Федерализм

Города как субъекты государственного управления.

В составе государства (как унитарного, так и федеративного) есть, как правило, единицы, обладающие уникальными особенностями: это крупнейшие города, чаще всего столичные, и обязательно являющиеся центрами национальной и мировой культуры, туризма, а также крупными финансовыми, экономическими и интеллектуальными центрами. В рамках федераций они получают обычно статус Субъекта Федерации, а в унитарных государствах статус региона (например, Брюссель).

Особенность системы их управления состоит, прежде всего, в том, что их органы управления сочетают в себе и региональный и местный уровень. Связанные с этой особенностью проблемы чрезвычайно сложны и требуют специального рассмотрения. Особое значения они приобретают в настоящее время для крупнейших городов России - Москвы и Санкт-Петербурга как субъектов Российской Федерации.

Основные характеристики федерализма

Основу федерализма составляет гарантированное разделение власти между центром и региональными правительствами.

Федерализм - это политическая организация, при которой государственное управление разделено между региональными и центральным правительством таким образом, что каждый из уровней управления имеет право принимать окончательные решения по определенным видам деятельности. в первую очередь речь идет о географическом определении субъектов федерации, т.е. о территориальном разделении властей.

Можно выделить следующие характеристики федерализма:

1. Наличие письменной конституции. Разделение власти должно быть четко определено и центральному, и региональным правительствам необходимы твердые гарантии, что предоставленные им права не могут быть аннулированы. Конечно, никакая конституция не может служить абсолютной гарантией, тем не менее она является необходимым компонентом федерализма.

2. Двухпалатный парламент. Высший законодательный орган федеративного государства, как правило, состоит из двух палат: первая представляет население страны в целом, а вторая - субъекты федерации.

3. Право субъектов федерации принимать участие в изменении федеральной конституции и самостоятельно вносить изменения в собственную конституцию. Как правило, изменения федеральной конституции не могут быть проведены без выраженного в той или иной форме согласия субъектов федерации. Оно может быть выражено верхней палатой парламента, представляющей субъекты федерации, и/или одобрением со стороны по крайней мере большинства законодательных органов субъектов федерации или референдумами, проводимыми в субъектах федерации. Однако эти примеры не опровергают общей тенденции к унификации систем государственного управления на уровне федерации в целом и отдельных ее субъектов.

4. Равное или непропорционально сильное представительство небольших субъектов федерации в верхней палате парламента. Поскольку все субъекты федерации имеют равное представительство (Россия, США, Швейцария - по два представителя, Австралия - по десять представителей) небольшие субъекты получают преимущество, так как их небольшое население имеет такое же представительство, как население крупных образований.

5. Децентрализация государственного управления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: