоснованность плана в числовом значении означает его соответствие имеющимся ресурсам, в том числе нормальным способностям и трудозатратам исполнителей. Так называемый напряженный план, превышающий эту норму, не оставляет резервов на случай ухудшения обстоятельств, а так называемый заниженный план создает условия для необоснованного поощрения работников без должных усилий с их стороны. Необходимость детализации и конкретизации плана в долгосрочной перспективе выражена менее ярко, чем в краткосрочном периоде. Действие данного принципа усиливается по мере приближения времени плана.
5. Принцип участия означает, что в разработку плановых показателей должны включаться все специалисты объекта хозяйствования, а при необходимости — специалисты извне и партнеры по бизнесу. В разработке планового документа обязательно участие будущих исполнителей. Это повышает степень их вовлеченности в процесс работы, формирует чувство сопричастности. В ходе такого участия специалисты вносят свои идеи, предлагают свое видение решений проблем, что обогащает и уточняет содержание плана, позволяя создать действительно нужный и реальный документ, объединяющий в себе ракурс позиций структурных подразделений фирмы. В ходе такого участия создается система мер, в выполнении которой будут задействованы подлинные исполнители.
Второй существенный элемент методологии — это методы планирования. К основным методам планирования относятся: балансовый, опытно-статистический, нормативный, экономико-математический.
Каждый из указанных методов включает десятки, а то и сотни разновидностей, приемов и способов расчетов. Рассмотрим подробнее указанные методы планирования.
Балансовый метод планирования характеризуется установлением материально-вещественных и стоимостных пропорций в показателях. Метод предполагает использование взаимно уравновешивающихся расчетов (таблиц), в одной части которых указываются ресурсы, а в другой — направления их использования. Правильное определение ресурсов будет означать обоснованное направление их использования согласно имеющимся потребностям. В планировании часто применяются такие балансы, как: а) натуральный (материальный); б)стоимостной; в) трудовой; г) межотраслевой и др. Так, план товарооборота фирмы обязательно требует расчета плана его товарного обеспечения, что осуществляется посредством балансового метода, а баланс денежных доходов и расходов населения региона — определения источников получения ими средств и направлений их расходования, что также выполняется посредством балансового метода.
Опытно-статистический метод планирования характеризуется ориентацией на фактически достигнутые в прошлом результаты, по экстраполяции которых определяется план искомого показателя. Такой метод планирования является достаточно простым, но он имеет существенные недостатки: плановый показатель, рассчитанный таким образом, отражает сложившийся уровень работы с его недоиспользованными резервами и погрешностями в прошлом.
Нормативный метод планирования (или метод технико-экономических расчетов) использует нормативы и нормы. В экономике различают понятия "норматив" и "норма". Норматив — это научно обоснованная величина затрат, разработанная в централизованном порядке специальными научными учреждениями отрасли или государства. Норма — это обоснованная величина затрат, разработанная фирмой. Считается, что более обоснованными являются нормативы, применение которых повышает точность и объективность планового показателя. Однако они не всегда учитывают особенности конкретного региона или фирмы. В планировании часто используются следующие нормативы и нормы: сырья, материалов, топлива, электроэнергии, труда, удельных капиталовложений, финансовых затрат на единицу продукции, амортизации, транспортных тарифов, ставок арендной платы, ставок процентов по займам, естественной убыли, тарифов на электроэнергию, физиологические и рациональные нормативы потребления товаров, обеспеченности торговой и складской площадью, обеспеченности населения больничными койками, классной площади на ученика, количества зрительских мест на 1000 жителей и др.
Группа экономико-математических методов планирования характеризуется возможностями оптимизации плановых решений. Эти методы идентичны применяемым в прогнозировании. Однако в процессе планирования они еще предусматривают эффект от определенных действий работников по достижению цели, в том числе: а) расчеты на отдельную трудовую операцию работника, что приведет к дополнительному изменению показателя под воздействием применяемых усилий; б) экстраполяцию результатов прошлых действий работников и др.
Сущность экономико-математических методов планирования состоит в том, что они позволяют с меньшими затратами времени и средств находить количественное выражение взаимосвязи между сложными социально-экономическими, технологическими и иными процессами, опосредованными в показателях. Так, можно определить оптимальную зависимость между: 1) партией поставки товаров и издержками на их транспортировку и хранение; 2) объемом деятельности и издержками с учетом необходимой прибыли; 3) объемом капиталовложений и прибылью. По сути, любой показатель может быть запланирован посредством экономико-математического метода. Применение этой группы методов способствует устранению субъективизма в планировании и повышает научный уровень обоснованности плана. Однако применение этих методов требует точного математического описания экономической задачи и обязательной экспертной оценки полученных данных.
Следующий элемент методологии планирования — показатели плана.
Показатель плана — это выраженная числом характеристика свойства (явления, процесса, решения) экономического объекта. Показатели, используемые в экономических расчетах, могут быть классифицированы по различным основаниям.
1. По роли в управлении:
§ директивные, обязательные для исполнения;
§ расчетные, необязательные для исполнения, в том числе те, которыми обосновывают
директивные показатели. Их количество много больше директивных.
2. По экономическому содержанию:
§ натуральные, выражаются в тоннах, метрах, литрах, условных банках и др.;
§ стоимостные, выражаются в денежной форме, которая является эквивалентом многих показателей;
§ трудовые, выражаются посредством затрат труда.
3. По отношению к деятельности:
§ объемные (количественные), характеризуют объем деятельности, инвестиций и др., например, товарная продукция, грузооборот, торговая площадь, объем строительно-монтажных работ;
§ качественные, характеризуют качество работы, например, производительность труда, себестоимость, прибыль и рентабельность.
4. По отношению к измерителю:
§ абсолютные, выражаются суммой или количеством;
§ относительные, т. е. выраженные по отношению к другому показателю, в том числе к этому же, но базисному. В экономических расчетах относительные показатели зачастую играют более важную роль, чем абсолютные.
5. По роли в экономической работе:
§ прогнозные;
§ плановые;
§ ожидаемого выполнения;
§ фактические.
Ожидаемое выполнение показателя определяется в период, когда ещё отсутствуют фактические данные в целом за изучаемый период, но имеются фактические данные за часть периода. Ожидаемое выполнение представляет собой нечто среднее между плановым заданием периода и его фактическим выполнением. Его расчет включает, как правило: а) сумму фактических данных за прошедший период времени на момент расчета и б) сумму плановых данных оставшегося периода времени, причем этот план может быть скорректирован с учетом фактического выполнения.
6. По направленности:
- адресные, или индивидуализированные для конкретного исполнителя.
- обезличенные, касаются всех исполнителей, например, нормативы.
7. По критерию математических вычислений:
§ объемные;
§ средние;
§ приростные;
§ предельные (дифференцированные);
§ индексные.
8. По форме отчетности:
§ оперативные, основанные на текущем наблюдении за деятельностью;
§ статистические, предусмотренные статистической отчетностью;
§ бухгалтерские, предусмотренные бухгалтерской отчетностью. В отличие от статистических бухгалтерские показатели более точные, но требуют больше
времени для своего определения.
Показатели в масштабах экономики объединяются системой. Система экономических показателей — это комплекс взаимосвязанных характеристик объекта. Эти характеристики могут быть взаимосвязаны технологически, организационно, каким-то иным образом и, конечно, экономически.
Система экономических показателей отражает:
1) организацию, объем и структуру работы;
2) реальные связи объектов хозяйствования различных уровней и масштабов деятельности;
3) единую стандартизированную и обязательную для применения методику расчета.
В экономических расчетах важна сопоставимость показателя не только по методике расчета, но и по ценам и другим факторам.
Сопоставимость по ценам достигается использованием плановых и фактических индексов цен на товары и услуги. Полученная величина сопоставимого по ценам показателя может быть использована как база для расчетов плана (прогноза) товарооборота на следующие периоды.
Еще один элемент методологии планирования — это система мер (действий), необходимых для выполнения плана. План — реальный ориентир к действиям. И действия плана требуют своих обоснований. Без них план никогда не станет реальностью. Достижение цели требует продуманных, волевых и ответственных действий. Поэтому меры выполнения плана включают:
♦ развернутое описание необходимых действий;
♦ ресурсное обеспечение;
♦ перечень участвующих исполнителей (служб) и определение их дифференцированных задач;
♦ сроки выполнения расчетных показателей.
Меры достижения целей плана требуют обоснования с организационной, технологической, маркетинговой, кадровой и иных сторон. Эти стороны должны иметь экономическое содержание, т. е. необходимые ресурсы и ожидаемые результаты, выраженные в стоимостном эквиваленте. Понятно, что меры выполнения бизнес-плана по уровню разработанности будут отличаться от мер выполнения стратегического плана, то есть данный элемент методологии планирования имеет свои особенности в каждом виде плана. Но обязательность его присутствия в плане не вызывает сомнений.
Типовые меры (действия) по выполнению планового показателя предусматриваются для различных сфер деятельности:
1.В сфере основного капитала:
♦ поиск источников инвестиций на выгодных условиях;
♦ модернизация, реконструкция и расширение деятельности;
♦ увеличение доли активной части основных фондов;
♦ меры повышения уровня автоматизации и механизации труда;
♦ профилактический ремонт и своевременная замена изношенных частей оборудования, частичная или полная модернизация узлов;
♦ защита авторских прав субъекта хозяйствования;
♦ применение оправданной ускоренной амортизации;
♦ открытие новой сети, в том числе торговой: сниженных цен, сетей, торгующих по каталогам, складов-магазинов, демонстрационных залов, почтовой торговли и др.
2. В сфере персонала:
♦ новые системы мотивации труда: а) сдельные системы; б) доплаты и надбавки; в) премирование, из них специальные и индивидуальные виды премирования;
♦ меры повышения производительности труда, в том числе за счет эффективного использования основного и оборотного капитала, рационализации численности работников;
♦ применение нормативов и норм труда;
♦ наем высококвалифицированных работников;
♦ применение должностных инструкций;
♦ развитие персонала, в том числе его обучение;
♦ меры по соблюдению трудового законодательства;
♦ создание атмосферы делового сотрудничества администрации и профсоюзов; обязательное выполнение всех пунктов трудовых соглашений и договоров;
♦ укрепление трудовой дисциплины;
♦ снижение потерь рабочего времени.
3. В сфере менеджмента:
♦ применение схем управления, адекватных условиям деятельности;
♦ планирование карьеры сотрудников;
♦ организация объединений объектов хозяйствования;
♦ диверсификация деятельности, в том числе внедрение новых видов бизнеса;
♦ развитие культуры объекта хозяйствования.
4. В сфере оборотного капитала:
♦ ускорение оборачиваемости капитала в пределах нормы;
♦ нормирование элементов капитала;
♦ меры нормализации производственных и торговых запасов;
♦ ускорение сроков доставки сырья, продукции и товаров;
♦ уменьшение дебиторской задолженности;
♦ увеличение доли собственного капитала;
♦ использование капитала партнеров по бизнесу;
♦ поиск кредитов на льготных условиях.
5. В сфере маркетинга, в том числе сбыта:
♦ снижение звенности товародвижения;
♦ стимулирование сбыта; использование инструментов маркетинга;
♦ поиск новых выгодных поставщиков;
♦ совершенствование системы хозяйственных связей;
♦ новые формы обслуживания;
♦ расширение спектра платных услуг;
♦ контроль за качеством продукции (товаров);
♦ рекламная кампания;
♦ дизайн товара и его упаковки;
♦ новые формы коммерции (мерчандайзинг, бонификация, брэндинг, паблик рилейшнз, директ-мейл, паблисити, торговые конкурсы, презентации, использование образцов товаров, купонов, зачетных талонов и др.).
6. В сфере рационализации издержек производства и обращения:
♦ режим экономии, в том числе жесткий контроль за расходованием средств;
♦ рациональное расходование средств, направляемых на статьи, связанные с повышением качества продукции и обслуживания;
♦ внедрение дешевой распределительной системы;
♦ ликвидация потерь от бесхозяйственности и расточительства;
♦ рационализация расходов; на транспорт, тару, упаковку, содержание помещений и др.;
♦ снижение материалоемкости продукции; исследование каждого вида затрат, по которым имеются неоправданный рост или перерасход.
Разработка мер выполнения плана включает также задания исполнителям — работникам подразделений и служб, специалистам. Б таких заданиях указываются основные подцели, т. е. задачи для исполнителей. Эти задачи рекомендуется излагать кратко, без детализации, что позволит в дальнейшем исполнителю самостоятельно определить необходимые конкретные действия сообразно обстановке и складывающимся обстоятельствам. Такой подход в сочетании с соответствующей мотивацией труда исполнителя плана повышает степень его самостоятельности, ответственности и творчества при выполнении задания. Эта самостоятельность должна быть лишь в определенных пределах, не превышающих должностные полномочия исполнителя плана.
Меры выполнения плана должны включать сроки исполнения. Это целесообразно делать посредством составления календарного плана, разработки сетевого графика или "дерева целей''. Такой подход упорядочивает время начала и окончания работ, последовательность их выполнения, включает резервы времени, а также усиливает возможности мониторинга со стороны руководства.
Разработка мер выполнения плана, увязанная по исполнителям, определяет синергию объекта хозяйствования, т. е. сотрудничество между различными фирмами или подразделениями (службами) одной фирмы. Благодаря синергии создается продуманная взаимосвязь и зависимость исполнителей разного уровня и видов деятельности.
Меры выполнения плана включают смету расходов. Она может разрабатываться: а) для отдельных структурных подразделений; б) в целом по фирме на блок заданий плана, в)'для отдельного исполнителя плана; г) на отдельное задание плана. Обязательна разработка общей по фирме сметы расходов на весь план. Конкретизация расходов сметы не должна мешать определенной степени свободы исполнителей плана при выполнении его заданий. Однако форма отчета об использовании средств должна позволять контролировать направления и размеры их расходования.
