Ректором Калининградского

УТВЕРЖДЕНО

Калининград, 2007


государственного технического

университета «____» _________2007 г.

АВТОР – Даниленков В.Л., к.э.н., доцент кафедры экономики и предпринимательства Калининградского государственного технического университета

Учебно-методическое пособие рассмотрено и одобрено кафедрой экономики и предпринимательства Калининградского государственного технического университета «___» _____________2007 г.

Рецензент – кафедра экономики и предпринимательства Калининградского государственного технического университета

Содержание

Введение

Тема 1. Концепция планирования

1.1 Сущность планирования

1.2 Классификация планов

1.3 Методология планирования

1.4 Организация планирования

Тема 2. Бизнес- планирование фирмы

2.1 Сущность и роль бизнес - плана

2.2 Методологические основы разработки бизнес-плана

2.3 Типы бизнес-планов и практика их применения

Тема 3. Разработка бизнес-плана

3.1 Процесс бизнес – планирования

3.2 Последовательность разработки бизнес-плана

Тема 4. Оценка эффективности бизнес-плана и рисков инвестирования

4.1 Классификация инвестиций и их источников

4.2 Целевые ориентиры участников инвестирования и типы инвесторов

4.3 Целевые ориентиры участников инвестирования и типы инвесторов

4.4 Оценка рисков инвестирования

Тема 5. Аудит бизнес-плана инвесторами и принятие решения об инвестировании

5.1 Аудит бизнес-плана инвесторами

5.2 Принятие решения об инвестировании проекта

Тема 6. Продвижение бизнес-плана как условие его эффективной реализации

6.1 Презентация бизнес-плана как способ поиска партнеров-инвесторов

6.2 Переговоры как начало деловых отношений с будущими партнерами-инвесторами

6.3 Особенности переговоров по внешнеэкономической деятельности

6.4 Реклама бизнес-плана

Тема 7. Реализация бизнес-плана

7.1 Содержание работ по реализации бизнес-плана

7.2 Стадии реализации бизнес-плана

7.3 Управление реализацией бизнес-плана по результатам

7.4 Контроль и систематическое перепланирование

Приложения

Тема 1. Концепция планирования

1.1 Сущность планирования

Среди предпринимателей редко можно встретить че­ловека, который пассивно наблюдает за происходящими со­бытиями. Любой собственник стремится реализовывать свои личные интересы посредством использования потребностей других людей. А это требует осознания целей деятельности и волевых усилий по их достижению. Поэтому на уровне субъекта хозяйствования процесс прогнозирования органич­но трансформируется в процесс планирования, при кото­ром к пониманию объективных условий жизни добавляются субъективные факторы, отражающие интересы предпри­нимательства. Рациональное достижение субъективных факторов в бизнесе претворяется посредством планов.

План- это рабочий инструмент достижения постав­ленной цели _субъектом предпринимательства, созданный на основе конъюнктурного прогноза среды хозяйствова­ния и расписанный по исполнителям, времени и средствам.

Приведенное определение плана содержит следующие ключевые слова:

"инструмент" — означает, что план не самоцель, а средство достижения цели. Арсенал средств достижения цели может включать экономические, психологические, коммерческие, организационные, кадровые, технологические и иные действия. Средства достижения цели могут менять­ся, и в этом заключается смысл понятия "рабочий инстру­мент", когда в механизме планирования предусматривается постоянная возможность уточнить используемые сред­ства, если это потребуют цель и изменившиеся условия бизнеса. Такой подход означает доминанту адаптации плана над его стабильностью;

"достижения поставленной цели" — определяет удов­летворение личных и коллективных интересов работников объекта хозяйствования. Цель — как желаемый результат, как центр стремлений в плане — должна осуществляться точно к намеченному cpoкy;

"на основе конъюнктурного прогноза" — означает, что в основе субъективных действий исполнителей плана нахо­дится их понимание объективных закономерностей суще­ствования хозяйственной среды и ее использование: знание механизма рынка, в том числе по рынку своего товара, и разработка прогноза как предварительной части планиро­вания;

"расписанный по исполнителям, времени и средст­вам" — означает, что план действий обязательно должен быть обеспечен ресурсами: временными и пространственны­ми, т. е. должен быть обеспечен по срокам исполнения мате­риальными, трудовыми, финансовыми и интеллектуальны­ми средствами. Без такого обеспечения план превращается в фантазию, но никак не в реально достижимое событие.

На основании приведенного определения плана можно дать определение основной цели и основной задачи плани­рования. Основной целью плана является реализованное со­бытие. Основной задачей планирования является выбор во­левых ответственных действий в условиях имеющихся ре­сурсных ограничений, сбалансированных по исполнителям, времени, ресурсам.

Основные характеристики плана:

♦ волевое и активное воздействие на будущее;

♦ отражение субъективного представления о будущем;

♦ является разновидностью управленческой деятельности;

♦ является дешифратором целевых установок;

♦ может использоваться для достижения любых целей, в том числе неправых или справедливых в понятиях отдельной группы людей;

♦ представляет собой числовую модель будущего раз­вития;

♦ предполагает ответственность за осуществление бу­дущего;

♦ отражает учет условий внешней среды хозяйствова­ния, в том числе конъюнктуру рынка;

♦ учитывает возможности внутренней среды хозяйствования, в том числе имеющиеся ресурсы;

♦ должен быть реальным, т. е. выполнимым;

♦ определяет представление о рациональном соотношении внешнего и внутреннего для субъекта хозяйствования;

♦ определяет порядок поведения для достижения лучших условий существования;

♦ является мотивированной схемой действий на будущее;

♦ является первопричиной мотивации персонала и оцен­ки его работы;

♦ должен иметь резервы для форс-мажорных обстоятельств;

♦ может предусматривать меры ответственности для исполнителей;

♦ должен отражать интересы всех структурных подразделений фирмы;

♦ оформляется документально в письменной форме;
♦ является внутренним документом фирмы;

♦ может использоваться для установления контактов с партнерами и инвесторами, для чего обычно исполь­зуется сокращенный вариант плана;

♦ утверждается руководством фирмы;

♦ должен быть достаточно стабильным по времени;

♦ должен иметь возможности корректировок и адапта­ции к новым условиям работы.

Планирование - процесс экономического обосно­вания paционального поведения субъекта хозяйствования для достижения своих целей. Планирование представляет собой процесс формирования целей, определения приори­тетов, средств и методов достижения. Оно зачастую рас­сматривается как завершающий этап прогнозирования, в процессе которого принимаются решения на основе выбо­ра тех или иных альтернатив развития.

Планирование имеет как преимущества, так и недо­статки.

Преимущества планирования:

♦ стремление решить задачу рационально и с мень­шими затратами;

♦ обдуманная подготовка к использованию будущих пре­имуществ среды хозяйствования;

♦ улучшение координации действий исполнителей;

♦ усиление коллективных возможностей приложения сил за счет совместных действий заинтересованных лиц;

♦ более рациональное использование ограниченных ре­сурсов;

♦ возможность контроля за событиями и определение проблем в деятельности.

Недостатки планирования:

♦ невозможность отразить в плане все многообразие жизненных условий, особенно в сложно организованных системах;

♦ стабильность принятого решения, что может обер­нуться убытком при динамичных обстоятельствах бизнеса;

♦ необходимость ресурсов (времени и средств) для раз­работки плана.

Зарубежные специалисты по планированию так выс­казывают свое отношение к разработке плана:

1) успех приносит долговременный опыт планирования, (как правило, более 2 лет);

2) для предпринимателя крупные успехи чаще всего являются следствием не планирования, а удачи, его дело­вых и творческих способностей;

3) планирование скорее создает преимущества в дея­тельности, чем приносит отрицательный эффект.

План нельзя считать панацеей от всех бед. Его применение имеет ряд ограничений, которые обус­ловлены:

♦ неопределенностью, многомерностью и стохастичностью среды хозяйствования. Поэтому для исполнителя так важны: во-первых, поиск дополнительной достоверной
(в том числе новой) информации и, во-вторых, прогноз и определение степени его вероятности;

♦ несовершенством законодательной базы страны;

♦ ограничениями по ресурсам;

♦ проблемами этического свойства, если в обществе не сформированы устои предпринимательской этики и отсутствует культура бизнеса.

Кроме того, возможно искажение роли планирования по следующим причинам:

♦ авторитарность руководства фирмы;

♦ субъективизм взглядов исполнителей;
♦ неточная и неполная информация;

♦ форс-мажорные обстоятельства;

♦ отсутствие финансового обеспечения действий ис­полнителей;

♦ ошибки в экономических расчетах.

План деятельности должен быть выражен в письмен­ной форме. Собственно, возможен мысленный и устный план, как контур будущего. Но если план одного человека может быть у него в голове, то план нескольких лиц должен иметь вербальную форму, выраженную письменно, что необхо­димо для его лучшего понимания исполнителями. Кроме того, такой план в дальнейшем легче проконтролировать.

Поэтому с точки зрения удобства использования мож­но говорить о форме плана в виде:

►набора обязательных документов;

►структуры, отражающей внутреннюю логику пост­роения;

►перечня исполнителей с указанием их дифференцированных задач;

►перечня необходимых действий по осуществлению предусмотренных задач;

►сроков исполнения, указанных в соответствии с последовательностью необходимых действий;

►сметы расходов;

►расчета экономического эффекта как числового выражения поставленных задач.

В современной практике внутрифирменного планиро­вания имеются свои особенности. К ним относятся:

♦ дифференциация функций планирования;

♦ повышение сложности плана;

♦ учет требований маркетинга;

♦ значительный объем элементов перераспределения ресурсов.

Критерием эффективности внутрифирменного пла­нирования выступает степень использования плана в ре­альной хозяйственной жизни как руководства к действию, степень соответствия плана реальным условиям. Поэтому в настоящее время планирование фирмы представляет со­бой непрерывный процесс, направленный на адаптацию вре­менных решений, относящихся к будущему, с учетом по­стоянного обновления информации о состоянии дел фирмы и условиях ее деятельности.

В рыночной экономике адаптация плана стала основной проблемой планирования. Она зависит от выбора момента принятия планового решения. Затягивание этого момента ради сбора и учета полной информации может привести к замедлению и потере времени. Поэтому необходим выбор времени принятия планового решения, а затем разработка процесса его адаптации с учетом вновь поступающей ин­формации.

Таким образом, план — не цель, а возможное средство достижения цели. Это средство помогает улучшить будущее. Его действенность определяется объективным пониманием жизни и субъективными управленческими решениями, которые должны стать действиями по саморегуляции объекта хозяйствования ради достижения выбранных целей жизнедеятельности.

1.2 Классификация планов

В деятельности субъекта хозяйствования используют­ся различные планы. Их классификация подчиняется зада­чам систематизации по типовым признакам, что позволяет определить место каждого из них и обозначить роль со­гласно предназначению. Установление сходства и различий между видами планов благодаря их классификации позво­ляет лучше понять природу планирования.

Планы классифицируются следующим образом.

1. По времени:

♦ долгосрочные (на 10—25 лет);

♦ среднесрочные (на 3—10 лет);

♦ краткосрочные (на 1—3 года);

♦ текущие (на 1 год, в том числе сезонные);

♦ оперативные (до 1 года).

2. По объектам хозяйствования:

♦ государственные, в том числе региональные, республиканские, областные и муниципальные;

♦ внутрифирменные.

В настоящее время правительства многих экономичес­ки развитых стран мира применяют планы в управлении общественно-экономическим развитием. Составляются планы в США, Японии. Франции, Великобритании, Германии, Канаде, а сейчас — и в ЕС. Кроме того, существует боль­шая группа разновидностей региональных планов, в том чис­ле местных. В государственном планировании особое место занимают программы социально-экономического развития.

Внутрифирменное планирование означает разработку планов внутри отдельной фирмы, в том числе по ее пред­приятиям. План такого уровня отличается от государствен­ного большей детерминированностью, обязательностью, ма­невренностью и нацеленностью на экономический результат.

3. По степени определения параметров:

♦ детерминированные (с четко определенными параметрами);

♦ вероятностные (с нечеткими параметрами).

4. По признаку временной ориентации:

♦ реактивные, т. е. ориентированные на закрепление достижений прошлого;

♦ инактивные, т. е. инертные по планируемым действиям;

♦ преактивные, т. е. с высоким уровнем активности, направленным на существенное преобразование дей­ствительности.

5. По назначению:

♦ директивные, обязательные для выполнения;

♦ индикативные, т. е. рекомендательные для выполнения. Как уже отмечалось, на уровне фирмы прини­маются в основном директивные планы, а на уровне государства — индикативные. Но есть и исключения, например, бюджетные или налоговые планы страны.

6. По масштабности целей:

♦ стратегические, предусматривающие глобальные цели;

♦ бизнес-планы, т. е. ориентированные на достижение отдельной сделки, операции или применительно к предприятию малого бизнеса, ориентированные на небольшой срок.

7. По конкретной установке:

♦ функциональные, предназначенные для внедрения управленческих решений в сфере деятельности фирмы, выполняющей определенную функцию. Эти пла­ны играют особую роль в управлении, поэтому есть смысл выделить их в отдельную классификацию;

♦ единовременные, создаются с внедрением какого-либо проекта или программы и выполняют вспомогатель­ную роль во внедрении общей стратегии. Единовре­менные планы могут быть: программными и проект­ными. Программный план создается с целью координации различных видов деятельности при реализации сложной программы. Проектный план может быть частью программного плана и применяется для кон­троля за менее сложными процессами, например, план размещения дистрибьютерской сети, проект рекламной кампании;

♦ стабильные, т. е. содержащие разработку конкрет­ных указаний для регулярно повторяющихся опера­ций типичного характера. Они представляют собой свод правил, инструкций и рекомендаций по осуще­ствлению стандартных видов деятельности. К ним можно отнести инструкции, правила и рекомендации.

8. По функциям деятельности — это так называемые функциональные планы:

♦ маркетинга, в том числе сбыта;

♦ прибыли и рентабельности;

♦ инвестиций;

♦ издержек производства и обращения;

♦ персонала;

♦ доходов;

♦ финансов и др.