Таким образом, классификация планов подчиняется задачам их систематизации по типовым признакам. Установление сходства и различий между видами планов благодаря их классификации позволяет лучше понять природу планирования. Однако в силу многообразия жизненных условий любая научная классификация несет в себе элемент условности. Главным в плане является не его соответствие классификации, а востребованность жизнью.
1.4 Организация планирования
При организации планировании составляющими ее элементами являются:
- порядок и последовательность разработки плана;
- система информации;
- исполнители.
Различают организацию планирования: а) на государственном уровне (страны, региона, отрасли); б) внутрифирменную.
В России организация планирования на государственном уровне отражает традиции советской школы экономической мысли, а также зарубежный опыт. Однако говорить о сложившейся государственной системе планирования в России еще рано. Ее становление и развитие во многом будут определяться практикой организации планирования на уровне предприятий.
Внутрифирменное планирование является составной частью системы управления объектом хозяйствования. Предприятие как первичное звено экономики полностью самостоятельно в разработке своих планов, Рассмотрим первый элемент организации планирования – порядок и последовательность разработки плана фирмы. Он осуществляется в несколько этапов:
1) обоснование целей деятельности;
2) сбор информации;
3) проведение экономического анализа;
4) составление прогнозов и планов;
5) утверждение и доведение планов до исполнителей;
6) выполнение плана исполнителями;
7) мониторинг плана.
Приведенная последовательность разработки планов является примерной.
Планирование начинается с выбора приоритетов в развитии. Выбор полностью зависит от решения высшего руководства, которое определяет основные цели деятельности на будущее.
В работе по сбору информации в планировании основным является преимущественное использование информации внешней среды хозяйствования.
Экономический анализ как оценка информации о прошлом и настоящем для определения будущего в силу своего большого значения рассматривается как самостоятельный элемент экономической работы. Анализ считается обязательным начальным этапом планирования и включает: экономические расчеты; выявление позитива в деятельности; выявление негатива в деятельности, в том числе изучение факторов его появления; оценку деятельности; разработку рекомендаций по улучшению деятельности.
Особое значение в условиях конкуренции приобретает SWOT-анализ, название которого произошло по первым буквам английских слов: "мощь", "слабость", "возможности", "угрозы".
К основным методам экономического анализа относятся: сравнение; группировка; индексный; цепной подстановки; графический; балансовый; корреляционный; регрессионный; факторный; маржинальный; дисперсионный; морфологический; дельфийский; экспертных оценок; предельный; генетический; теории игр; теории массового обслуживания и др.
Следующий этап организации планирования — составление планов. Он включает многочисленные расчеты, теоретическая сущность которых изучается различными дисциплинами, а методология обоснований — данным курсом.
Процесс утверждения плановых показателей предусматривает предварительное обсуждение проекта плана заинтересованными службами фирмы, а затем и ее высшим руководством. Утверждение официальных планов фиксируется документально протоколом, приказом или распоряжением. После утверждения планы доводятся до исполнителей: структурных подразделений, отделов, служб и отдельных работников. Начинается работа по их выполнению, в которой весьма заметную роль играют менеджеры. Ход выполнения планов контролируется, во-первых, по расходованию средств, во-вторых, по времени выполнения, в-третьих, с точки зрения экономического эффекта.
Кроме официальных планов в работе фирмы применяется множество таких планов, которые больше напоминают управленческие решения. Чаще они бывают тактического характера. Предприниматели, менеджеры и другие специалисты фирмы ежедневно принимают множество конкретных решений, направленных на достижение утвержденных целей и подцелей. Планирование текущих действий также основывается на общей методологии планирования. Так, процесс принятия решения базируется на необходимости выбора одного варианта из всех имеющихся альтернатив с учетом ограниченных возможностей и целевых устремлений.
Сложной дилеммой в теории планирования является противопоставление требований адекватности и стабильности плана. С одной стороны, разработка плана должна быть направлена на непрерывное его приспособление к изменяющимся условиям деятельности фирмы, но с другой — план должен быть стабильным хотя бы некоторое время, чтобы действительно служить ориентиром в работе. Реальное претворение такого парадокса заключается в поиске компромисса путем:
1) корректировки плана (постоянно либо эпизодически, по мере накопления его оперативных изменений). Но и первоначальный и скорректированный планы должны иметь неизменные параметры-критерии, позволяющие оценить степень достижения конечных целей деятельности;
2) построения системы стимулирования труда работников за достижение: конечных целей, либо подцелей деятельности, либо промежуточных результатов.