9. По отношению к действительности:

♦ основные, т. е. официально принятые руководством;

♦ вероятностные {случайные), представляют собой альтернативный курс действий, который будет предпринят в случае наступления непредвиденного события (событий), не предусмотренного основным планом. Он бывает необходим фирмам, работающим в сложной и динамичной внешней среде. Осуществление плана обычно поручается специальной "кризисной" коман­де, которая начинает свою работу лишь в случае наступления критической ситуации.

Любая научная классификация несет в себе элемент ус­ловности. В реальной действительности отдельное явление бывает трудно классифицировать из-за размытых границ его признаков. С точки зрения практичес­кого применения важна не чистота научной классификации плана, а его действительная польза как средства достиже­ния искомых результатов.

В современной практике планирования используются различные планы. В последние годы наибольшую популяр­ность приобрели индикативные и стратегические планы, а также бизнес – планы.

1.3 Методология планирования

Процесс планирования осуществляется по своим внут­ренним законам согласно логике обоснования показателя, т. е. в соответствии с методологией планирования. Методо­логия планирования — это учение о совокупности основ­ных принципов, методов, о системе применяемых показа­телей, мер (и действий), необходимых для выполнения пла­на, а также его мониторинга. Методология планирования как научная рекомендация по осуществлению процесса планирования не является раз и навсегда данной, незыблемой. Она может совершенствоваться с появлением новых знаний в области экономики и планирования.

Рассмотрим элементы методологии планирования. Прежде всего, раскроем содержание основных принципов планирования. К ним относятся:

1. Принцип единства, т. е. холизма, означает, что используемые в планировании показатели надо обосновывать в их единстве, с учетом теоретической и практической взаимозависимости. Разработка плановых показателей должна осуществляться в направлении единого вектора цели. Со­блюдение принципа требует координации и интеграции дей­ствий служб и подразделений системы, отражаемых в со­ответствующих плановых показателях. Плановое измене­ние показателя-фактора обязательно вызывает плановое изменение зависимого показателя деятельности.

2. Принцип непрерывности определяет процесс плани­рования как непрерывный, когда на смену одному выпол­ненному плану приходит другой новый план, а на смену второму — третий и т. д. Принцип касается прежде всего планов различного периода: краткосрочный план является частью среднесрочного, а среднесрочный — долгосрочного. Такое понимание включает и связь планирования с прогнозированием, когда план есть производная от прогноза. Прин­цип также определяет кругооборот и последовательность этапов планирования. Однако их последовательность важна лишь для разработки отдельного показателя и календарно­го периода. Этапы планирования показателей разных пла­нов в одной системе могут осуществляться как одновремен­но, так и различаясь по времени.

3. Принцип гибкости означает способность плана ме­нять свою направленность при изменившихся условиях де­ятельности и иметь определенные резервы. Принцип дик­тует наличие механизма изменения плановых величин, т. е. их возможную корректировку для адаптации к изменившимся обстоятельствам бизнеса. Кроме того, гибкость в планировании означает наличие определенных резервов или над­бавок на безопасность", которые должны амортизировать результаты работы при ухудшении условий деятельности.

4. Принцип точности требует обоснованности, детализации и конкретизации планового показателя. Обоснован­ность плана в числовом значении означает его соответствие имеющимся ресурсам, в том числе нормальным способнос­тям и трудозатратам исполнителей. Так называемый напря­женный план, превышающий эту норму, не оставляет ре­зервов на случай ухудшения обстоятельств, а так называе­мый заниженный план создает условия для необоснованного поощрения работников без должных усилий с их стороны. Необходимость детализации и конкретизации плана в долгосрочной перспективе выражена менее ярко, чем в крат­косрочном периоде. Действие данного принципа усиливает­ся по мере приближения времени плана.

5. Принцип участия означает, что в разработку плано­вых показателей должны включаться все специалисты объек­та хозяйствования, а при необходимости — специалисты из­вне и партнеры по бизнесу. В разработке планового документа обязательно участие будущих исполнителей. Это повышает степень их вовлеченности в процесс работы, формирует чувство сопричастности. В ходе такого участия спе­циалисты вносят свои идеи, предлагают свое видение реше­ний проблем, что обогащает и уточняет содержание плана, позволяя создать действительно нужный и реальный доку­мент, объединяющий в себе ракурс позиций структурных подразделений фирмы. В ходе такого участия создается сис­тема мер, в выполнении которой будут задействованы под­линные исполнители.

Второй существенный элемент методологии — это ме­тоды планирования. К основным методам планирования от­носятся: балансовый, опытно-статистический, нормативный, экономико-математический.

Каждый из указанных методов включает десятки, а то и сотни разновидностей, приемов и способов расчетов. Рассмотрим подробнее указанные методы планирования.

Балансовый метод планирования характеризуется уста­новлением материально-вещественных и стоимостных пропор­ций в показателях. Метод предполагает использование вза­имно уравновешивающихся расчетов (таблиц), в одной части которых указываются ресурсы, а в другой — направления их использования. Правильное определение ресурсов будет оз­начать обоснованное направление их использования соглас­но имеющимся потребностям. В планировании часто приме­няются такие балансы, как: а) натуральный (материальный); б)стоимостной; в) трудовой; г) межотраслевой и др. Так, план товарооборота фирмы обязательно требует расчета плана его товарного обеспечения, что осуществляется посредством балансового метода, а баланс денежных доходов и расходов населения региона — определения источников по­лучения ими средств и направлений их расходования, что также выполняется посредством балансового метода.

Опытно-статистический метод планирования харак­теризуется ориентацией на фактически достигнутые в про­шлом результаты, по экстраполяции которых определяет­ся план искомого показателя. Такой метод планирования является достаточно простым, но он имеет существенные недостатки: плановый показатель, рассчитанный таким образом, отражает сложившийся уровень работы с его недо­использованными резервами и погрешностями в прошлом.

Нормативный метод планирования (или метод тех­нико-экономических расчетов) использует нормативы и нор­мы. В экономике различают понятия "норматив" и "норма". Норматив — это научно обоснованная величина затрат, разработанная в централизованном порядке специальными научными учреждениями отрасли или государства. Нор­ма — это обоснованная величина затрат, разработанная фирмой. Считается, что более обоснованными являются нор­мативы, применение которых повышает точность и объек­тивность планового показателя. Однако они не всегда учи­тывают особенности конкретного региона или фирмы. В пла­нировании часто используются следующие нормативы и нормы: сырья, материалов, топлива, электроэнергии, тру­да, удельных капиталовложений, финансовых затрат на единицу продукции, амортизации, транспортных тарифов, ставок арендной платы, ставок процентов по займам, есте­ственной убыли, тарифов на электроэнергию, физиологи­ческие и рациональные нормативы потребления товаров, обеспеченности торговой и складской площадью, обеспечен­ности населения больничными койками, классной площади на ученика, количества зрительских мест на 1000 жителей и др.

Группа экономико-математических методов планирования характеризуется возможностями оптимизации плановых решений. Эти методы идентичны применяемым в про­гнозировании. Однако в процессе планирования они еще предусматривают эффект от определенных действий работников по достижению цели, в том числе: а) расчеты на отдельную трудовую операцию работника, что приведет к дополнительному изменению показателя под воздействием приме­няемых усилий; б) экстраполяцию результатов прошлых действий работников и др.

Сущность экономико-математических методов плани­рования состоит в том, что они позволяют с меньшими зат­ратами времени и средств находить количественное выра­жение взаимосвязи между сложными социально-эконо­мическими, технологическими и иными процессами, опос­редованными в показателях. Так, можно определить опти­мальную зависимость между: 1) партией поставки товаров и издержками на их транспортировку и хранение; 2) объе­мом деятельности и издержками с учетом необходимой при­были; 3) объемом капиталовложений и прибылью. По сути, любой показатель может быть запланирован посредством экономико-математического метода. Применение этой груп­пы методов способствует устранению субъективизма в пла­нировании и повышает научный уровень обоснованности плана. Однако применение этих методов требует точного математического описания экономической задачи и обяза­тельной экспертной оценки полученных данных.

Следующий элемент методологии планирования — по­казатели плана.

Показатель плана — это выраженная числом харак­теристика свойства (явления, процесса, решения) эконо­мического объекта. Показатели, используемые в экономи­ческих расчетах, могут быть классифицированы по раз­личным основаниям.

1. По роли в управлении:

§ директивные, обязательные для исполнения;

§ расчетные, необязательные для исполнения, в том чис­ле те, которыми обосновывают

директивные показа­тели. Их количество много больше директивных.

2. По экономическому содержанию:

§ натуральные, выражаются в тоннах, метрах, лит­рах, условных банках и др.;

§ стоимостные, выражаются в денежной форме, кото­рая является эквивалентом многих показателей;

§ трудовые, выражаются посредством затрат труда.

3. По отношению к деятельности:

§ объемные (количественные), характеризуют объем деятельности, инвестиций и др., например, товарная продукция, грузооборот, торговая площадь, объем строительно-монтажных работ;

§ качественные, характеризуют качество работы, на­пример, производительность труда, себестоимость, прибыль и рентабельность.

4. По отношению к измерителю:

§ абсолютные, выражаются суммой или количеством;

§ относительные, т. е. выраженные по отношению к другому показателю, в том числе к этому же, но базисному. В экономических расчетах относительные показатели зачастую играют более важную роль, чем абсолютные.

5. По роли в экономической работе:

§ прогнозные;

§ плановые;

§ ожидаемого выполнения;

§ фактические.

Ожидаемое выполнение показателя определяется в период, когда ещё отсутствуют фактические данные в целом за изучаемый период, но имеются фактические данные за часть периода. Ожидаемое выполнение представляет собой нечто среднее между плановым заданием периода и его фактическим выполнением. Его расчет включает, как правило: а) сумму фактических данных за прошедший период времени на момент расчета и б) сумму плановых данных оставшегося периода времени, причем этот план может быть скорректирован с учетом фактического выполнения.

6. По направленности:

- адресные, или индивидуализированные для конкретного исполнителя.

- обезличенные, касаются всех исполнителей, например, нормативы.

7. По критерию математических вычислений:

§ объемные;

§ средние;

§ приростные;

§ предельные (дифференцированные);

§ индексные.

8. По форме отчетности:

§ оперативные, основанные на текущем наблюдении за деятельностью;

§ статистические, предусмотренные статистической отчетностью;

§ бухгалтерские, предусмотренные бухгалтерской отчетностью. В отличие от статистических бухгалтерс­кие показатели более точные, но требуют больше
времени для своего определения.

Показатели в масштабах экономики объединяются сис­темой. Система экономических показателей — это комп­лекс взаимосвязанных характеристик объекта. Эти харак­теристики могут быть взаимосвязаны технологически, организационно, каким-то иным образом и, конечно, экономически.

Система экономических показателей отражает:

1) организацию, объем и структуру работы;

2) реальные связи объектов хозяйствования различных уровней и масштабов деятельности;

3) единую стандартизированную и обязательную для применения методику расчета.

В экономических расчетах важна сопоставимость пока­зателя не только по методике расчета, но и по ценам и другим факторам.

Сопоставимость по ценам достигается использовани­ем плановых и фактических индексов цен на товары и услуги. Полученная величина сопоставимого по ценам показа­теля может быть использована как база для расчетов плана (прогноза) товарооборота на следующие периоды.

Еще один элемент методологии планирования — это система мер (действий), необходимых для выполнения плана. План — реальный ориентир к действиям. И действия плана требуют своих обоснований. Без них план никогда не станет реальностью. Достижение цели требует продуманных, волевых и ответственных действий. Поэтому меры выполнения плана включают:

♦ развернутое описание необходимых действий;

♦ ресурсное обеспечение;

♦ перечень участвующих исполнителей (служб) и оп­ределение их дифференцированных задач;

♦ сроки выполнения расчетных показателей.

Меры достижения целей плана требуют обоснования с организационной, технологической, маркетинговой, кадровой и иных сторон. Эти стороны должны иметь экономичес­кое содержание, т. е. необходимые ресурсы и ожидаемые результаты, выраженные в стоимостном эквиваленте. По­нятно, что меры выполнения бизнес-плана по уровню раз­работанности будут отличаться от мер выполнения страте­гического плана, то есть данный элемент методоло­гии планирования имеет свои особенности в каждом виде плана. Но обязательность его присутствия в плане не вы­зывает сомнений.

Типовые меры (действия) по выполнению планового показателя предусматриваются для различных сфер деятельности:

1.В сфере основного капитала:

♦ поиск источников инвестиций на выгодных условиях;

♦ модернизация, реконструкция и расширение деятель­ности;

♦ увеличение доли активной части основных фондов;

♦ меры повышения уровня автоматизации и механиза­ции труда;

♦ профилактический ремонт и своевременная замена изношенных частей оборудования, частичная или полная модернизация узлов;

♦ защита авторских прав субъекта хозяйствования;

♦ применение оправданной ускоренной амортизации;

♦ открытие новой сети, в том числе торговой: сни­женных цен, сетей, торгующих по каталогам, скла­дов-магазинов, демонстрационных залов, почтовой торговли и др.

2. В сфере персонала:

♦ новые системы мотивации труда: а) сдельные систе­мы; б) доплаты и надбавки; в) премирование, из них специальные и индивидуальные виды премирования;

♦ меры повышения производительности труда, в том числе за счет эффективного использования основно­го и оборотного капитала, рационализации числен­ности работников;

♦ применение нормативов и норм труда;

♦ наем высококвалифицированных работников;

♦ применение должностных инструкций;

♦ развитие персонала, в том числе его обучение;

♦ меры по соблюдению трудового законодательства;
♦ создание атмосферы делового сотрудничества адми­нистрации и профсоюзов; обязательное выполнение всех пунктов трудовых со­глашений и договоров;

♦ укрепление трудовой дисциплины;

♦ снижение потерь рабочего времени.