Качество планирования во многом определяется уровнем подготовленности работников фирмы, который определяется:
♦ теоретической подготовкой;
♦ уровнем их интеллектуального развития, в том числе миропониманием;
♦ опытом и квалификацией;
♦ пониманием того, что план — это система сознательно принимаемых решений, требующих соответствующих действий;
♦ умением предвидеть последствия принимаемых мер;
♦ способностью видеть главное, абстрагируясь от второстепенного и несущественного;
♦ умением найти оптимальное соотношение внешнего и внутреннего в условиях бизнеса.
Основные плановые обоснования, как и раньше, выполняют экономисты. Но чтобы план отражал весь комплекс задач и проблем хозяйствования, к его разработке привлекаются работники других служб и отделов фирмы сообразно вопросам своей компетенции. Так, работники экономического отдела при осуществлении плановых расчетов тесно сотрудничают:
♦ с руководством фирмы — по общим целям стратегии развития и организационным вопросам;
♦ с отделами маркетинга и сбыта — по вопросам сбыта;
♦ с бухгалтерией — по вопросам учета и отчетности;
♦ с финансовым отделом — по вопросам финансирования;
♦ с отделами снабжения и транспорта — по вопросам снабжения и доставки сырья;
♦ с отделом главного инженера, технологическим и производственным отделами — по вопросам производственного характера;
♦ с отделом кадров, труда и заработной платы — по вопросам персонала и др.
Безусловно, в условиях рынка основная ответственность в планировании возлагается на экономистов-менеджеров. Если задачей экономистов является экономическое обоснование плановых показателей, то в задачу менеджеров входит интерпретация этих показателей конкретными действиями коммерческого, технологического, кадрового и иного характера. Высшее руководство фирмы совместно с менеджерами выбирает цели деятельности и разрабатывает соответствующую стратегию развития. Экономическая обработка выбранных целей детализируется экономистами, которые обосновывают ее экономическими категориями. Однако выбор ключевых действий по достижению плановых целей — это функция менеджеров. Они ежедневно занимаются вопросами планирования, участвуют в разработке многих видов планов фирмы, определяют ее стратегию, политику сфер деятельности, бизнес-планы и т. д. Прогнозирование, программирование, календарное планирование — все это особые инструменты, используемые менеджерами в своей работе. Поэтому в настоящее время возрастает значение профессии экономиста-менеджера, она становится особенно востребованной.
Работники экономического отдела выполняют следующие основные функции:
♦ составление статистической отчетности;
♦ изучение состояния внешней среды хозяйствования;
♦ проведение экономического анализа деятельности фирмы;
♦ расчеты прогнозов и планов, доведение их до исполнителей;
♦ определение экономического эффекта отдельных управленческих решений;
♦ участие в экономическом образовании работников фирмы;
♦ консультации руководства фирмы по экономическим вопросам;
♦ подготовка справок и обзоров по экономическим вопросам;
♦ рассмотрение соответствующих жалоб и предложений.
Таким образом, элементами организации планирования являются порядок и последовательность разработки плана, система информации и исполнители. Качество планирования во многом определяется уровнем подготовленности работников фирмы. В планировании возрастает роль тех специалистов, которые непосредственно руководят осуществлением планов. В условиях рыночной экономики к экономическим работникам предъявляются новые требования, связанные с необходимостью увидеть в потоке информации определенные тенденции и закономерности, обосновать правильный путь выхода из сложного положения.
Тема 2. Бизнес- планирование фирмы
2.1 Сущность и роль бизнес - плана
В последние годы в России значительную популярность приобрело бизнес-планирование.
Бизнес-план представляет собой краткое, точное и понятное описание предполагаемого бизнеса (сделки). Такой план позволяет выбрать из большого количества различных ситуаций наиболее перспективные и определить средства их достижения. Основной целью его разработки является привлечение потенциальных партнеров к бизнесу: он составляется для получения кредита или привлечения инвесторов и спонсоров к предполагаемому направлению деятельности фирмы. Другими целями разработки бизнес-плана являются:
♦ планирование деятельности фирмы в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов;
♦ выявление степени реальности достижения намеченных результатов;
♦ доказательство целесообразности реорганизации действующей фирмы или создания новой.
Бизнес-план представляет собой документ, в котором формируются задачи деятельности фирмы, дается их обоснование, определяются пути достижения, необходимые средства и конечные финансовые показатели работы.
Бизнес-план может использоваться: а) для получения кредита; б) при приватизации; в) для привлечения инвесторов; г) при выходе на новые рынки; д) при перепрофилировании фирмы; е) по новым проектам (инновациям).