3. В сфере менеджмента:

♦ применение схем управления, адекватных условиям деятельности;

♦ планирование карьеры сотрудников;

♦ организация объединений объектов хозяйствования;

♦ диверсификация деятельности, в том числе внедре­ние новых видов бизнеса;

♦ развитие культуры объекта хозяйствования.

4. В сфере оборотного капитала:

♦ ускорение оборачиваемости капитала в пределах нор­мы;

♦ нормирование элементов капитала;

♦ меры нормализации производственных и торговых запасов;

♦ ускорение сроков доставки сырья, продукции и то­варов;

♦ уменьшение дебиторской задолженности;

♦ увеличение доли собственного капитала;

♦ использование капитала партнеров по бизнесу;

♦ поиск кредитов на льготных условиях.

5. В сфере маркетинга, в том числе сбыта:

♦ снижение звенности товародвижения;

♦ стимулирование сбыта; использование инструментов маркетинга;

♦ поиск новых выгодных поставщиков;

♦ совершенствование системы хозяйственных связей;

♦ новые формы обслуживания;

♦ расширение спектра платных услуг;

♦ контроль за качеством продукции (товаров);

♦ рекламная кампания;

♦ дизайн товара и его упаковки;

♦ новые формы коммерции (мерчандайзинг, бонифи­кация, брэндинг, паблик рилейшнз, директ-мейл, паблисити, торговые конкурсы, презентации, использование образцов товаров, купонов, зачетных талонов и др.).

6. В сфере рационализации издержек производства и обращения:

♦ режим экономии, в том числе жесткий контроль за расходованием средств;

♦ рациональное расходование средств, направляемых на статьи, связанные с повышением качества про­дукции и обслуживания;

♦ внедрение дешевой распределительной системы;

♦ ликвидация потерь от бесхозяйственности и расто­чительства;

♦ рационализация расходов; на транспорт, тару, упа­ковку, содержание помещений и др.;

♦ снижение материалоемкости продукции; исследование каждого вида затрат, по которым име­ются неоправданный рост или перерасход.

Разработка мер выполнения плана включает также за­дания исполнителям — работникам подразделений и служб, специалистам. Б таких заданиях указываются основные подцели, т. е. задачи для исполнителей. Эти задачи рекоменду­ется излагать кратко, без детализации, что позволит в даль­нейшем исполнителю самостоятельно определить необхо­димые конкретные действия сообразно обстановке и складывающимся обстоятельствам. Такой подход в сочета­нии с соответствующей мотивацией труда исполнителя плана повышает степень его самостоятельности, ответственности и творчества при выполнении задания. Эта самостоятель­ность должна быть лишь в определенных пределах, не пре­вышающих должностные полномочия исполнителя плана.

Меры выполнения плана должны включать сроки ис­полнения. Это целесообразно делать посредством состав­ления календарного плана, разработки сетевого графика или "дерева целей''. Такой подход упорядочивает время на­чала и окончания работ, последовательность их выполне­ния, включает резервы времени, а также усиливает воз­можности мониторинга со стороны руководства.

Разработка мер выполнения плана, увязанная по ис­полнителям, определяет синергию объекта хозяйствова­ния, т. е. сотрудничество между различными фирмами или подразделениями (службами) одной фирмы. Благодаря си­нергии создается продуманная взаимосвязь и зависимость исполнителей разного уровня и видов деятельности.

Меры выполнения плана включают смету расходов. Она может разрабатываться: а) для отдельных структурных подразделений; б) в целом по фирме на блок заданий плана, в)'для отдельного исполнителя плана; г) на отдельное зада­ние плана. Обязательна разработка общей по фирме сметы расходов на весь план. Конкретизация расходов сметы не должна мешать определенной степени свободы исполните­лей плана при выполнении его заданий. Однако форма от­чета об использовании средств должна позволять контро­лировать направления и размеры их расходования.

Таким образом, классификация планов подчиняется задачам их систематизации по типовым признакам. Уста­новление сходства и различий между видами планов благо­даря их классификации позволяет лучше понять природу планирования. Однако в силу многообразия жизненных ус­ловий любая научная классификация несет в себе элемент условности. Главным в плане является не его соответствие классификации, а востребованность жизнью.

1.4 Организация планирования

При организации планировании составляющими ее элементами являются:

- порядок и последовательность разработки плана;

- система информации;

- исполнители.

Различают организацию планирования: а) на государственном уровне (страны, региона, отрасли); б) внутрифирменную.

В России организация планирования на государственном уровне отражает традиции советской школы экономической мысли, а также зарубежный опыт. Однако говорить о сложившейся государственной системе планирования в России еще рано. Ее становление и развитие во многом будут определяться практикой организации планирования на уровне предприятий.

Внутрифирменное планирование является составной частью системы управления объектом хозяйствования. Предприятие как первичное звено экономики полностью самостоятельно в разработке своих планов, Рассмотрим первый элемент организации планирования – порядок и последовательность разработки плана фирмы. Он осуществляется в несколько этапов:

1) обоснование целей деятельности;

2) сбор информации;

3) проведение экономического анализа;

4) составление прогнозов и планов;

5) утверждение и доведение планов до исполнителей;

6) выполнение плана исполнителями;

7) мониторинг плана.

Приведенная последовательность разработки планов является примерной.

Планирование начинается с выбора приоритетов в развитии. Выбор полностью зависит от решения высшего руководства, которое определяет основные цели деятельности на будущее.

В работе по сбору информации в планировании основным является преимущественное использование информации внешней среды хозяйствования.

Экономический анализ как оценка информации о прошлом и настоящем для определения будущего в силу своего большого значения рассматривается как самостоятельный элемент экономической работы. Анализ считается обя­зательным начальным этапом планирования и включает: эко­номические расчеты; выявление позитива в деятельности; выявление негатива в деятельности, в том числе изучение факторов его появления; оценку деятельности; разработку рекомендаций по улучшению деятельности.

Особое значение в условиях конкуренции приобретает SWOT-анализ, назва­ние которого произошло по первым буквам английских слов: "мощь", "слабость", "возможности", "угрозы".

К основным методам экономического анализа относятся: сравнение; группировка; индексный; цепной подстановки; графический; балансовый; корреляционный; регрессионный; факторный; маржинальный; дисперсионный; морфологичес­кий; дельфийский; экспертных оценок; предельный; генети­ческий; теории игр; теории массового обслуживания и др.

Следующий этап организации планирования — состав­ление планов. Он включает многочисленные расчеты, теоре­тическая сущность которых изучается различными дисцип­линами, а методология обоснований — данным курсом.

Процесс утверждения плановых показателей предус­матривает предварительное обсуждение проекта плана за­интересованными службами фирмы, а затем и ее высшим руководством. Утверждение официальных планов фикси­руется документально протоколом, приказом или распоря­жением. После утверждения планы доводятся до исполни­телей: структурных подразделений, отделов, служб и от­дельных работников. Начинается работа по их выполнению, в которой весьма заметную роль играют менеджеры. Ход вы­полнения планов контролируется, во-первых, по расходо­ванию средств, во-вторых, по времени выполнения, в-тре­тьих, с точки зрения экономического эффекта.

Кроме официальных планов в работе фирмы применя­ется множество таких планов, которые больше напоминают управленческие решения. Чаще они бывают тактического характера. Предприниматели, менеджеры и другие специ­алисты фирмы ежедневно принимают множество конкрет­ных решений, направленных на достижение утвержденных целей и подцелей. Планирование текущих действий также основывается на общей методологии планирования. Так, про­цесс принятия решения базируется на необходимости вы­бора одного варианта из всех имеющихся альтернатив с уче­том ограниченных возможностей и целевых устремлений.

Сложной дилеммой в теории планирования является про­тивопоставление требований адекватности и стабильности плана. С одной стороны, разработка плана должна быть на­правлена на непрерывное его приспособление к изменяющимся условиям деятельности фирмы, но с другой — план должен быть стабильным хотя бы некоторое время, чтобы действи­тельно служить ориентиром в работе. Реальное претворение такого парадокса заключается в поиске компромисса путем:

1) корректировки плана (постоянно либо эпизодически, по мере накопления его оперативных изменений). Но и первоначальный и скорректированный планы должны иметь неизменные параметры-критерии, позволяющие оценить степень достижения конечных целей деятельности;

2) построения системы стимулирования труда работни­ков за достижение: конечных целей, либо подцелей дея­тельности, либо промежуточных результатов.

Качество планирования во многом определяется уров­нем подготовленности работников фирмы, который опреде­ляется:

♦ теоретической подготовкой;

♦ уровнем их интеллектуального развития, в том числе миропониманием;

♦ опытом и квалификацией;

♦ пониманием того, что план — это система сознатель­но принимаемых решений, требующих соответству­ющих действий;

♦ умением предвидеть последствия принимаемых мер;

♦ способностью видеть главное, абстрагируясь от второстепенного и несущественного;

♦ умением найти оптимальное соотношение внешнего и внутреннего в условиях бизнеса.

Основные плановые обоснования, как и раньше, вы­полняют экономисты. Но чтобы план отражал весь комп­лекс задач и проблем хозяйствования, к его разработке привлекаются работники других служб и отделов фирмы сообразно вопросам своей компетенции. Так, работники эко­номического отдела при осуществлении плановых расчетов тесно сотрудничают:

♦ с руководством фирмы — по общим целям страте­гии развития и организационным вопросам;

♦ с отделами маркетинга и сбыта — по вопросам сбыта;

♦ с бухгалтерией — по вопросам учета и отчетности;

♦ с финансовым отделом — по вопросам финансирова­ния;

♦ с отделами снабжения и транспорта — по вопросам снабжения и доставки сырья;

♦ с отделом главного инженера, технологическим и про­изводственным отделами — по вопросам производ­ственного характера;

♦ с отделом кадров, труда и заработной платы — по вопросам персонала и др.

Безусловно, в условиях рынка основная ответствен­ность в планировании возлагается на экономистов-менед­жеров. Если задачей экономистов является экономическое обоснование плановых показателей, то в задачу менедже­ров входит интерпретация этих показателей конкретными действиями коммерческого, технологического, кадрового и иного характера. Высшее ру­ководство фирмы совместно с менеджерами выбирает цели деятельности и разрабатывает соответствующую страте­гию развития. Экономическая обработка выбранных целей детализируется экономистами, которые обосновывают ее экономическими категориями. Однако выбор ключевых дей­ствий по достижению плановых целей — это функция ме­неджеров. Они ежедневно занимаются вопросами плани­рования, участвуют в разработке многих видов планов фир­мы, определяют ее стратегию, политику сфер деятельности, бизнес-планы и т. д. Прогнозирование, про­граммирование, календарное планирование — все это осо­бые инструменты, используемые менеджерами в своей ра­боте. Поэтому в настоящее время возрастает значение про­фессии экономиста-менеджера, она становится особенно востребованной.

Работники экономического отдела выполняют следую­щие основные функции:

♦ составление статистической отчетности;

♦ изучение состояния внешней среды хозяйствования;

♦ проведение экономического анализа деятельности фирмы;

♦ расчеты прогнозов и планов, доведение их до испол­нителей;

♦ определение экономического эффекта отдельных уп­равленческих решений;

♦ участие в экономическом образовании работников фирмы;

♦ консультации руководства фирмы по экономическим вопросам;

♦ подготовка справок и обзоров по экономическим вопросам;

♦ рассмотрение соответствующих жалоб и предложе­ний.

Таким образом, элементами организации планирования являются порядок и последовательность разработки плана, система информации и исполнители. Качество планирова­ния во многом определяется уровнем подготовленности ра­ботников фирмы. В планировании возрастает роль тех спе­циалистов, которые непосредственно руководят осуществ­лением планов. В условиях рыночной экономики к экономическим работникам предъявляются новые требова­ния, связанные с необходимостью увидеть в потоке инфор­мации определенные тенденции и закономерности, обосно­вать правильный путь выхода из сложного положения.


Тема 2. Бизнес- планирование фирмы

2.1 Сущность и роль бизнес - плана

В последние годы в России значительную популярность приобрело бизнес-планирование.

Бизнес-план представляет собой краткое, точное и по­нятное описание предполагаемого бизнеса (сделки). Такой план позволяет выбрать из большого количества различ­ных ситуаций наиболее перспективные и определить сред­ства их достижения. Основной целью его разработки явля­ется привлечение потенциальных партнеров к бизнесу: он составляется для получения кредита или привлечения ин­весторов и спонсоров к предполагаемому направлению дея­тельности фирмы. Другими целями разработки бизнес-плана являются:

♦ планирование деятельности фирмы в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов;

♦ выявление степени реальности достижения намечен­ных результатов;

♦ доказательство целесообразности реорганизации дей­ствующей фирмы или создания новой.

Бизнес-план представляет собой документ, в котором формируются задачи деятельности фирмы, дается их обо­снование, определяются пути достижения, необходимые средства и конечные финансовые показатели работы.

Бизнес-план может использоваться: а) для получения кредита; б) при приватизации; в) для привлечения инвес­торов; г) при выходе на новые рынки; д) при перепрофили­ровании фирмы; е) по новым проектам (инновациям).

Бизнес-план помогает фирме решить следующие ос­новные задачи:

- определить конкретные направления деятельности фирмы, целевые рынки и место фирмы на этих рын­ках;

- выбрать товар (услугу), которая будет предложена фирмой потребителям и оценить необходимые для этого расходы;

- сформулировать задачи по производству и реализа­ции товара (услуги), необходимые действия по их достижению; определить лиц, ответственных за реализацию этих действий;

- выявить соответствие имеющегося у фирмы персонала и применяемой системы мотивации труда предъявляемым требованиям по достижению постав­ленных задач;

- определить состав маркетинговых мероприятий фирмы по продаже товара (предоставлению услуги);

- оценить финансовое положение фирмы и соответствие потенциальных ресурсов возможностям дос­тижения поставленных задач;

- предусмотреть трудности, которые могут помешать практическому выполнению бизнес-плана.