Бизнес-план помогает фирме решить следующие основные задачи:
- определить конкретные направления деятельности фирмы, целевые рынки и место фирмы на этих рынках;
- выбрать товар (услугу), которая будет предложена фирмой потребителям и оценить необходимые для этого расходы;
- сформулировать задачи по производству и реализации товара (услуги), необходимые действия по их достижению; определить лиц, ответственных за реализацию этих действий;
- выявить соответствие имеющегося у фирмы персонала и применяемой системы мотивации труда предъявляемым требованиям по достижению поставленных задач;
- определить состав маркетинговых мероприятий фирмы по продаже товара (предоставлению услуги);
- оценить финансовое положение фирмы и соответствие потенциальных ресурсов возможностям достижения поставленных задач;
- предусмотреть трудности, которые могут помешать практическому выполнению бизнес-плана.
Подготовка бизнес-плана происходит на основе определенных требований к его оформлению. Бизнес-план «как официальный документ оформляется в соответствии с имеющимися стандартами. Так, сейчас в нашей стране рекомендуется для составления бизнес-плана пользоваться российской проформой СП-11-101-95. Формат плана не имеет принципиального значения, так как все документы готовятся в общепринятой структуре UNIDO с последующим преобразованием проекта к конкретным требованиям инвестора или кредитора и с учетом нюансов его продвижения.
Бизнес-план характеризуется тем, что он:
1) отражает объективную оценку предпринимательства фирмы;
2) является инструментом проектно-инвестиционного решения, направленного на удовлетворение потребности рынка;
3) основан на коммерческом аспекте деятельности;
4) включает анализ проблемы и способ ее решения;
5) служит для обоснования предполагаемого бизнеса и оценки результатов на определенный период времени. По этому может рассматриваться как мерило степени достижения успеха;
6) представляет собой документ, позволяющий "высветить" необходимый курс действий и управлять бизнесом;
7) в большинстве случаев используется как средство получения необходимых инвестиций, т.е. служит как бы "приманкой" для инвесторов и мощным инструментом финансирования бизнеса;
8) рассматривается как инструмент внутрифирменного управления и, соответственно, процесса планирования. Поэтому он является документом постоянно обновляемым, что делает фирму восприимчивой к разного рода нововведениям (технического, технологического, организационного и иного характера);
9) является хорошей рекламой для предстоящего бизнеса, так как создает деловую репутацию и выступает своеобразной визитной карточкой фирмы. Поэтому бизнес-план дожжен быть компактным, красиво оформленным и информационно наполненным;
10) демонстрирует готовность идти на риск, однако является своего рода документом, страхующим будущую сделку;
11) является инструментом самообучения, и его разработка — это непрерывный процесс познания и самопознания.
К основным причинам составления фирмой бизнес-плана относятся такие, как а) ознакомления потенциальных партнеров с замыслами предпринимателя; б) необходимость знания инвесторами и кредиторами объективной оценки делового предложения; в) цифровое обоснование эффективности бизнес - идеи. Основной вопрос составления бизнес-плана заключается в том, чтобы доказать целесообразность и экономическую эффективность предпринимательского проекта, для выполнения которого предприниматель пытается привлечь дополнительные средства. Бизнес-план помогает координировать деятельность партнерских фирм, организовывать совместное планирование развития ряда организаций, связанных кооперированием и изготовлением одного или нескольких взаимодополняющих продуктов.
Разработка бизнес-плана должна подчиняться следующим основополагающим принципам:
гибкости, что дает возможность постоянно адаптировать план к изменениям среды, в которой функционирует данная фирма;
непрерывности, что предполагает "скользящий" характер планирования;
коммуникативности, что определяет координацию и интеграцию усилий, т. е. в расчетах плана все должно быть взаимосвязано и взаимозависимо;
интерактивности, что означает творческий характер планирования и неоднократную проработку уже составленных разделов плана;
многовариантности, позволяющей выбрать наилучшую из альтернативных возможностей достижения поставленной цели;
участия, предусматривающего возможность вовлечения в процесс планирования всех участников будущей организации;
адекватности, т. е. отражения реальных проблем и самооценки в процессе планирования.
Для составления бизнес-плана привлекается обширная информация, затрагивающая широкий круг вопросов о рынке, состоянии отрасли, новых технологиях, оборудовании и др. Значительная часть информационного материала не входит в окончательный официальный вариант бизнес-плана, но заслуживает внимания при предварительной разработке его рабочего варианта, в который включают всю рабочую информацию, сгруппированную по разделам документа. Эти материалы могут иметь разнообразный характер (от описаний и формулировок идей до расчетов, оформленных в виде таблиц произвольного типа); они постоянно дополняются в процессе работы и используются при модернизации официального варианта бизнес-плана.
Информация, содержащаяся в бизнес-плане, в дальнейшем будет использоваться не только руководством фирмы, но и отдельными специалистами в их повседневной работе: бухгалтером, экономистом, менеджером, коммерсантом, юристом, финансистом и др.
Как правило, бизнес-план разрабатывается на несколько лет. Показатели первого года даются с разбивкой по кварталам (возможно и месяцам). Годовой бизнес-план фирмы может уточняться и продлеваться на следующий год.
Ключевыми особенностями бизнес-планирования служат:
а) многоцелевая установка: осознание собственных целей, возможность выхода на уровни власти, обоснование потребности в инвестициях;
б) энциклопедичность изложения: на его основе и содержащихся в нем справочных сведений будут в дальнейшем приниматься все решения, связанные с данным бизнесом, без обращения к другим информационным источникам;
в) временной охват: он составляется обычно на срок от 2—3 лет до 5—7 лет. Основной материал плана за это время не должен устареть;
г) внеинфляционность: ключевые расчеты лучше вести в "твердой валюте";
д) реальность и полнота: у разработчиков должны быть и другие возможные варианты. Кроме того, могут быть "открытый" и "закрытый" проект бизнес-плана;
е) нетривиальность: присутствуют незатемненные выводы, прозрачные рекомендации, продуманный механизм исполнения;
ж) многоуровневость: краткое резюме и подробная аргументация деловых предложений;
з) доходчивость и обозримость: разделы плана содержательны, понятны в изложении специалистам и администраторам.
Таким образом, бизнес-план представляет собой краткое, точное и понятное описание предполагаемого бизнеса (сделки). Он позволяет выбрать из большого количества различных ситуаций наиболее перспективные и определить средства их достижения. Он составляется для привлечения потенциальных партнеров к бизнесу: получения кредита, привлечения инвесторов и спонсоров. В документе указывается обоснование предстоящей деятельности фирмы в соответствии с потребностями рынка при помощи необходимых экономических ресурсов.
2. 2 Методологические основы разработки бизнес-плана
Структура бизнес-плана может изменяться в зависимости от конкретных задач объекта бизнеса. Содержание конкретного бизнес-плана будет зависеть от специфики проекта с учетом: а) размера предприятия; б) характера проекта (расширение существующего или создание нового); в) отраслевая направленность проекта; г) условия финансирования (наличие потребности во внешних источниках и доли этих источников). Крупные проекты требуют большего объема предварительных разработок и сам "бизнес-план для них будет выглядеть более объемным, а небольшие организации обычно ограничиваются компактным по форме и содержанию документом.
Структура бизнес-плана, предназначенного для финансового оздоровления фирмы, отличается от структуры бизнес-плана, предназначенного для привлечения новых инвесторов. Так, распоряжением Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) (05.12.1994 № 98-р) "Об утверждении типовой формы плана финансового оздоровления (бизнес-плана), порядка его согласования и методических рекомендаций по разработке планов финансового оздоровления" рекомендуется составлять бизнес-план по предложенной форме. Так называемые малые предприятия предпочитают традиционно использовать для составления бизнес-плана упрощенную его структуру. Крупные компании предпочитают составлять бизнес-план по более сложной схеме.
Рассмотрим подробнее методологические основы разработки разделов бизнес-плана фирмы по ключевым вопросам его составления.
I. Титульный лист. Назначение раздела - дать представление о проекте. На его основе потенциальный инвестор может сразу определить, представляет ли для него
интерес участие в проекте. Обычно титульный лист содержит следующие данные:
♦ полное название фирмы;
♦ сведения о владельцах или учредителях;
♦ краткую характеристику сути предлагаемого проекта (считается достаточным ограниченный объем раздела, состоящий из нескольких фраз о товаре или услуге, которые должны производиться или оказываться, о круге обслуживаемых потребителей и способах реализации продукции);
♦ общая стоимость проекта, потребность во внешних источниках финансирования и предлагаемые его способы (паевые взносы, эмиссия акций, кредиты);
♦ указания на конфиденциальный характер данного документа, положения которого не подлежат огласке, поскольку являются коммерческой тайной и авторским правом разработчиков.
II. Вводная часть (резюме). Цель раздела — дать сжатый (1—4 страницы) обзор делового предложения, способного привлечь внимание инвестора и стимулировать его к дальнейшему рассмотрению плана.
Здесь указываются важнейшие характеристики проекта, ожидаемые финансовые результаты, прогнозируемые объемы продаж на 2—3 года, необходимый объем инвестиций, затраты на производство, предполагаемый уровень рентабельности и срок окупаемости проекта. Обычно на основе резюме кредитор принимает решение о целесообразности чтения всего документа.
Особое внимание в разделе уделяется описанию: возможностей для бизнеса, их привлекательности, важности для фирмы и региона, необходимых финансовых ресурсов, возможного срока возврата заемных средств, ожидаемой прибыли и ее распределения.