Подготовка бизнес-плана происходит на основе опреде­ленных требований к его оформлению. Бизнес-план «как офи­циальный документ оформляется в соответствии с имеющи­мися стандартами. Так, сейчас в нашей стране рекомендует­ся для составления бизнес-плана пользоваться российской проформой СП-11-101-95. Формат плана не имеет принци­пиального значения, так как все документы готовятся в об­щепринятой структуре UNIDO с последующим преобразо­ванием проекта к конкретным требованиям инвестора или кредитора и с учетом нюансов его продвижения.

Бизнес-план характеризуется тем, что он:

1) отражает объективную оценку предпринимательства фирмы;

2) является инструментом проектно-инвестиционного решения, направленного на удовлетворение потребности рынка;

3) основан на коммерческом аспекте деятельности;

4) включает анализ проблемы и способ ее решения;

5) служит для обоснования предполагаемого бизнеса и оценки результатов на определенный период времени. По­ этому может рассматриваться как мерило степени достижения успеха;

6) представляет собой документ, позволяющий "высве­тить" необходимый курс действий и управлять бизнесом;

7) в большинстве случаев используется как средство получения необходимых инвестиций, т.е. служит как бы "приманкой" для инвесторов и мощным инструментом финансирования бизнеса;

8) рассматривается как инструмент внутрифирменного управления и, соответственно, процесса планирования. Поэтому он является документом постоянно обновляемым, что делает фирму восприимчивой к разного рода нововведени­ям (технического, технологического, организационного и иного характера);

9) является хорошей рекламой для предстоящего бизнеса, так как создает деловую репутацию и выступает сво­еобразной визитной карточкой фирмы. Поэтому бизнес-план дожжен быть компактным, красиво оформленным и информационно наполненным;

10) демонстрирует готовность идти на риск, однако яв­ляется своего рода документом, страхующим будущую сдел­ку;

11) является инструментом самообучения, и его разра­ботка — это непрерывный процесс познания и самопозна­ния.

К основным причинам составления фирмой бизнес-плана относятся такие, как а) ознакомления потенциальных парт­неров с замыслами предпринимателя; б) необходимость зна­ния инвесторами и кредиторами объективной оценки дело­вого предложения; в) цифровое обоснование эффективно­сти бизнес - идеи. Основной вопрос составления бизнес-плана заключается в том, чтобы доказать целесообразность и эко­номическую эффективность предпринимательского проек­та, для выполнения которого предприниматель пытается привлечь дополнительные средства. Бизнес-план помогает координировать деятельность партнерских фирм, органи­зовывать совместное планирование развития ряда организаций, связанных кооперированием и изготовлением одно­го или нескольких взаимодополняющих продуктов.

Разработка бизнес-плана должна подчиняться следую­щим основополагающим принципам:

гибкости, что дает возможность постоянно адаптиро­вать план к изменениям среды, в которой функционирует данная фирма;

непрерывности, что предполагает "скользящий" харак­тер планирования;

коммуникативности, что определяет координацию и интеграцию усилий, т. е. в расчетах плана все должно быть взаимосвязано и взаимозависимо;

интерактивности, что означает творческий характер планирования и неоднократную проработку уже составлен­ных разделов плана;

многовариантности, позволяющей выбрать наилучшую из альтернативных возможностей достижения поставлен­ной цели;

участия, предусматривающего возможность вовлече­ния в процесс планирования всех участников будущей орга­низации;

адекватности, т. е. отражения реальных проблем и са­мооценки в процессе планирования.

Для составления бизнес-плана привлекается обширная информация, затрагивающая широкий круг вопросов о рынке, состоянии отрасли, новых технологиях, оборудова­нии и др. Значительная часть информационного материала не входит в окончательный официальный вариант бизнес-плана, но заслуживает внимания при предварительной раз­работке его рабочего варианта, в который включают всю рабочую информацию, сгруппированную по разделам до­кумента. Эти материалы могут иметь разнообразный харак­тер (от описаний и формулировок идей до расчетов, офор­мленных в виде таблиц произвольного типа); они постоян­но дополняются в процессе работы и используются при модернизации официального варианта бизнес-плана.

Информация, содержащаяся в биз­нес-плане, в дальнейшем будет использоваться не только руководством фирмы, но и отдельными специалистами в их повседневной работе: бухгалтером, экономистом, ме­неджером, коммерсантом, юристом, финансистом и др.

Как правило, бизнес-план разрабатывается на несколько лет. Показатели первого года даются с разбивкой по квар­талам (возможно и месяцам). Годовой бизнес-план фирмы может уточняться и продлеваться на следующий год.

Ключевыми особенностями бизнес-планирования слу­жат:

а) многоцелевая установка: осознание собственных це­лей, возможность выхода на уровни власти, обоснование потребности в инвестициях;

б) энциклопедичность изложения: на его основе и со­держащихся в нем справочных сведений будут в дальней­шем приниматься все решения, связанные с данным бизне­сом, без обращения к другим информационным источникам;

в) временной охват: он составляется обычно на срок от 2—3 лет до 5—7 лет. Основной материал плана за это вре­мя не должен устареть;

г) внеинфляционность: ключевые расчеты лучше вести в "твердой валюте";

д) реальность и полнота: у разработчиков должны быть и другие возможные варианты. Кроме того, могут быть "открытый" и "закрытый" проект бизнес-плана;

е) нетривиальность: присутствуют незатемненные выводы, прозрачные рекомендации, продуманный механизм исполнения;

ж) многоуровневость: краткое резюме и подробная аргументация деловых предложений;

з) доходчивость и обозримость: разделы плана содер­жательны, понятны в изложении специалистам и админис­траторам.

Таким образом, бизнес-план представляет собой крат­кое, точное и понятное описание предполагаемого бизнеса (сделки). Он позволяет выбрать из большого количества раз­личных ситуаций наиболее перспективные и определить средства их достижения. Он составляется для привлечения потенциальных партнеров к бизнесу: получения кредита, привлечения инвесторов и спонсоров. В документе указы­вается обоснование предстоящей деятельности фирмы в со­ответствии с потребностями рынка при помощи необходи­мых экономических ресурсов.

2. 2 Методологические основы разработки бизнес-плана

Структура бизнес-плана может изменяться в зависи­мости от конкретных задач объекта бизнеса. Содержание конкретного бизнес-плана будет зависеть от специфики про­екта с учетом: а) размера предприятия; б) характера про­екта (расширение существующего или создание нового); в) отраслевая направленность проекта; г) условия финан­сирования (наличие потребности во внешних источниках и доли этих источников). Крупные проекты требуют больше­го объема предварительных разработок и сам "бизнес-план для них будет выглядеть более объемным, а небольшие организации обычно ограничиваются компактным по фор­ме и содержанию документом.

Структура бизнес-плана, предназначенного для финан­сового оздоровления фирмы, отличается от структуры биз­нес-плана, предназначенного для привлечения новых инве­сторов. Так, распоряжением Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) (05.12.1994 № 98-р) "Об утверждении типовой формы плана финансового оздо­ровления (бизнес-плана), порядка его согласования и мето­дических рекомендаций по разработке планов финансового оздоровления" рекомендуется составлять бизнес-план по предложенной форме. Так называемые малые предприятия предпочитают традиционно использо­вать для составления бизнес-плана упрощенную его струк­туру. Крупные компании пред­почитают составлять бизнес-план по более сложной схеме.