III. Анализ положения дел в отрасли. В разделе приводится доказательство высокой степени обоснованности проекта на основе результатов комплексных маркетинговых исследований по следующим показателям:
♦ динамика продаж: в отрасли за ряд предшествующих лет и прогнозируемые темпы их роста;
♦ тенденция ценообразования (уровень цен и их динамика, основные ценообразующие факторы, реакция потребителей на изменение цен);
♦ всесторонняя характеристика конкурентов (выделение наиболее крупных из них, определение их сильных и слабых сторон, оценка возможных стратегий
их развития и связанного с этим изменения роли на рынке);
♦ характеристика потребителей (их описание, выделение основных сегментов, насыщенность, факторы потребительского предпочтения, отношения к раз-
личным торговым маркам);
♦ определение перспективных рыночных возможностей (выявление свободных "ниш" на рынке, определение стратегии действий по их завоеванию) и т.д.
IV. Сущность проекта. В этом разделе излагается основная идея предполагаемого бизнеса. После знакомства с ней у инвестора должно сформироваться четкое представление о направлениях деятельности по достижению определенной цели, о готовности фирмы к реализации проекта, а также о необходимом для этого объеме средств. В разделе обычно отражаются:
♦ основные цели, которые ставит перед собой предприниматель (создание нового дела, выпуск на рынок нового товара, выход на новые рынки, расширение доли на рынке);
♦ определение и характеристика потенциальных потребностей, описание возможных ключевых факторов успеха;
♦ подробное описание изделия, соответствия его параметров требованиям выбранного сегмента рынка;
♦ стадия разработки, патентная чистота и защита товара;
♦ характеристика фирмы (ее описание, степень готовности к осуществлению проекта, преимущества и недостатки по отношению к основным конкурентам, местонахождение и его выгодность);
♦ общая стоимость проекта, включающая размеры и график инвестиций, первоначальные расходы по ведению маркетинговых исследований и организации управления.
Для потенциальных инвесторов этот раздел бизнес-плана необходим, чтобы окончательно убедиться во всесторонней подготовленности проекта.
V. План маркетинга. В разделе в четкой форме определяются задачи по всем элементам комплекса маркетинга с указанием, что должно быть сделано, кем, когда и какие для этого требуются средства.
Маркетинговый план содержит полную информацию о формах и методах внедрения товара на рынок, ценовой и сбытовой стратегии фирмы в каждом рыночном сегменте (при сегментировании рынка), методах стимулирования сбыта и товарной политике. Раздел составляется на основе маркетинговой программы фирмы, подлежит обязательной корректировке и ежегодно предоставляется инвестору.
Раздел должен включать план мероприятий по достижению намечаемого объема продаж и получению намечаемой прибыли путем удовлетворения рыночных потребностей. При разработке раздела должна быть соблюдена четкая маркетинговая ориентация на потребителя (знание его запросов, уникальности и адресности продукции, услуг, высококачественный сервис, доступная цена, своевременность поставок, надежность, стабильность и т. п.).
VI. Производственный план. Раздел содержит перечень задач, которые возникают в сфере производственного предпринимательства, и способы их решения. Поэтому он составляется только теми фирмами, которые имеют производство. При разработке освещаются следующие составляющие:
♦ производственные мощности (общая потребность и структура, необходимая для реализации производственной программы, наличие, необходимость в модернизации мощностей, сроки введения, объем инвестиций); весь технологический процесс с выделением охватываемой проектом части, а также операций, поручаемых субподрядчику (наименование фирмы, место расположения, адрес, обоснование их выбора, условия сотрудничества);
♦ объемы производства и реализации продукции, которые основаны на сопоставлении результатов маркетинговых исследований, в частности, по сбыту, с
производственными возможностями предприятия. Объем производства в номенклатурном разрезе прогнозируется по периодам: первый год — по кварталам (месяцам); второй год — по полугодиям (кварталам); последующие годы — в целом за год;
♦ оборудование (потребности в конкретных видах нового или модернизация существующего, возможные поставщики и условия поставки, наличие контактов с ними и обоснование окончательного выбора, расходы на приобретение и монтаж);
♦ сырье, материалы (потребности в конкретных видах, возможные поставщики и условия поставки, наличие контактов с ними и обоснование окончательного выбора);
♦ расчет средств на оплату труда (исходя из потребности в персонале и рабочей силе);
♦ производственные площади (потребности и степень их удовлетворения, условия расширения, необходимые вложения);
♦ расчет издержек производства и себестоимости производимой продукции (к разделу прилагаются калькуляции выпускаемой продукции и расчет затрат по
всем статьям сметы затрат на производство).
VII. Организационный план. Раздел дает подробное представление инвестору о фирме и ее менеджменте. В разделе указываются:
♦ правовое положение фирмы;
♦ основные держатели акций, размер уставного капитала, количество простых и привилегированных акций (если организация создана в виде АО);
♦ имена, адреса, послужные списки и опыт работы членов совета ди