Рассмотрим подробнее методологические основы раз­работки разделов бизнес-плана фирмы по ключевым воп­росам его составления.

I. Титульный лист. Назначение раздела - дать пред­ставление о проекте. На его основе потенциальный инвестор может сразу определить, представляет ли для него
интерес участие в проекте. Обычно титульный лист содержит следующие данные:

♦ полное название фирмы;

♦ сведения о владельцах или учредителях;

♦ краткую характеристику сути предлагаемого проекта (считается достаточным ограниченный объем раздела, состоящий из нескольких фраз о товаре или услуге, которые должны производиться или оказываться, о круге обслуживаемых потребителей и спо­собах реализации продукции);

♦ общая стоимость проекта, потребность во внешних источниках финансирования и предлагаемые его спо­собы (паевые взносы, эмиссия акций, кредиты);

♦ указания на конфиденциальный характер данного до­кумента, положения которого не подлежат огласке, поскольку являются коммерческой тайной и авторс­ким правом разработчиков.

II. Вводная часть (резюме). Цель раздела — дать сжа­тый (1—4 страницы) обзор делового предложения, способного привлечь внимание инвестора и стимулировать его к дальнейшему рассмотрению плана.

Здесь указываются важнейшие характеристики проек­та, ожидаемые финансовые результаты, прогнозируемые объемы продаж на 2—3 года, необходимый объем инвести­ций, затраты на производство, предполагаемый уровень рентабельности и срок окупаемости проекта. Обычно на ос­нове резюме кредитор принимает решение о целесообраз­ности чтения всего документа.

Особое внимание в разделе уделяется описанию: воз­можностей для бизнеса, их привлекательности, важности для фирмы и региона, необходимых финансовых ресурсов, возможного срока возврата заемных средств, ожидаемой прибыли и ее распределения.

III. Анализ положения дел в отрасли. В разделе приводится доказательство высокой степени обоснованности проекта на основе результатов комплексных маркетинговых исследований по следующим показателям:

♦ динамика продаж: в отрасли за ряд предшествующих лет и прогнозируемые темпы их роста;

♦ тенденция ценообразования (уровень цен и их дина­мика, основные ценообразующие факторы, реакция потребителей на изменение цен);

♦ всесторонняя характеристика конкурентов (выделе­ние наиболее крупных из них, определение их силь­ных и слабых сторон, оценка возможных стратегий
их развития и связанного с этим изменения роли на рынке);

♦ характеристика потребителей (их описание, выде­ление основных сегментов, насыщенность, факторы потребительского предпочтения, отношения к раз­-
личным торговым маркам);

♦ определение перспективных рыночных возможностей (выявление свободных "ниш" на рынке, определение стратегии действий по их завоеванию) и т.д.

IV. Сущность проекта. В этом разделе излагается ос­новная идея предполагаемого бизнеса. После знакомства с ней у инвестора должно сформироваться четкое представление о направлениях деятельности по достижению опре­деленной цели, о готовности фирмы к реализации проекта, а также о необходимом для этого объеме средств. В разде­ле обычно отражаются:

♦ основные цели, которые ставит перед собой предприниматель (создание нового дела, выпуск на ры­нок нового товара, выход на новые рынки, расшире­ние доли на рынке);

♦ определение и характеристика потенциальных по­требностей, описание возможных ключевых факторов успеха;

♦ подробное описание изделия, соответствия его па­раметров требованиям выбранного сегмента рынка;

♦ стадия разработки, патентная чистота и защита то­вара;

♦ характеристика фирмы (ее описание, степень готовности к осуществлению проекта, преимущества и не­достатки по отношению к основным конкурентам, местонахождение и его выгодность);

♦ общая стоимость проекта, включающая размеры и график инвестиций, первоначальные расходы по ве­дению маркетинговых исследований и организации управления.

Для потенциальных инвесторов этот раздел бизнес-пла­на необходим, чтобы окончательно убедиться во всесто­ронней подготовленности проекта.

V. План маркетинга. В разделе в четкой форме опреде­ляются задачи по всем элементам комплекса маркетинга с указанием, что должно быть сделано, кем, когда и какие для этого требуются средства.

Маркетинговый план содержит полную информацию о формах и методах внедрения товара на рынок, ценовой и сбытовой стратегии фирмы в каждом рыночном сегменте (при сегментировании рынка), методах стимулирования сбы­та и товарной политике. Раздел составляется на основе мар­кетинговой программы фирмы, подлежит обязательной кор­ректировке и ежегодно предоставляется инвестору.

Раздел должен включать план мероприятий по дости­жению намечаемого объема продаж и получению намечае­мой прибыли путем удовлетворения рыночных потребностей. При разработке раздела должна быть соблюдена четкая маркетинговая ориентация на потребителя (знание его зап­росов, уникальности и адресности продукции, услуг, высо­кокачественный сервис, доступная цена, своевременность поставок, надежность, стабильность и т. п.).

VI. Производственный план. Раздел содержит перечень задач, которые возникают в сфере производственного пред­принимательства, и способы их решения. Поэтому он составляется только теми фирмами, которые имеют произ­водство. При разработке освещаются следующие составля­ющие:

♦ производственные мощности (общая потребность и структура, необходимая для реализации производственной программы, наличие, необходимость в модернизации мощностей, сроки введения, объем инвестиций); весь технологический процесс с выделением охваты­ваемой проектом части, а также операций, поруча­емых субподрядчику (наименование фирмы, место расположения, адрес, обоснование их выбора, ус­ловия сотрудничества);

♦ объемы производства и реализации продукции, которые основаны на сопоставлении результатов мар­кетинговых исследований, в частности, по сбыту, с
производственными возможностями предприятия. Объем производства в номенклатурном разрезе про­гнозируется по периодам: первый год — по кварталам (месяцам); второй год — по полугодиям (кварталам); последующие годы — в целом за год;

♦ оборудование (потребности в конкретных видах но­вого или модернизация существующего, возможные поставщики и условия поставки, наличие контактов с ними и обоснование окончательного выбора, рас­ходы на приобретение и монтаж);

♦ сырье, материалы (потребности в конкретных видах, возможные поставщики и условия поставки, нали­чие контактов с ними и обоснование окончательного выбора);

♦ расчет средств на оплату труда (исходя из потребности в персонале и рабочей силе);

♦ производственные площади (потребности и степень их удовлетворения, условия расширения, необходимые вложения);

♦ расчет издержек производства и себестоимости производимой продукции (к разделу прилагаются каль­куляции выпускаемой продукции и расчет затрат по
всем статьям сметы затрат на производство).

VII. Организационный план. Раздел дает подробное представление инвестору о фирме и ее менеджменте. В разделе указываются:

♦ правовое положение фирмы;

♦ основные держатели акций, размер уставного ка­питала, количество простых и привилегированных акций (если организация создана в виде АО);

♦ имена, адреса, послужные списки и опыт работы чле­нов совета ди


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: